В последнее время в России все большую популярность приобретает метод сенсорной интеграции (ASI), разработанный трудотерапевтом Джин Айрес из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе.
Переведенной на русский язык литературы, описывающий обсуждаемый метод не так много – это книга самой Джин Айрес «Ребенок и сенсорная интеграция», книга немецкого эрготерапевта Уллы Кислинг «Сенсорная интеграция в диалоге». И совсем недавно изданная на русском языке (в 2017 году) книга «Сенсорная интеграция. Теория и практика», описывающая и обобщающая исследования данной терапии.
Сенсорной интеграцией основатели теории называют процесс, во время которого нервная система получает информацию от рецепторов, обрабатывает, а затем и использует ее для выполнения целенаправленной деятельности. Например, чтобы человек принял определенную позу в пространстве, должна произойти адаптационная реакция – это и будет являться сенсорной интеграцией. Авторы обсуждаемой теории предположили, что различные отклонения от нормы в психическом развитии ребенка могут быть связаны с нарушением обработки сенсорной информации.
Для преодоления различных нарушений авторы и последователи теории предлагают компенсировать расстройства сенсорной интеграции посредством сенсорного, вестибулярного, проприоцептивного, тактильного стимулирования.
В целом, теория сенсорной интеграции оправдала свое существование и действительно доказала свою эффективность на Западе. Однако, хочется заметить, что научные труды отечественных авторов, основателей классической нейропсихологической школы, гораздо глубже раскрывают взаимосвязь структуры и функционирования головного мозга с особенностями психических процессов.
Хочется заметить, что даже батарея тестов, изучающая особенности сенсорной интеграции, уж слишком сильно напоминает классическую нейропсихологическую диагностику. Есть правда несколько отличий: во-первых, небольшая путаница в терминологии, во-вторых, нейропсихологическая диагностика, помимо тестов на сенсорную интеграцию (другими словами, пробы на тактильные и саматогностические функции, двигательные функции, пространственные представления и гнозис), включает пробы на память, речевые функции, интеллектуальные функции, письмо и чтение.
Также в отечественной нейропсихологии существует альтернативный метод, который прекрасно заменяет сенсорную интеграцию – это метод замещающего онтогенеза (А.В. Семенович, Б.А. Архипов).
Кроме того, важно заметить, что ни метод сенсорной интеграции, ни метод замещающего онтогенеза не являются уникальными рецептами избавления от всех проблем! Каждый ребенок должен пройти качественную диагностику, чтобы было возможно определить дальнейший путь коррекции и круг специалистов, которые смогут вместе с ребенком добиться максимальных результатов.
Исходя из вышесказанного хочется заключить, что не следует слепо бежать за новомодными тенденциями. Каждый специалист, прежде чем решить освоить метод сенсорной интеграции, должен (нет, просто обязан) изучить труды отечественной нейропсихологии. Я не отрицаю существование западных теорий, но к ним следует преступать, если у вас есть хорошая теоретическая база, основываясь на которую вы сможете вынести для себя пользу и из альтернативных научных трудов. А вот лучшей теоретической базы, чем отечественная, извините, не найти.
Каждый родитель должен запомнить, что прежде чем отправится с ребенком на волшебный дорогостоящий курс, избавляющий от всех проблем, нужно взвесить все за и против и понять, что месяц пропущенных занятий у логопеда, дефектолога (и других постоянных специалистов, сопровождающих процесс реабилитации) мог бы дать вам гораздо больше, чем кратковременный курс сенсорной интеграции. Постоянно вырывая ребенка, то в один санаторий, то в другой, бегая от одного специалисту к другому, вы не даете ему самого главного – четкого режима и целостной, структурированной, поэтапной программы коррекции. Кроме того, правильно организовав отдых с ребенком, успешную сенсорную интеграцию вы сможете обеспечить и сами!
Грудинина Оксана Александровна