В процессе развития ребенок не только растет, но также набирается ума, силы и ловкости, диапазон его действий расширяется. Со временем он становится все более самостоятельным и независимым. Ребенок открывает для себя мир.
Развиваясь, ребенок все больше и больше приспосабливается к окружающей его обстановке, учится лучше ориентироваться в ней. При этом происходит быстрое развитие функций нервной системы и мышц. Сразу после рождения начинают развиваться органы чувств – вкуса, обоняния, но, прежде всего, органы зрения и слуха. При этом подключаются к действию проводящие пути спинного и головного мозга. Тем самым «включаются» «каналы чувств». В клетках головного мозга откладываются воспоминания об определенных вкусах, ощущениях, об увиденном или услышанном. Не запомнив, ребенок не сможет узнать и понять то, что когда-то он видел или слышал.
Сравнивая новые впечатления с тем, что уже отложилось в памяти, ребенок начинает понимать и классифицировать явления: «Это я знаю. Это я уже однажды видел!» Дети учатся, рассматривая увиденное как уже известное им или как новое, отличное от известного.
Восприятие и анализ впечатлений о мире являются лишь одной стороной детского опыта, потому что, помимо этого, ребенок должен учиться действовать активно. В играх и экспериментах ребенок при помощи движения получает возможность углубить знания и навыки, полученные при помощи органов чувств.
В ходе развития ребенок учится все больше и больше использовать свои умственные и физические возможности. При помощи органов чувств и мускулатуры он постоянно узнает что-то новое. Естественно, что предпосылки для этого у каждого ребенка разные. Решающее значение здесь имеют упражнения, которые предлагают малышу его родители.
Под обучающими упражнениями понимают не простое заучивание нового материала, которое может только подавить в ребенке усердие и радость от собственных достижений. Специалисты знают, что в воспитании детей с задержками умственного развития нельзя обойтись без некоторых обучающих программ, помогающих им ориентироваться в мире. При воспитании же здоровых детей родители, слишком усердствующие в применении мер принуждения, могут вообще не добиться никаких результатов.
Обучение должно стать для ребенка игрой и приятным переживанием. Древний закон, вновь открытый современными психологами, подтверждает тот факт, что самый большой успех ребенок переживает в радостной и спокойной обстановке.
Окружающая среда является «природным» учителем. Ребенок поднимается на холмы, карабкается на деревья, удерживает равновесие, взобравшись на заборы, прыгает через канавки. Он висит на турниках, тянет, толкает и возит катающиеся игрушки. Тем самым ребенок в разных ситуациях упражняется в силе и ловкости. Ему хочется брать в руки мячи, воздушные шары и шины, крутить их, перекатывать и бросать. Он изучает игрушки, разбирает и собирает их. Все это время ребенок выполняет обучающие упражнения, причем без помощи взрослого. И если ему что-то непонятно или требуется помощь, он обязательно спросит вас.
Основная задача родителей – в форме игры привить ребенку нужные навыки в нужное время. Кажется, что сделать это просто. На самом деле потребуется больше усилий, чем может показаться на первый взгляд. Родители должны знать, что ребенок уже умеет и, прежде всего, какова ближайшая цель определенных упражнений. В зависимости от уровня развития, психологического возраста ребенку предлагаются разнообразные игровые стимулы.
Не следует забывать о том, что детское развитие проходит в постоянных столкновениях с различными ситуациями внешнего мира. При этом ребенок все больше учится приспосабливаться к внешним обстоятельствам. Чем старше ребенок, тем быстрее он приспосабливается к окружающей обстановке, тем интенсивнее работают органы чувств, мускулатура и нервная система. Благодаря этому дети старшего возраста приспосабливаются быстрее и лучше, причем как умственно, так и физически.
От ребенка можно требовать не больше, чем он способен достигнуть в соответствующем возрасте. Было бы бессмысленно пытаться научить полугодовалого младенца ходить. Центральная нервная система еще недостаточно развита в этом возрасте, и попытки ходить не могут привести к положительному результату. Если мы слишком рано предъявляем к ребенку высокие требования, нас может ожидать неудача. Из-за неудачных попыток ребенок теряет желание выполнять задания в будущем. К сожалению, данное явление встречается довольно часто.
Примеры: Папа купил 5-летней любимой дочурке пару ходулей. Он не знает, что в этом возрасте ребенок не обладает достаточным контролем над своим телом и что лучше было бы потренироваться на самодельных мини-ходулях – консервных банках, привязанных к ногам ленточками. Естественно, первые радостные попытки ходить на больших деревянных ходулях заканчиваются неудачей. Папа расстроен, так как дочь не может сообразить, как обращаться с ними. Многообещающее начинание заканчивается криком и слезами, хотя с самого начала было ясно, что оно обречено на неудачу.
То же самое случается, когда 2-летний ребенок пытается расстегивать и застегивать пуговицы на одежде. Или когда его в этом возрасте обучают резать ножницами. Или когда ребенка 3-х-4-х лет пытаются научить завязывать шнурки. Список подобных примеров можно продолжать бесконечно. Слишком ранние требования не имеют смысла, они всегда заканчиваются разочарованием и для ребенка, и для его родителей.
Мы можем рассматривать головной мозг как своего рода компьютер. Он с самого начала своего существования насыщается сигналами и разного рода информацией из внешнего мира. Задача мозга состоит в том, чтобы расшифровать многочисленные послания. Иными словами, он должен выявить смысл и значение преобразованных в электрические импульсы световых и звуковых волн. Это позволяет человеку не только слышать и видеть, но ипонимать услышанное и увиденное. Ребенок, понимая смысл увиденного или услышанного, демонстрирует это двигательной реакцией.
Возьмем, к примеру, малыша, которому протягивают бутылочку с молоком. Если он правильно понял «сигнал», то «сообщит» нам об этом движениями рук или рта (см. задание А.11. Таблицы).
Не получив такого «двигательного ответа», мы не можем быть уверены в том, что ребенок действительно усвоил информацию, поступившую в мозг через органы чувств. Вначале эти ответы проявляются в виде действий, жестов, мимики и издаваемых звуков,потом – слов, а позднее, ближе к школьному возрасту, и в виде письменных сообщений.
Ребенок постоянно совершает разные движения – корпусом, конечностями, ртом, – чтобы общаться с другими людьми. Многие из этих ответов и сообщений инстинктивны. Другие осознанны и произвольно передаются в качестве «приказов» органам движения. Мозг в точности проверяет правильность исходящих сообщений и действий. Это происходит при помощи органов чувств, которые постоянно отправляют информацию (ответ) в головной мозг.
Зачастую нам приходится изменять приказы в зависимости от ситуации, даже если они были правильными, и приспосабливать их к новой ситуации. К примеру, мы хотим схватить рукой воздушный шар, но его вдруг уносит ветром в другую сторону, и глаза «говорят» нам, что следует изменить направление движения.
Мозг, как сложный компьютер, приспосабливается к новым условиям, самостоятельно действуя и контролируя свои действия. Информация воспринимается при помощи органов зрения, слуха и осязания и по проводящим путям поступает в головной мозг. Там она классифицируется и обрабатывается. Органы чувств осуществляют обратную связь с головным мозгом или, другими словами, контроль.
Схема 1
На схеме показано, как функционирует такой контрольный цикл. Ребенок воспринимает основную информацию при помощи органов зрения и слуха (осязание в схему не включено). И при помощи рук, тела и рта ребенок дает ответ.
Представленные на схеме 1 пять функций – видеть, хватать, ходить, говорить и слышать – включены в Таблицу. Если посмотреть на Таблицу сенсомоторного развития обобщенно, то можно увидеть, что функции восприятия и переработки информации рассматриваются в совокупности с двигательными и речевыми функциями (ответными реакциями).
Таблица 2. Показатели развития
Минимальный показатель контроля над своим телом показывает колонка В в центре таблицы. Развитие двигательных функций – выпрямиться, приподняться, пойти, подняться, удерживать равновесие, прыгать – способствует умственному развитиюребенка. Это верно для двух первых лет жизни, когда ребенок изучает окружающий мир и учится самостоятельно ориентироваться. Позднее способность быстрее бегать, дальше прыгать или удерживать равновесие влияет на умственное развитие уже в меньшей степени.
Для лучшего понимания причинной связи между физическим и умственным развитием приведем в пример первое время после рождения. Уже в первые недели младенец учится в положении лежа на животе держать головку. Тем самым он расширяет свой кругозор.
Когда спустя несколько месяцев малыш учится поддерживать вес тела на локтях и руках, он может видеть еще больше нового и интересного. Сильные мышцы спины и шеи в этом возрасте становятся важным условием для развития зрительного восприятия и позднее для развития мелкой моторики. Как иначе младенец сможет знакомиться с миром, если не умеет держать головку?
Желание постигать окружающий мир проявляется со всей силой, когда ребенок садится и позднее пытается подняться, держась за решетку кроватки или детского манежа. Когда появляется зрительный интерес, ребенку хочется преодолеть границы помещения и активно участвовать в жизни вокруг него.
Примерно в то же время младенец учится ползком передвигаться вперед. Обычно через некоторое время он становится «двуногим существом» и, научившись стоять и ходить, изучает мир вокруг себя.
На втором году жизни ребенок с удовольствием взбирается по лестницам, карабкается на стулья, совершает «вылазки» в другие комнаты, на другие этажи и, конечно, на улицу. Всегда и всюду при помощи ручек ребенок охотно изучает все, что ему удается нащупать, сорвать, перевернуть, перекатить и подбросить.
В первые два года жизни формирование и развитие умственных способностей тесно связано с развитием контроля над своим телом и двигательными навыками. Однако и в старшем возрасте физическое развитие по-прежнему имеет огромное значение.
Развиваясь, ребенок стремится к физической ловкости и сноровке, ему, естественно, хочется проявить себя в движении. Он хочет двигаться вместе с другими детьми, хочет участвовать в совместных играх. Ребенку важно, чтобы его ценили, признавали и уважали другие.
Какой ребенок не хотел бы участвовать в играх с другими детьми? Так как большинство детских игр подвижные, тому, кто желает участвовать в игре, нужно уметь отлично владеть своим телом.
Неловкого ребенка ровесники зачастую отвергают, просто не принимают в группу, иногда даже высмеивают. Неудивительно, что отвергнутый ребенок перестает верить в себя. Вследствие этого он замыкается в себе и старается не попадать в ситуации, с которыми не сможет справиться.
Схема 2. Соотношение функций зрения и мелкой моторики
Между мелкой моторикой и умственной деятельностью в Таблице прослеживается более тесная связь, нежели между умственной деятельностью и двигательной сферой в целом. Изучая всевозможные предметы, трогая и ощупывая их руками, ребенок накапливает опыт. Ребенок приходит к пониманию причинных связей, открывая упаковку, чтобы увидеть, что скрывается внутри, крутится ли данный предмет или крепится к чему-то и т. д.
Чем старше ребенок, тем активнее он использует руки и пальцы, чтобы повторить увиденное или осуществить задуманное. Он строит дома, башни и мосты, рисует зверей и людей, числа и буквы, и в конечном итоге он учится писать.
При выполнении всех вышеописанных действий глаза помогают рукам. Только у слепых детей ведущим ориентиром становится осязание. Обычно глаза «говорят» рукам, что делать. Сначала ребенок видит, и только потом хватает руками! То есть зрительная ориентация предшествует развитию мелкой моторики (см. схему 3).
В нашей Таблице данная схема соотношения функций зрения и мелкой моторики представлена в вертикальных колонках А и Б (см. таблицу 2). Высокие показатели в обеих колонках свидетельствуют о развитых практических навыках.
Любитель мастерить, техник, слесарь, механик обязаны своим умением прежде всего этим двум сферам деятельности. Они должны зрительно распознать причинную связь между предметами и изменить их на практике.
Все их выводы и умозаключения постоянно контролируются и перепроверяются при помощи глаз и рук.
Все зрительные «достижения» основаны на способности глаз фиксировать или оптически удерживать подвижные и неподвижные цели. Младенец делает это уже в первые недели и месяцы жизни. Без такой тренировки глазных мышц, без наблюдения за предметами при любой возможности ребенок не смог бы узнавать предметы и различать их.
Человеческий глаз снабжен мышечным аппаратом, направляющим взгляд, как объектив кинокамеры, на рассматриваемый предмет. У детей, страдающих косоглазием, глазным мышцам не хватает подвижности. Их «камера» передвигается и поворачивается, ведь и они тоже могут направить взгляд в сторону наблюдаемого объекта. Такие дети могут наклонять голову и вращать ею, но их глазное яблоко не может совершать тончайших движений, то есть при нормальном положении головы глазные мышцы могут с трудом направить глазное яблоко вправо, влево или вниз.
Наряду с такой мышечной техникой глаз обладает оптическим аппаратом. И здесь также уместно сравнение с фототехникой. Глаз работает как фотоаппарат. Отдаленные или находящиеся вблизи предметы глаз видит одинаково четко благодаря автоматическому изменению преломления в линзе. Расположенная за глазом сетчатка является «пленкой», на которую воспроизводятся предметы. Непосредственно за ней находится зрительный нерв, передающий зрительные ощущения в зрительный центр головного мозга.
Так как у человека два глаза, на сетчатках отражаются две почти одинаковые картинки. И одной из основных трудностей в процессе развития зрительного восприятия, без сомнения, является взаимодействие обоих глаз. Ведь только таким образом можно предотвратить появление раздвоенного изображения.
Обычно эти мышечные и оптические процессы приспособления глаз происходят в относительно раннем возрасте. Но бинокулярное зрение, которому присуща быстрая реакция на изменения ситуации, развивается, естественно, позже. Чрезвычайно важную роль при этом играют внешние раздражители. В поле зрения ребенка всегда должно быть что-то яркое и подвижное. Младенец, видящий перед собой только белую постель, белые стены и потолки, впоследствии не будет обладать подвижным и внимательным взглядом.
Чем больше было в жизни ребенка зрительных стимулов и чем внимательнее он рассматривает окружающие предметы, тем лучше он овладеет этим важнейшим органом чувств. Зрение влияет на развитие не только зрительного восприятия, но и мелкой моторики.
Колонка А Таблицы объясняет, что ребенок может «извлечь» из окружающего мира глазами. Наряду с осязанием зрение является первоначальной формой обучения, так как ребенок учится и накапливает опыт, глядя на окружающие его явления. Упрощенно этот учебный процесс можно назвать «зрительным интеллектом».
Мы уже говорили о том, что важное место в приобретении «зрительного интеллекта» отведено мелкой моторике. При помощи рук ребенок постоянно предлагает глазам новую «подкормку» для ума. Но непосредственные мыслительные процессы происходят в соответствующих зонах головного мозга.
Между 6-м и 12-м месяцами жизни ребенок начинает узнавать знакомых людей и предметы. Примерно на 8-м месяце жизни он вдруг начинает бояться незнакомых людей. Ему недостаточно того, что к нему обращено улыбающееся лицо, это должно быть лицо мамы, которое он хорошо знает.
Примерно в возрасте одного года ребенок узнает свою бутылочку или любимую мягкую игрушку. Он также в состоянии снять платок с накрытого у него на глазах предмета, так как теперь он понимает, что предметы не исчезают, даже если их и не видно. Для малыша это большой шаг вперед в его умственном развитии. О внезапно исчезнувшей игрушке он помнит в течение нескольких секунд. Тем самым ребенок достиг способности представлять предмет, который он не может видеть в данный момент.
Накапливая подобного рода опыт, шаг за шагом ребенок развивает «зрительный интеллект». Он узнает уже знакомые предметы и отличает их от незнакомых. Сначала это реальные предметы, позднее предметы, изображенные на картинках, например на детском лото.
Со временем ребенок должен научиться классифицировать предметы по цвету, форме и размеру. Вскоре ребенок будет в состоянии отобрать среди множества предметов одинакового цвета, размера и формы один, отличный от остальных. И так далее, пока не сможет отличать два, три и более разных цвета, размера и формы.
Сначала речь идет только о зрительном различении, то есть ребенку не нужно знать названия цветов, которые он отбирает. Точно так же ребенок различает разные количества предметов, не зная точного их числа, или объединяет предметы одной категории, обобщая их, например: еда, одежда, животные, птицы, транспорт и т. д.
Как видно из Схемы 3, соотношение функций слуха и речи аналогично соотношению функций зрения и мелкой моторики (Схема 2).
Практический ум связан с конкретным мышлением – здесь и сейчас. Переход к теоретической форме мышления происходит тогда, когда предмет, который ребенок видел, исчезает из поля зрения.
Помнить о чем-то; уметь представить что-то, однажды увиденное или пережитое; планировать на будущее, пускай даже на один день вперед, – все это относится к абстрактным процессам мышления. При этом любое, даже смутное, воспоминание становится зримым и прочнее укрепляется в сознании, если передано словами.
Когда ребенок младшего или дошкольного возраста рассказывает вечером о событиях пережитого дня, вспоминая их по порядку, или утром говорит о том, что планирует сделать днем, – это способствует развитию мышления.
Для того, чтобы научиться пользоваться языковыми понятиями для обозначения тех или иных предметов, их качеств и действий, ребенок должен сначала набрать опыт восприятия на слух. Чем чаще в семье разговаривают и чем больше у ребенка собеседников, тем лучше будет развиваться его мышление
Понимание между людьми опирается на сохранение в памяти многочисленных имен, обозначений и названий. При этом человек либо воспринимает информацию, либо передает ее. Для всех предметов, явлений, качеств и т. д. существуют «словесные шаблоны», образующие фундамент языка.
Сначала ребенок слышит, не понимая смысла услышанного. То же самое мы наблюдали в сфере зрительного восприятия, где фиксирование движущихся и неподвижных предметов было предварительным этапом зрительного восприятия, обеспечивающего узнавание и понимание предметов и явлений окружающей действительности.
Уже в начале жизни ребенок прислушивается к различным звукам своего окружения. Он хочет понять, откуда они исходят, какова связь между звуком и предметом или человеком, производящим его. Чтобы самому ответить на этот вопрос, ребенку нужно научиться точно определять направление, откуда исходит звук. Для этого он должен уметь достаточно быстро поворачивать голову, чтобы глазами увидеть источник звука.
Схема 3. Соотношение функций слуха и речи
Зрительное восприятие тесно связано со слуховым: «Так, это мамин голос» или «Если я слышу звук шагов, сейчас кто-то придет».
Понимание смысла слов изменяется и развивается с возрастом. Освоив одно значение, ребенок постепенно научится понимать смысл других слов. Позднее к этому прибавляются понятия, при помощи которых ребенок может точнее классифицировать и понимать окружающие явления, например относящиеся к пространству (далекое и близкое, высокое и низкое, большое и маленькое) и времени (рано и поздно, вчера и сегодня, лето и зима), а также многие другие.
Если взрослый в разговоре с ребенком поначалу привлекает мимику и жесты, это помогает ребенку понять смысл сказанного. Чаще всего это происходит автоматически, например когда взрослый что-то запрещает словами и при этом качает головой, или делает соответствующее движение рукой, говоря: «Иди ко мне».
Попробуйте в качестве эксперимента намеренно опустить мимику и жесты. Если ребенок все же понял смысл сказанного, это говорит о развитом слуховом восприятии (колонка Д Таблицы).
В любом движении принимают участие мышцы. В процессе говорения в движение приходит вся ротовая полость. В нем задействованы мышцы губ и языка, но основой речи является звук, извлекаемый гортанью на выдохе.
Первые звуки, издаваемые новорожденным, – громкий плач; позже к этому добавляются визг и смех, открывающие ребенку новые возможности самовыражения. При этом повышается или понижается тембр голоса, голос становится тише или громче.
В эти действия сначала вовлекаются не все мышцы рта. Сначала губы, язык и нёбо нужны исключительно для приема пищи. Сосание, глотание, лизание и жевание являются прекрасными подготовительными упражнениями для развития речи.
Постепенно младенец учится справляться и с твердой пищей. Он отправляет пищу в разные уголки рта, пережевывая и растирая ее языком. Так ребенок продолжает тренировать мышцы рта.
Лепет и гуление также являются отличным упражнением для развития мышц рта. То время, когда ребенок, лежа в своей кроватке, что-то лепечет, является одним из важнейших периодов развития, предшествующим развитию речи. Это пока неосознанные упражнения с разными положениями языка и губ. А какой восторг вызывает такая «языковая акробатика» у самого ребенка!
Самостоятельно производимые звуки еще и потому так привлекательны для ребенка, что он воспринимает их на слух. Глухим детям это не свойственно. Они, не получив обратной связи, через какое-то время перестают издавать звуки.
Вначале практически все комбинации звуков, издаваемые ребенком при разных положениях языка, губ и мягкого нёба, случайны. К концу первого года жизни ребенок с радостью пытается подражать звукам. Наконец, ему удается точно имитировать их.
Позднее ребенок воспроизводит слоги и еще позже слова. Несмотря на то, что ребенок чаще всего еще не понимает смысла того, что он произносит, некоторые комбинации звуков он повторяет с удовольствием снова и снова.
Акустически-речевые осмысленные процессы к этому моменту только зарождаются. В начале второго года жизни ребенок говорит первые осмысленные слова.
Начиная с этого момента словарный запас ребенка постоянно растет. Естественно, что «выдача слов» происходит всегда на несколько месяцев позже «приема». Ребенку в возрасте двух-трех лет доставляет большую радость называть именами все известные предметы. И если он не знает названия, то часто и многократно спрашивает у взрослого: «Это?», «Что это?», «А это?»
Если поначалу одно слово передавало смысл целого предложения, то постепенно ребенок начинает использовать фразы из двух-трех слов для выражения своих желаний и наблюдений: «Дай мишку» или «Папа, пойдем гулять». При этом совершенно нормально, что он испытывает трудности при произнесении некоторых согласных звуков, заменяя их на другие. Это явление называется дислалией.
Некоторые родители считают, что они должны приучать ребенка с раннего возраста к «правильной речи». Они боятся, что неправильное произношение или «детский язык» останутся надолго. В большинстве случаев такие опасения совершенно напрасны, так как это-естественный переходный этап. Ребенок говорит «гав-гав», «ам-ам», «баю-бай» или «ата-та» потому, что эти слоги легко произнести. Слова «собака», «кушать», «спать» или «гулять» содержат такие комбинации звуков, с произнесением которых ребенок младшего возраста не справляется ввиду неразвитости речевого аппарата.
Родители не должны впадать в детство и говорить детским языком. Ребенок должен слышать правильные названия. И постепенно он достигнет такого уровня развития слуха и речи, который позволит ему пользоваться языком взрослых.
Таблица сенсомоторного развития очерчивает не средний уровень детского развития, а нижний предел нормы, минимальный уровень развития. Очень важно обратить внимание на отставание, выходящее за нижний предел нормы, так как оно может быть следствием одной или нескольких причин.
Задача диагностики в каждом отдельном случае состоит в том, чтобы установить возможные причины задержки развития. Важно отличать основные причины от вторичных, т. к. от того, какие причины первичны, зависит выбор терапевтических мер, которые следует предпринять.
Например, органические повреждения головного мозга могут быть главной причиной отставания в развитии ребенка, а пренебрежение ребенком или гиперопека могут усилить органически обусловленное отставание. Недостаточные социальные контакты развивающегося ребенка сами по себе могут быть основной причиной нарушений. Например, недостаток материнского тепла и внимания в раннем детстве может вызвать замкнутость и пассивность ребенка, блокируя тем самым общее его развитие.
У детей, побывавших в раннем возрасте в детском доме или больнице, наблюдаются проблемы не только в сфере социального развития. Прежде всего наблюдаются задержки в развитии речи и в двигательной сфере. Такие дети позже начинают говорить и ходить, дольше сохраняют неловкость в движениях по сравнению с ровесниками.
Выясняя диагноз ребенка и размышляя о возможной программе помощи, важно найти ответы на следующие вопросы: Имеет ли место в данном случае просто задержка в развитии, или она базируется на нарушении развития? Иными словами, происходит ли развитие ребенка во всех сферах ниже уровня, соответствующего его возрасту? Может быть, достижения 4-летнего ребенка соответствуют уровню развития ребенка 3 лет? Является ли отставание в развитии результатом функциональных нарушений?
Нарушения – это качественные изменения. Зачастую они являются проявлением органических повреждений головного мозга.
Многие дети с повреждениями головного мозга страдают нарушениями восприятия. При этом сигналы от органов чувств поступают видоизмененными, так как воспринимаются они отрывочно. Такие дети могут нормально видеть или слышать, но способность различать и запоминать зрительно и на слух может быть значительно нарушена.
При повреждениях головного мозга могут наблюдаться двигательные нарушения разной степени выраженности. Они могут не ограничиваться лишь нарушениями деятельности мышц тела и конечностей, а зачастую они проявляются также в аномалиях функций мышц рта и глаз, что влечет за собой нарушения речи и зрения.
У многих детей с повреждениями головного мозга наблюдаются нарушения дыхания и дисфункция кишечника. Часто оставляемое без должного внимания нарушение перистальтики пищеварительного тракта приводит к постоянным запорам. Иногда это может быть вызвано слишком долгим кормлением кашами, в которых не хватает балластных веществ. В этих случаях необходима прописанная врачом специальная диета.
Понятно, что многие дети с повреждениями головного мозга страдают ослабленным контролем мышц сфинктеров заднего прохода и мочевого пузыря. Мамам таких детей приходится прикладывать огромные усилия в обучении их гигиеническим навыкам.
Уметь двигаться означает для малыша открывать и познавать мир. Вместе с тем ребенок открывает и познает самого себя, осваивает собственное тело.
Маленький ребенок живет всем своим телом, и все чувства, радость и боль он выражает также всем телом. Поэтому любое нарушение крупной моторики означает сокращение возможностей выражения эмоций.
У детей со спастическими параличами сильные душевные переживания могут привести к усилению спастики. Вместо того, чтобы выражать радость прыжками и другими двигательными реакциями, такие дети часто становятся напряженными и неподвижными.
Выраженные проявления нарушений двигательной сферы сразу бросаются в глаза. Для распознания начинающихся, минимальных, отклонений от нормы на ранних стадиях взгляд неспециалиста оказывается недостаточно проницательным. Легкие нарушения двигательной сферы вначале почти незаметны. Как правило, они проявляются уже в течение первого года жизни. Обнаружение такого рода нарушений – задача специалиста. И все же внимательные родители могут помочь своими наблюдениями врачу или специалисту по лечебной гимнастике.
Если у родителей появляются сомнения в нормальном развитии их ребенка и они обращаются к детскому врачу, то заполненная Таблица сенсомоторного развития может оказать специалисту существенную помощь при дальнейшем обследовании и составлении терапевтической программы.
Задержки и нарушения в развитии двигательной сферы всегда являются предупредительным сигналом для родителей. Поэтому с момента рождения ребенка важно обращать особое внимание на следующие особенности движений и изменения положения тела:
Малыш негибкий, малоподвижный
Чрезмерное напряжение мышц осложняет свободу движений.
Пример: Вместо того, чтобы активно дрыгать (сучить) ножками, малыш лежит, судорожно вытянувшись в кроватке с сжатыми или скрещенными ножками. Во время пеленания это особенно заметно, когда маме лишь с трудом удается раздвинуть ребенку ноги.
Иногда ребенок принимает необычные позы, например чрезмерно выгибает позвоночник, запрокидывая назад голову; в более старшем возрасте может быть постоянное согнутое положение рук при переворачивании ребенка на живот.
Многие младенцы с задержкой развития в возрасте пяти-шести месяцев лежат на спине в позе лягушки с максимально раздвинутыми в стороны и согнутыми в коленях ногами. Такое положение ног в этом возрасте ненормально.
В возрасте 9 месяцев ребенок с нарушениями двигательной системы не может дотянуть ступни до рта.
Малыш вял, сонлив
Малыш просто не находит сил, чтобы удержать головку и тело в положении лежа, сидя и стоя.
Пример: Из-за слабости мышц ребенок не может поднять головку в положении лежа на животе (см. задание В.1. Таблицы). Та же самая проблема наблюдается в положении лежа на спине (В.6.).
Когда взрослый тянет шестимесячного ребенка из положения лежа на спине за ручки, пытаясь усадить его, то головка такого ребенка безжизненно повисает назад.
При попытке сидеть тело его оседает, он не может держать ровно спинку (см. В.4.) и головка его пошатывается (В.2.). Поднимите такого ребенка 6-12 месяцев в положении лежа на животе в воздух, и он, вместо того, чтобы вытянуть туловище и ножки, свесит головку и конечности.
Часто попытка напрячь мышцы приводит к спастическим судорогам всего тела.
Движения одной стороны более интенсивны
Во многих случаях наблюдается односторонний парез или снижение тонуса мышц правой или левой стороны тела. Это также является признаком двигательных нарушений.
Пример: Малыш активно болтает одной ножкой, в то время как вторая почти или вообще не двигается (см. В.2.). То же касается движения рук.
Возможно, что ребенок держит одну ручку или ножку постоянно согнутой.
Лежа на животе, он переворачивается на спину либо только на правый, либо только на левый бок.
Также можно наблюдать, что в положении лежа головка склонена всегда либо вправо, либо влево.
Когда малыш начинает ходить, следите за тем, наблюдается ли разница в движении обеих ног. Если одна нога менее гибкая или слабее второй, обязательно обратите на это внимание врача.
Еще одним предупредительным сигналом, на который родителям необходимо обратить внимание, является замедленное движение. Это заметно по тому, что ребенок старшего возраста медленно реагирует на раздражители и двигается тяжело и неповоротливо. Он не справляется с обычными ежедневными делами и часто оказывается последним среди ровесников.
Нарушения крупной моторики выражаются также в неуверенном удержании равновесия,например, когда ребенок ползает на четвереньках или ходит. В то же время может быть нарушен контроль движения головы. Таким детям трудно удерживать равновесие, что четко видно при быстрой ходьбе.
Уже на первом году жизни нормально развитый ребенок все чаще и интенсивнее использует руки и пальцы для изучения окружающего мира. Для этого он должен обладать достаточной силой и подвижностью. Задержки в развитии мелкой моторики можно достаточно легко проследить по Таблице сенсомоторного развития. Если движения рук осуществляются неправильно, то речь идет о функциональных нарушениях.
Ниже представлены некоторые показатели патологических нарушений развития мелкой моторики.
Негибкие движения рук
Если полугодовалый ребенок все еще держит одну или две руки сжатыми в кулачок, это – предупредительный сигнал для родителей. Иногда ручки настолько сильно сжаты, что взрослому с трудом удается вставить в ладошку ребенка погремушку.
Между 6-м и 12-м месяцем малыш должен начать играть пальцами таким образом, что каждый палец активно двигается. Детям с нарушениями развития движение отдельных пальцев удается с трудом.
Малыш тянется за предметом, но ему с трудом удается схватить и удержать его. Ребенку более старшего возраста зачастую сложно сжать что-то в руках, например, говорящую куклу, пищащую резиновую игрушку и т. п.
Одностороннее нарушение мелкой моторики
Для распознания нарушений на ранней стадии большое внимание необходимо уделять односторонней слабости или неподвижности рук и пальцев. Если ребенок старшего возраста в процессе проявления тенденций к право– или леворукости предпочитает одну руку, в этом никакой патологии нет. Но если ребенок, работая с предметами, никогда не прибегает к помощи второй руки, это серьезное подозрение на одностороннее функциональное нарушение.
Судороги и дрожь
Если вы заметили резкие и повторяющиеся мышечные сокращения в кисти ребенка, сообщите об этом врачу. Подобные судорожные движения могут возникнуть также в области предплечий, плеч, затылка (конвульсивное подергивание головой) или лица (мимические конвульсии).
Конвульсивные подергивания всем телом иногда принимают за вздрагивание от испуга, но их причины могут быть в нарушении центральной нервной системы.
Иногда можно наблюдать не порывистые, а медленные и тянущие движения пальцев и рук. Они также как судороги не подчиняются воле. Пальцы при этом иногда выполняют извилистые червеобразные движения. Подобные медленные и напряженные движения могут наблюдаться и в мимической мускулатуре лица.
Описанные выше особенности проявляются чаще у детей старшего возраста. К ним относится также дрожь в руках и пальцах при пассивных и активных движениях. Как следствие этого наблюдается неуверенность при хватании предметов. У маленького ребенка, начинающего рисовать, не получается ровных штрихов.
Более мелкая или более крупная дрожь может также появиться в мышцах головы и тела. В таких случаях также необходима консультация врача.
Развитие мелкой моторики имеет огромное значение для развития речи, поэтому нормальные движения пальцев и рук чрезвычайно важны для детей с нарушениями речи.
Под зрительным восприятием мы понимаем использование и мыслительную переработку полученной во время наблюдения информации. Лишь в том случае, когда глаза функционируют нормально, ребенок может без помех воспринимать увиденное. Все, что по зрительным нервам передается в мозг, должно иметь хорошее качество. Если же качество воспринимаемой информации низкое и неполноценное, как это наблюдается в случае детей с нарушениями зрения, то и здоровый мозг не справится с задачей.
Слабые глазные мышцы
Дети с нарушениями моторики почти всегда отличаются более или менее выраженной слабостью глазных мышц. Глазные мышцы, которые должны контролировать движение глазных яблок, могут быть ослаблены или излишне напряжены. Из-за этого малышу трудно направить взгляд на окружающие предметы. Следствием этого является «пустой», рассредоточенный взгляд, который неспециалист может расценить как признак нарушения умственной деятельности. К счастью, так явно, как описано выше, слабость глазных мышц проявляется в исключительно редких случаях. Но родителям следует обратить внимание даже на минимальные отклонения от нормы. Если ваш малыш в первые месяцы жизни не в состоянии следить взглядом за движущимися предметами (см. задания А.1. и А.3.), это является сигналом возможного нарушения зрения.
Не забывайте о том, что ребенок с нарушениями зрения испытывает трудности в процессе обучения и не может в полной мере проявить умственные способности.
Чем раньше вы проконсультируетесь со специалистом, тем больше шансов на успех при лечении нарушений зрения.
Косоглазие
Многие родители рассматривают косоглазие как косметический недостаток, который со временем будет проявляться слабее и пройдет сам по себе. Это заблуждение может сыграть серьезную отрицательную роль в развитии ребенка, так как косоглазие нарушает синхронную деятельность обоих глаз в процессе зрения. Если глаза при взгляде вдаль не направлены параллельно, ребенок не сможет определить отдаленность предмета. Вследствие этого может недостаточно развиться пространственное и объемное зрение.
Намного хуже то, что косящий глаз зачастую вообще не принимает участия в процессе зрительного восприятия и со временем теряет способность видеть. В половине случаев это приводит к односторонней потере зрения. Поэтому родители должны как можно раньше обратиться к помощи специалиста с целью скорейшего лечения косоглазия.
Обратите уже в первые месяцы жизни ребенка внимание на то, проявляется ли у него явное косоглазие. Чаще всего встречается сходящееся косоглазие. Расходящееся косоглазие проявляется часто в сочетании с близорукостью.
Причины косоглазия не всегда носят органический характер, но известно, что половина детей, страдающих спастическими судорогами, косит. В этих случаях причиной косоглазия являются повреждения головного мозга.
Слабовидящий ребенок
В отдельных случаях оба глаза обладают недостаточной силой зрения, чтобы распознать предметы и лица на близком или дальнем расстоянии. Здесь возможна градация от нечеткого видения, расплывчатого и схематичного зрения вплоть до почти полной слепоты, когда различается только свет и тень.
Иногда наблюдается постоянное дрожание глазного яблока (нистагм), заметное по непрерывному движению зрачка в разные стороны, из-за которого невозможно центрированное, точно фиксированное, зрение.
Следующие особенности поведения ребенка указывают на снижение зрения или болеесерьезные нарушения зрительной функции:
· малыш часто трет глаза;
· щурит глаза, попав из светлого места в темное и наоборот;
· зрачки беспокойно двигаются в разные стороны;
· малыш постоянно вертит головой;
· постоянно трясет или крутит что-то перед глазами;
· не смотрит вам прямо в глаза (см. задание А.2.);
· не замечает, как вы входите в комнату (А.7.);
· замечает бутылочку только когда она движется (А.11.);
· не видит крошки на белой скатерти (А.5.);
· притягивает предметы близко к лицу, рассматривая их;
· движения рук неуверенные, и ребенок часто делает беспорядочные хватательные движения (Б.7.).
Приведенные выше примеры еще раз показывают, что ребенок с нарушениями зрения испытывает трудности при умственной переработке зрительно воспринимаемой информации.
Зрительное узнавание и различение, как описано в Таблице сенсомоторного развития, начиная с пункта А.11., происходит на основании зрительных способностей и подвижности глаз в соответствии с возрастом.
Центральные нарушения зрения
Зрительное восприятие некоторых детей нарушено, несмотря на то, что оптический аппарат глаза работает нормально. Причина такого нарушения кроется в аномалиях зрительного центра головного мозга.
Центральные нарушения зрения обнаруживаются в основном у детей в процессе взросления. Они не обращают внимания на мелочи и не видят связи с целым. Такой ребенок может быть в восторге от колеса, но не видеть при этом автомобиля.
Сознание детей с нарушениями зрительного восприятия ограниченно и может регистрировать отдельные детали, в то время как главное остается без внимания. Им не хватает зрительной перспективы. Такому ребенку трудно уделить одинаковое внимание нескольким предметам одновременно. Так, например, он с трудом запоминает, из каких частей состоит человеческое тело и какова в целом его форма (см. задание А.23.).
Трудности в зрительном восприятии могут проявиться и в том, что ребенок неправильно понимает значение мимики и жестов. У таких детей также могут проявляться нарушения социализации.
Дети с центральными нарушениями зрения испытают еще большие трудности, если речь идет не о реальных вещах, людях и животных, а об их изображениях (см. А.30., А.39.). Таким детям трудно распознать разные виды деятельности, изображенные на картинках (А.35.), или соединить часть с целым, например яблоко с яблоней (см. А.47.).
Задержки развития такого типа легко распознаются по результатам Таблицы сенсомоторного развития (колонка А – зрительное восприятие).
В случае обнаружения нарушений необходимо обращение к специалистам по лечебной педагогике.
К концу первого года и на протяжении второго года жизни ребенок постепенно узнаёт названия всех предметов и явлений, знакомых ему по виду и на ощупь. Такое понимание слов, называемое «пассивным словарным запасом», является условием для овладения разговорной речью.
Способность головного мозга ребенка воспринимать языковое содержание ограничена во времени. Основы, не заложенные в этот период, невозможно компенсировать в полном объеме даже при больших затратах времени.
Дети со сниженными способностями слухового восприятия с самого начала отстают в активном развитии речи. Зачастую они неправильно произносят слова, запинаются. Развитие речи в целом протекает медленнее.
Нарушения слуха могут стать причиной затруднений при чтении и письме.
У детей с повреждениями головного мозга проявления нарушений слуха могут усиливаться нарушениями концентрации внимания и самоконтроля. Сниженный контроль за движением головы у детей с нарушениями моторики может также мешать целенаправленному слуховому восприятию.
Для оказания необходимой помощи важно точное и скорейшее выявление любого нарушения слуха.
Ребенок может быть глухим или слабослышащим (в разной степени). Ребенок может быть слабослышащим лишь в одном диапазоне звуков, в то время как в других диапазонах слышит нормально. При нормальном слухе могут также наблюдаться нарушения в понимании смысла слов, причина которых кроется в нарушении функций слуховых зон в центральной нервной системе.
Глухой или слабослышащий ребенок
Явные нарушения слуха могут быть выявлены путем первичной проверки рефлекторного поведения уже у новорожденного. Американские специалисты считают, что если наблюдается хотя бы незначительный остаточный слух, ребенку необходим слуховой аппарат уже в первые месяцы жизни.
К сожалению, практика показывает, что дети с сильным снижением слуха без надлежащего лечения остаются немыми. Так как они не слышат звуков, у таких детей не возникает потребности прислушиваться. Если бы нарушения были выявлены вовремя и остаточный слух был усилен при помощи электроакустических приборов и если бы проводились систематические тренировки, многие дети не остались бы немыми. Опыт показывает, что родителям зачастую сложно определить глухоту у ребенка. Глухие дети сильно реагируют на вибрации, что вводит родителей в заблуждение. Такие дети могут заметить реактивный самолет, пролетающий низко над землей, с грохотом проезжающий по улице грузовик, иногда топот или хлопанье дверью.
Абсолютно глухие дети могут издавать лепечущие звуки в том же объеме, что и дети с нормальным слухом. На втором году жизни они лепечут все меньше и обычно в возрасте 1,5 года вовсе прекращают издавать звуки.
Иногда произносимое глухим ребенком слово «мама» или «ама» не что иное, как произнесение звука «а» в соединении со случайным смыканием губ. Чаще всего это проходит и остается лишь резкий и пронзительный звук «а».
Смышленые слабослышащие дети учатся смотреть на рот говорящего. При этом может казаться, что ребенок понимает речь.
Список предупредительных сигналов, приведенный в конце данного раздела, должен научить родителей целенаправленно наблюдать за слуховым поведением малыша.
Ребенок с легкими нарушениями слуха
Легкие нарушения слуха еще менее заметны окружающим, особенно если созданы благоприятные акустические условия, то есть если мама говорит достаточно громко и приближается к ребенку на оптимальное расстояние.
По мнению шведских специалистов, две трети случаев легких нарушений слуха у детей остаются не замеченными родителями. Они списывают слабый слух на переутомление, усталость и на неумение сосредоточиться. На легкие нарушения слуха, а иногда и на нарушения средней степени обращают внимание обычно только в школе.
Существует особая категория детей, которые нормально слышат звуки в низкой тональности. Им не трудно уловить гласные звуки и большинство согласных (б, п, м, н, л и т. д.). Но они не могут воспринимать высокочастотные шипящие звуки (ф, с, ш, и т. д. – см. задание Г.36.).
Проблема этих детей с легкими нарушениями слуха в том, что в большинстве случаев это не замечается, так как слухом они обладают. Но слухом неполноценным. Из-за неспособности воспринимать шипящие звуки они воспринимают слова лишь фрагментарно. Смышленые дети помогают себе тем, что пытаются, насколько это возможно, считывать недостающие звуки с губ говорящего. Однако они отстают в сфере развития речи.
Ребенок с центральными нарушениями слуха
Дети с центральными нарушениями слуха могут слышать, но не могут понимать. Даже при абсолютно безупречном слухе во всех тональностях центр слуха в головном мозге недостаточно понимает услышанное. Такие дети страдают ослабленным восприятием, причина которого кроется в функциональном расстройстве мозга. Это проявляется в том, что они испытывают трудности в понимании обращенной речи (см. Д.15. и выше).
Подобные нарушения открываются не раньше, чем в начале 2-го года жизни. Это тот период, когда ребенок обычно начинает понимать язык. В большинстве случаев центральные нарушения слуха остаются невыявленными до более позднего периода.
Установление диагноза – задача не из простых даже для специалистов. Чаще возникают сомнения в отношении способности слышать, а не способности понимать речь. Естественно, что слуховые аппараты в случае нарушения понимания речи не оказывают таким детям помощи.
Рекомендуется сочетать методы тестирования способности слышать с методами, определяющими способности понимать речь. При этом возможно, что умственные достижения ребенка с центральными нарушениями слуха по результатам неязыкового теста окажутся значительно выше.
В колонке Д (Слуховое восприятие) Таблицы сенсомоторного развития такие дети с трудом преодолевают уровень результатов детей 1,5–2 лет.
В зависимости от степени тяжести нарушения функции головного мозга такие дети могут запоминать названия отдельных предметов и, как правило, могут правильно применять их в речи. Но чаще всего они испытывают трудности в понимании и запоминании слов, обозначающих определенные виды деятельности, черты характера и указание места (см. Д.34., Д.46.). То же самое касается обозначений цвета, количества и других понятий (Д.39., Д.44.). Дети с нарушениями памяти и способности обобщать понятия отстают также и в развитии способности выражать свои мысли. Иногда они могут повторить дословно целое предложение, не понимая при этом его смысл.
Тяжелые нарушения понимания речи встречаются у детей, страдающих аутизмом. Когда им задают вопрос, часто вместо ответа они повторяют сам вопрос.
Детей с центральными нарушениями слуха нельзя приравнивать к умственно отсталым детям. Зачастую они демонстрируют острый ум в сфере зрительного восприятия, хотя процесс обучения на слух затруднен. В таких случаях настоятельно рекомендуется содействие лечебных педагогов уже в младшем возрасте.
Раннее выявление нарушений слуха
Родители не могут и не должны устанавливать диагноз, но они должны быть в состоянии внимательно регистрировать слуховые реакции ребенка уже в младенческом возрасте, так как от слуха зависит, как мы попытались показать, развитие «слухового интеллекта» ребенка.
Если вы многократно наблюдали следующее, есть основания полагать, что имеют место нарушения восприятия звуков, а, возможно, и центральные нарушения слухового анализатора:
· спящий в тихом месте новорожденный ребенок не реагирует в течение трех секунд на свист (в норме он должен по меньшей мере начать беспокойно двигаться, испуганно прислушиваться, напрягать ноги. При этом у него должны вздрагивать веки);
· бодрствующий полугодовалый ребенок не реагирует на звук погремушки, шуршание бумаги над ухом, разговор или шипение (ребенок с нормальным слухом в этом случае обычно прекращает на короткое время свои занятия и, затаив дыхание, расширив зрачки, поворачивает голову в поисках источника звука);
· 9-месячный малыш не реагирует на зов (зовущий должен оставаться при этом невидимым);
· ребенок в возрасте 1 года не прислушивается с интересом к часам, тикающим возле уха;
· ребенок в возрасте 1,5 года все еще не имеет начальных признаков развития речи;
· ребенок не справляется с заданиями колонки Д Таблицы сенсомоторного развития в соответствии с возрастом;
· постоянно бьет себя кулаками или ладонями по ушам;
· без особой причины кричит и визжит пронзительным голосом;
· слишком часто производит громкие звуки;
· часто смотрит на вас безучастно в то время, как вы ему что-то говорите;
· выполняет простые поручения и просьбы только после того, как вы сделали указательный жест.
Ни в коем случае не откладывайте поход к врачу, если вы заметили подобные реакции. Нарушения слуха не пройдут с возрастом. При малейшем подозрении сразу же обратитесь за помощью в поликлинику или в соответствующее отделение больницы.
Речь и мышление влияют друг на друга. Человек думает словами и фразами. Исключением являются глухонемые, которые вместо привычных нам слов и фраз используют жесты и знаки языка глухонемых. Ребенок, выражающий словами свои чувства, желания и мысли, тренирует таким образом ум.
На протяжении второго года жизни, когда ребенок располагает достаточно большим пассивным словарным запасом, он также начинает активно говорить. Предпосылками для этого являются потребность говорить и сообщать, с одной стороны, и стремление подражать, с другой стороны.
Не все дети учатся говорить в одно и то же время. Ни в какой другой сфере нет таких индивидуальных отличий, как в сфере развития речи. Есть дети, которые говорить начинают после того, как твердо овладеют ходьбой. Другие дети, наоборот, обретают определенные навыки устной речи и только после этого начинают ходить.
Проявления нарушений речи у детей и их причины различны и могут привести неспециалиста в замешательство. Одно и то же нарушение может иметь различные причины. Причиной нарушений звукопроизношения, когда ребенок опускает определенные звуки или заменяет их другими, может быть, к примеру, то, что ребенок еще не способен произносить отдельные сложные звуки. Другой причиной этого может быть слабый слух, когда ребенок не может расслышать определенные звуки и, следовательно, их выговорить.
Рациональная и успешная терапия всегда основана на анализе причин нарушений.Рассматривая нарушения речи, необходимо учесть три основные возможности: нарушение слуха и понимания в процессе слухового восприятия; нарушение мыслительных процессов во время подготовки монолога и формулировки фразы; нарушение моторных функций мышц гортани, языка и губ во время акта речи. В каждом отдельном случае может проявиться один или несколько перечисленных видов нарушений. Проще и раньше всего можно установить нарушения слуха и аномалии моторики мышц, участвующих в речи. Диагностика глубинных нарушений речи сложнее. Здесь важно найти отклонения в функциях речевых центров головного мозга, что возможно лишь у детей в возрасте 3–4 лет.
Обратимся сначала к слуховым причинам нарушений речи.
Нарушение слуха и восприятия речи
Ребенок, имеющий проблемы со слухом, должен вследствие этого испытывать трудности в развитии речи. Связь эта логична и проста, однако, к сожалению, вновь и вновь мы сталкиваемся с тем, что нарушения слуха зачастую остаются необнаруженными. Поэтому первым правилом является тщательная проверка слуха при малейших необычных проявлениях.
Отклонения в функциях речевых центров обнаружить труднее, нежели моторные нарушения. Выражаясь техническим языком, в компьютере нарушение при вводе данных заметно лишь тогда, когда компьютер выдает неправильный результат. И тот факт, что ребенок часто промахивается, пытаясь схватить предмет рукой, может стать сигналом для обнаружения нарушения зрения. Точно так же и языковые особенности могут послужить толчком для выявления нарушения слуха.
В то время как глухота может быть диагностирована вскоре после рождения, нарушения восприятия речи проявляются примерно в возрасте одного года, а чаще на протяжении второго года жизни. Если ребенок в возрасте одного года не понимает значения ни одного слова (см. задание Д.12. Таблицы сенсомоторного развития), есть подозрение на нарушения развития восприятия речи. Тем более оснований считать так, если ребенок в возрасте 1,5 года не реагирует на свое имя и не выполняет простых просьб и поручений (см. Д.15.-Д.18.).
От родителей требуется терпеливое и тщательное наблюдение за ребенком для того, чтобы можно было ответить на следующие вопросы: Значениями каких слов ребенок уверенно владеет? На какие слова реакция случайна? Может быть, ребенок больше ориентируется на мимику и жесты, чем на живую речь?
При проведении данного эксперимента важно установить, реагирует ребенок исключительно на зрительные или также на слуховые сигналы. Поначалу часто повторяемое слово звучит как своего рода сигнал, обозначающий вещь, действие или чувство. Благодаря многократному повторению ребенок постепенно осознает, что обозначают «сигнальные» слова «мама», «ням-ням», «баю-бай» и т. д. (см. Д.14., Д.23., Д.24.). И лишь после этого ребенок может правильно реагировать на них.
Любое явное отставание от минимальных требований колонки Д (Слуховое восприятие) Таблицы сенсомоторного развития указывает на нарушение понимания речи. Естественным следствием этого является то, что у ребенка не развивается активная и осмысленная речь.
Трудности при подборе слов и формулировке фраз
Ребенок должен уметь пользоваться в активной речи словарным составом языка, воспринимаемым на слух. Дети, с трудом находящие нужные слова, испытывают большие трудности. Они знают, что хотят сказать, но им трудно быстро подобрать нужные слова.
Гораздо сложнее трудностей при подборе слов являются нарушения построения речи, называемые аграмматизмом. Такие дети обладают достаточно большим словарным запасом и могут быстро вызвать нужное слово в памяти. Но они с трудом могут составить из отдельных слов цельную фразу или делают это с ошибками.
Иногда даже в возрасте 4 лет такие дети не могут составить относительно простую фразу, состоящую из существительного и глагола (см. Г.29.). И это несмотря на то, что они зачастую знают больше ста слов.
Здесь речь идет не просто о позднем развитии, как, к сожалению, многие считают. Такое отставание свидетельствует о наличии серьезного нарушения развития речи, требующего помощи со стороны лечебных педагогов.
Нормально развивающийся младенец неустанно и с удовольствием повторяет определенные цепочки звуков и слова. При этом он неосознанно запоминает, что голос в сочетании с определенными движениями рта создает определенные звуки и слова.
Это осуществляется при помощи двух систем: при помощи уха и при помощи центра, контролирующего состояние мышц, участвующих в артикуляции. При этом мозг постоянно получает сигналы о том, что делают в данный момент мышцы гортани, губ и языка. Часто повторяемые движения сохраняются в памяти в качестве двигательных образов. В сочетании со слуховыми впечатлениями они помогают овладеть речевой техникой и контролем речи.
Рассмотрим в качестве примера раннее развитие речи детей, которые не могут передавать сформулированные мысленно слова и выражения речевому аппарату. Такие малыши мало болтают и лепечут по сравнению с другими детьми. Иногда они даже не справляются с произнесением гласных, не говоря уже о согласных звуках.
Причиной этого не является слух. Они хорошо слышат звуки, которые произносят, так же как в старшем возрасте хорошо слышат других и понимают смысл сказанного.
Создается впечатление, что у детей с нарушениями активного речевого развития не работает система обратной связи, контроль деятельности речевых мышц. При этом в головной мозг не поступает информация о состоянии мышц, поэтому выпадает важное звено регуляции речи. Двигательная память не может сохранить образы движений языка, губ и гортани и соединить их со звучанием слов, воспринимаемых ухом.
Если в норме речевой центр головного мозга преобразует языковые образы в двигательные, то здесь он беспомощен. Он не может дать соответствующих команд речевому аппарату, так как не сохранил образы в двигательной памяти. Поэтому язык не «знает», что ему следует делать. Мышцы речевого аппарата в полном порядке. И все-таки ребенок не может говорить, так как мышцы речевого аппарата не получают соответствующих команд. Возможная причина кроется, как уже говорилось ранее, в неспособности головного мозга сохранять двигательные образы или в недостатке или отсутствии обратной связи речевых мышц с головным мозгом.
Если нарушена связь между центром и исполнительными органами, нужное или желаемое слово не может быть переведено в активную речь. Такое нарушение называют речевой апраксией.
В то время как в случае речевой апраксии речь идет о невозможности наложения мысленного языкового образа на образ двигательный, описанные ниже симптомы указывают на органически обусловленные нарушения речевого процесса.
Недостатки речи, связанные с нарушениями речевого аппарата
Если ребенок произносит фонемы не так правильно, как его ровесники, возможно, что нарушен речевой аппарат, например неправильный прикус у шепелявящих детей, аномалии строения или паралич мягкого нёба у детей, говорящих в нос, а также расщелины губы и нёба («заячья губа» и «волчья пасть»). У многих детей расщелина нёба замечается не сразу, так как оно покрыто слизистой оболочкой. В этом случае для установления диагноза необходимо медицинское обследование, целью которого является скорейшее проведение хирургической пластики нёба.
Тяжелые нарушения артикуляции всегда являются результатом повреждений головного мозга. При этом может нарушаться регуляция деятельности жевательных мышц, мышц губ и языка, а кроме того, и мышц, обеспечивающих движение гортани и нёба.
Нарушения артикуляции и звукопроизношения могут быть связаны также с нарушениями пищеварительной и дыхательной систем. У детей со спастическим параличом произношение может быть настолько невнятным, что их может понять с большим трудом только мама.
В большом количестве случаев имеют место остаточные явления нарушений глотательной функции. При приеме пищи задействованы те же самые мышцы, что и в процессе речи. Ни в коем случае нельзя оставлять без внимания или относиться легкомысленно к нарушениям глотания и жевания. Если мышцы рта с трудом измельчают пищу, какие усилия им нужно приложить, чтобы справиться со сложным речевым процессом? Нарушения функций жевательных и глотательных мышц всегда указывают на возможные трудности в развитии речи в дальнейшем.
Наряду со сверхчувствительной слизистой оболочкой рта основной причиной нарушений деятельности ротовых мышц являются повреждения головного мозга. У таких малышей особенно часто наблюдается рвотный рефлекс. Им стоит огромных усилий добиться контроля процессов сосания, глотания, лизания и жевания. Целенаправленная терапия поможет облегчить овладение этими процессами при помощи правильного положения головы и тела так, что дети с нарушениями функций мышц рта постепенно смогут перейти с пюреобразной пищи на нормальную.
Нарушения дыхания и голосообразования выражаются в легком придыхании и отчасти в отсутствии голоса. Иногда это приводит к такому состоянию, при котором голос звучит сдавленно, высоко и пронзительно.
Неспособность произносить определенные звуки в течение первых четырех лет жизни рассматривается как явление, соответствующее возрасту. Если у ребенка более старшего возраста наблюдается серьезное нарушение произношения, есть основания полагать, что причиной тому являются повреждения головного мозга или нарушения слуха.
Причиной таких нарушений произношения, как шепелявость и нозализация, могут быть и анатомические дефекты. Родителям необходимо проконсультироваться у отоларинголога.
При заикании нарушен поток речи. Причины его разнообразны. Это может быть и семейная предрасположенность, и другие причины. Согласно научным исследованиям, в 80 % случаев причиной заикания являются функциональные нарушения головного мозга.
Иногда у детей младшего возраста наблюдаются запинки и тахилалия (торопливая речь). Зачастую это является проявлением особенностей поведения родителей, когда они слишком часто исправляют детскую речь. Чем меньше внимания вы будете обращать на эти нарушения речевого потока, тем лучше для ребенка.
Для профилактики нарушений речи большое значение имеет младенчество и младший возраст. Как мы видели, развитие речи проходит несколько этапов: тренировка мышц при приеме пищи, лепет младенца, подражание звукам («отраженная речь») и, наконец, спонтанная речь.
Если нарушения артикуляции тормозят процесс развития, необходимо проведение терапии.Она предусматривает в первую очередь проведение лечебной гимнастики для всего тела в соответствии с международной концепцией БОБАТ (BOBATH), а не только упражнения для губ и языка (включая повторение различных артикуляций и контроль движений перед зеркалом).
Российские исследования показали, что многократно повторяемые пассивные и активные упражнения для рук и кистей могут оказать в высшей степени благоприятное воздействие на общее развитие речи детей с задержками развития.
Чтобы не упустить время и своевременно начать целенаправленные упражнения по развитию речи, родителям следует обращать внимание на приведенные ниже предупредительные сигналы, указывающие на необходимость профилактики возможных нарушений речи:
· расщелины губ и нёба;
· постоянное вытекание слюны изо рта;
· трудности при сосании и глотании;
· нарушения процесса еды, связанные с возникновением рвотного рефлекса;
· непроизвольное выталкивание каши языком;
· отсутствие гуления и лепета;
· отсутствие потребности говорить;
· непонятная, неясная речь.
В сфере социального развития также есть так называемое время учения. Ограниченные социальные контакты и недостаток материнского внимания и любви в первые три года жизни позже почти невозможно наверстать. Душа ребенка формируется уже в младенчестве. Именно в это время создаются предпосылки к его дальнейшему развитию: будет ли ребенок богат или беден душой и характером, сможет ли он в будущем активно участвовать в общественной жизни или останется асоциальным и непонятым одиночкой.
Опыт социально-медицинских работников показывает, что младенцу и ребенку младшего возраста обязательно нужна мама. Присутствие мамы на протяжении многих часов в день с ее нежностями и ласками является основой здорового, отвечающего возрастным потребностям, социального развития.
Если нет мамы или другого постоянного воспитателя, то возникает не только задержка в развитии, но вместе с тем в большинстве случаев и более серьезные нарушения социализации. У младенца могут наблюдаться своеобразные однотипные монотонные движения. Ввиду нехватки эмоционального контакта он может разочарованно отворачиваться от окружающего мира. Его почти ничего не , иногда лишь отдельные предметы привлекают его внимание. В остальном малыш замыкается и уходит в себя. К сожалению, ситуация со временем не меняется. Такие дети остаются безучастными и безразличными к окружающему или же, наоборот, испытывают огромную потребность в контакте и пытаются общаться с каждым, не чувствуя границ. Другим проявлением нарушения социального контакта является агрессия. Эти дети испытывают постоянную потребность мучить других людей и животных. Такие нарушения часто проявляются у детей, воспитывающихся в детских домах, так как даже самый гигиеничный массовый уход никогда не заменит родительской любви и тепла.
К счастью, такое ярко выраженное поведение не правило, но в ослабленной форме оно проявляется намного чаще, чем принято считать.
Некоторые дети, несмотря на добросердечную материнскую заботу, растут с нарушениями социального развития. Подозрение на ранний детский аутизм возникает в том случае, если наблюдается большое отставание по результатам Таблицы социального развития (с. 70).
Индивидуальные социальные программы поддержки длительны и зачастую требуют невообразимого терпения. Максимальные шансы на успех, как и в случае других нарушений, дает раннее выявление отклонений в развитии.
Ниже приведен список признаков, указывающих на аномальное социальное развитие и на возможное наличие аутистических расстройств. Настоятельно обращаем ваше внимание на то, что присутствие одного симптома не является признаком этого нарушения. Симптомы приведены в приблизительной последовательности их проявления в младенчестве и в младшем возрасте:
Симптомы, указывающие на нарушения социального развития
· ребенок необычайно спокоен, не интересуется окружающим миром;
· невыразительная мимика или гримасничание без причины;
· смотрит сквозь взрослого вместо того, чтобы ему улыбнуться;
· постоянно противится контакту с окружающими и отклоняет ласку;
· уходит в себя и отгораживается от окружающих;
· не подражает и не испытывает потребности сообщить что-то окружающим;
· испытывает необоснованные страхи;
· производит впечатление постоянного внутреннего беспокойства;
· постоянно в движении и часто передвигается на носочках;
· не может задерживаться на одном занятии;
· испытывает почти болезненную потребность, например, поддерживать чрезмерную чистоту;
· постоянно таскает с собой определенный предмет;
· любит однообразную, стереотипную и примитивную деятельность;
· интересуется только вещами, особенно техническими;
· охотно вращает и поворачивает маленькие предметы;
· облизывает и обнюхивает предметы;
· больше всего любит находиться в одиночестве;
· настаивает на определенных ритуалах и привычках;
· паникует, когда что-то происходит не так, как обычно;
· беспричинные припадки бешенства с разрушением предметов;
· кусает, царапает или бьет себя в приступе бешенства;
· ведет руку взрослого, чтобы дотянуться до чего-либо;
· не понимает, что ему говорят;
· повторяет вопрос вместо ответа на него;
· говоря о себе, называет себя «ты».
Родители имеют право знать о ребенке все. С начала беременности они берут на себя полную ответственность за его здоровье и благополучие. С этими обязанностями они могут справиться лишь в том случае, если достаточно знают о развитии ребенка в раннем возрасте и о возможных нарушениях.
Сегодня уже недостаточно того, что врач владеет информацией о состоянии ребенка. Раннее выявление нарушений возможно лишь при ответственном сотрудничестве родителей со специалистами. При этом лишь врач или другой специалист может на основании медицинских знаний и практического опыта правильно оценить, какое нарушение проявляется и какое лечение потребуется. Родители же могут сообщить о своих наблюдениях, таким образом помогая специалисту. Только в этом случае возможно равноправное партнерство, основанное на взаимном уважении и понимании.
Книга завершается списком важнейших физических и духовно-душевных особенностей развития. Их знание поможет родителям целенаправленно наблюдать за ребенком. Большинство приведенных ниже предупредительных сигналов заметны уже вскоре после рождения или в ходе первых месяцев жизни. Они имеют разное значение, в зависимости от возраста, в котором они проявляются. Окончательный ответ в каждом отдельном случае может дать только опытный специалист.
Обратитесь с малышом к детскому врачу, если проявляются следующие особенности:
1. кожа ребенка слишком бледная или имеет голубоватый оттенок;
2. форма головы необычная, слишком большая или слишком маленькая;
3. малыш слабо сосет и плохо может глотать;
4. его часто рвет;
5. он часто хнычет или постоянно подолгу плачет;
6. ребенок страдает удушьем;
7. тело ребенка становится напряженно-малоподвижным и периодически судорожно сжимается;
8. его тело полностью или наполовину вялое, лишенное энергии, неподвижное;
9. ребенок держит конечности сильно вытянутыми или согнутыми;
10. вытянутые ноги перекрещиваются;
11. сильно откидывает голову назад;
12. держит голову наклоненной в одну сторону;
13. малыш слишком спокоен или почти не двигается;
14. он беспокоен и постоянно находится в движении;
15. одна рука или нога не двигаются;
16. подергивается лицо, тело или конечности;
17. ребенок заметно дрожит;
18. в возрасте нескольких месяцев он по-прежнему пуглив;
19. слишком чувствителен при телесном контакте или не проявляет никакой реакции;
20. постоянно отвергает ласку;
21. ребенок в возрасте 6 месяцев не может раскрыть ладошки;
22. ничего не тащит в рот;
23. изо рта постоянно течет слюна;
24. глаза беспокойно двигаются из стороны в сторону;
25. ребенок постоянно трет глаза;
26. ребенок косит;
27. не наблюдает за окружающим миром;
28. не смотрит в лицо и не отвечает на улыбку;
29. не реагирует на звуки и на зов;
30. часто барабанит себя по ушам;
31. не испытывает потребности подражать;
32. не сообщает что-то при помощи звуков и жестов;
33. не начинает радостно гулить и лепетать;
34. мимика безжизненна и невыразительна;
35. гримасничает без причины;
36. без причины чмокает, жует, глотает или нюхает;
37. постоянно качает и трясет головой или телом;
38. без причины волнуется, испытывая страх, или его охватывает беспричинная паника;
39. сам себя бьет, кусает, царапает до крови или выдирает у себя волосы;
40. иногда «отключается» и не хочет, чтобы его беспокоили.
В случае ярких проявлений лучше обратиться к врачу или другому специалисту по детскому развитию как можно скорее.
оригинал Эрнст Й. Кипхард;
|