Вы здесь

Последовательность развития мотрики у детей с синдромом Дауна от 0 до 3-х лет

Под последовательностью понимается общий порядок возникновения основных моторных навыков.

У разных детей последовательность может иметь незначительные различия, поэтому навыки сгруппированы по фазам. Как правило, навыки каждой фазы развиваются в указанном порядке, и обычно ребенок переходит к следующей фазе, только овладев всеми навыками предыдущей.

Возраст овладения навыками указан для обычных детей, но порядок формирования этих навыков один и тот же для всех детей.

Первая фаза: 0-8 месяцев
— Двигает головой
— Перекатывается с живота на спинку и обратно
— Сидит
— Ползает

Вторая фаза: 8-14 месяцев
— Встает с помощью взрослых
— Передвигается на четвереньках на значительные расстояния
— Садится из положения стоя
— Ходит
— Карабкается по ступенькам

Третья фаза: 14-24 месяца
— Приседает на корточки,
чтобы поднять предмет с пола
— Стоит на одной ноге
— С помощью взрослого поднимается и спускается по лестнице
— Бросает мяч и бьет по мячу

Четвертая фаза: 24-36 месяцев
— Бегает
— Лазает
— Прыгает на месте
— Возит за собой игрушки на колесах
— Ездит на трехколесном велосипеде

Исследование
В следующей таблице приведены результаты исследования, показывающего в каком возрасте овладевают основными моторными навыками обычные дети и дети с синдромом Дауна.

Основные навыки

Дети
с синдромом
Дауна(месяцы)

Обычные дети
(месяцы)

Перекатывается

8

5

Сидит самостоятельно

10

7

Ползает

12

8

Передвигается на четвереньках

15

10

Стоит

20

11

Ходит

24

13

 

Важно помнить, что здесь приведены только общие данные: ваш ребенок может овладеть этими навыками быстрее или медленнее, чем указано в таблице. Каждый ребенок развивается по-своему, в зависимости от его способностей, склонностей, сильных и слабых сторон.

Что такое развитие крупной моторики?

Процесс, благодаря которому ребенок учится передвигаться, используя группы крупных мускулов ног, спины, живота и рук.

Компоненты развития крупной моторики:

а) Сила
б) Координация: способность контролировать движения
в) Проприоцепция: осознавание своего положения в пространстве
г) Баланс: способность сохранять различные позы, несмотря на силу земного притяжения

Основные принципы моторного развития

1. Начинается с головы и продвигается сверху вниз (т.е. контроль за движениями головы возникает раньше контроля за движениями туловища, дающего возможность сидеть).
2. Начинается с крупных мышечных групп (плечи, бедра), затем переходит на более мелкие группы (пальцы), т.е. крупная моторика развивается раньше тонкой.
3. Каждый приобретенный навык (веха) является основой для следующих.

Препятствия развитию моторики, возникающие при синдроме Дауна

Моторное развитие у детей с синдромом Дауна замедлено в результате следующих физических особенностей:

·         Гипотония. Слабый мышечный тонус, из-за которого мышечная сила нарастает медленнее. Недостаток силы мешает развивать координацию и баланс (равновесие).

·         Разболтанность связок. Связки обеспечивают устойчивость суставов. Слабые связки мешают детям с синдромом Дауна контролировать движения, поскольку их суставы становятся подвижнее, чем нужно. Кроме того, связки поставляют в мозг информацию о положении тела в пространстве; поэтому разболтанность связок замедляет развитие проприоцепции и контроля за движениями тела.

·         Короткие руки и ноги. У детей с синдромом Дауна руки и ноги коротки по сравнению с туловищем. От этого детям труднее овладевать некоторыми навыками, например, садиться — на первых порах они не могут опираться на руки, им труднее карабкаться по ступенькам.

http://downsideup.org/ru/publikacii/posledovatelnost-razvitiya-motoriki-...

Поделиться: