Мы уже говорили, что работа мозга у людей аутичного спектра отличается от работы мозга у обычных людей.
Поскольку неврологические соединения (связи) между различными центрами мозга у них ослаблены, они испытывают трудности в тех случаях, когда требуется быстрая и одновременная обработка разнородной информации.
Нейротипичный мозг может обрабатывать множество разнородной информации одновременно и соединять ее воедино (интегрировать) беспрепятственно. Люди из спектра вынуждены обрабатывать такую информацию последовательными блоками, один за другим, соединяя все вместе постепенно, на сознательном уровне. Они должны "продумать" то, что мы понимаем интуитивно. Это замедляет процесс и отнимает уних много сил, в результате мы имеем "задержку информационной обработки".
Как мы можем помочь? Что мы можем сделать, чтобы поддержать человека в процессе общения и обучения? Как перекинуть мост между двумя мирами с разными способами информационной обработки, чтобы, таким образом, мы смогли беспрепятственно общаться и вступать в отношения друг с другом?
"Упростить, замедлить и прояснить!"
1. "Упростить!" Первое, что мы можем сделать – это:
– избегать давать много разнородной информации одновременно;
– перестать ожидать, что человек сам сможет разбить сложную задачу на шаги или делать несколько дел в одно и то же время.
Разбейте задание на части, последовательно следующие одна за другой.
Давайте информацию последовательно, один шаг за один раз, таким образом, они смогут обрабатывать и интегрировать ее непрерывно.
Разбейте задачу на простые шаги, предложите последовательность действий.
Излагайте информацию для них так, чтобы они могли ее "продумать".
2. "Замедлить!" Поскольку они не могут обрабатывать много разнородной информации одновременно и вынуждены делать это последовательно, замедлите скорость поступления информации и дайте им время обработать ("продумать") ее.
Вы делаете краткие вербальные сообщения. Замедлите их темп и дайте дополнительное время, чтобы их обработать. Возможно, вам потребуется дать ребенку 10-30 секунд, чтобы он завершил обработку и дал вам ответ. Дайте ему возможность учиться в своем темпе, который его не перегружает.
При общении и обучении, разбивайте все на части (шаги), замедляйте темп, давая ребенку много времени на процесс обработки и ответ.
3. "Прояснить!" Сразу приступайте к сути дела и проясните ее.
Люди из спектра мыслят конкретными, детализированными фактами. Они нуждаются в очень конкретной, буквально интерпретируемой информации, которая является фактической, свободной от предположений и сложных логических заключений. Говорите по существу, задержитесь на главном, сделайте его понимаемым буквально и наглядным. Если возможно, представьте информацию визуально, чтобы они могли это увидеть. Написанные слова, изображения, картинки, графики, диаграммы, блок-схемы и модели служат постояным ресурсом, на который можно многократно ссылаться. Произносимые нами слова являются мимолетными и легко теряются при воспроизведении.
4. "Говорите то, что думаете, и думайте, что говорите".
Не ходите вокруг да около, не приукрашивайте, не выдумывайте ничего лишнего.
Основывайтесь на фактах и будьте последовательны. Ничего больше и ничего меньше. Людям из спектра необходимо, чтобы информация была согласованная (непротиворечивая) и предсказуемая. Несогласованность и непредсказуемость могут привести их в состояние испуга и паники. Они не могут доверять тому, что непонятно и непредсказуемо.
Наши стили мышления и стили общения существенно отличаются.
Поэтому мы должны предоставлять им информацию в той форме, в которой они могут ее обработать и общаться тем способом, который им понятен и доступен.
Проще говоря, для эффективных взаимоотношений "двух миров" нам нужно замедлить свой.
"Упростить, замедлить и прояснить!"
Автор: Bill Nason
Об авторе:
Bill Nason, MS, LLP
Liimited License Psychologist, Behavior Specialist
Более 30 лет опыта работы с пациентами с ограниченными возможностями и отклонениями в развитии,
в частности с тяжелыми, многочисленными проблемами поведения.
Первые 12 лет работал в Oakdale в региональном центре по проблемам развития .
Следующие 15 лет работал в Macomb в региональном центре (MORC) и Центре поддержки аутизма в Окленде.
В настоящее время - супервайзер консультантов сервисов для Genesee County Community Mental Health, Флинт, штат Мичиган , США.
Контракт с Oakland University Centre: изучение аутизма, образование, поддержка запуска спортивных программ для детей с аутизмом.
Перевод С. Архиповой, АКМЕ г. Москва - для Ассоциации специалистов сенсорной интеграции
Редактор текста Жеглова Е.К.
Источник: Autism Discussion Page