Вы здесь

Конспект занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов

В настоящее время многочисленными исследованиями установлено, что у детей умственной отсталости значительные отклонения обнаруживаются в области сенсорики. Проблема сенсорного воспитания детей с  нарушениями интеллектуального развития занимает большое место в детской педагогике и психологии. Это естественно, поскольку известно, что у детей недостаточно развита предметно-практическая деятельность. Наблюдается недоразвитие ручной умелости, неумение выполнять целенаправленные действия руками. Познание осуществляется, как правило,   в наглядно-образной форме, в процессе предметной деятельности с познавательными объектами.

Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятия, представлений), т.е. всю сложную систему работы анализаторов – от физиологического приема внешних сигналов периферическими органами чувств (глаз, ухо, кожные чувствительные точки) до сложной переработки всей поступающей чувственной информации головным мозгом. Развитие ощущения и восприятия ребенка – необходимая предпосылка для формирования у него более сложных мыслительных процессов.  Сенсорные процессы неразрывно связаны с деятельностью органов чувств, поэтому правильные представления о предметах легче формируются в процессе их непосредственного восприятия, как зрительного, так и слухового и осязательного, в процессе различного рода действия с этими предметами.

Обучая детей общественным способом обследования предметов с помощью специально разработанных систем сенсорных эталонов, можно значительного повысить уровень их зрительного восприятия. Осязание в операциях ручной  деятельности играет роль ближайшего  регулятора, который обеспечивает непрерывность контроля над трудовыми действиями. Оно отражает форму, плотность, шероховатость, температуру и другие признаки, а также свойства и качества объектов. В связи с этим осязание – необходимый компонент человеческой деятельности. В осязательном восприятии одновременно участвуют различные виды чувствительности, такие как тактильная, температурная, болевая и мышечно-суставная. Осязание играет важную роль в психической регуляции, контроле и коррекции рабочих движений рук. Оно является одним из важных источников  знаний о пространстве и механических свойствах предметов.

Глубокое сенсорное недоразвитие этих детей, неумение выполнять на основе чувственной информации элементарные умственные операции, трудности в овладении предметными действиями, нарушения у них мелкой ручной моторики, координации движений, требует проведения с этими детьми большой специальной коррекционной работы.  Для этого необходимы специально организованные коррекционные занятия по сенсорному воспитанию и развитию мелкой моторики рук. Это и вызвало необходимость создания программы: «Развитие психомоторики и сенсорных процессов для детей с ограниченными возможностями здоровья».

Работа по формированию и развитию ручной деятельности разносторонняя и многообразнаяВыделяется семь основных направлений:

  • обучение самомассажу рук и пальцев с целью укрепления кистей рук;
  • формирование моторики рук, их двигательных функций, освоение мелких движений;
  •  развитие глазомера, координации глаз и рук;
  • обучение умению целенаправленно управлять движениями своих рук в учебной деятельности, в бытовых ситуациях;
  • обучение способам дифференцировки предметов по температурному и болевому признаку; поверхностей; сопряженным движениям рук на плоскости (вверх – вниз, влево – вправо) – одной и двумя руками; нахождению предмета на плоскости по указанию  педагога.
  • формирование и развитие приемов активного осязания (выделение ведущей руки и действий двумя руками сразу на уровне узнавания.)
  • развитие навыков самообслуживания

Процесс осязательного обследования предметов наиболее продуктивно протекает при ощупывании двумя руками, подчиняется концентрическому  принципу: вначале предмет обследуется в целом, затем, детали  и, наконец, вновь осязательно воспринимается, обогащенный деталями  объект в целом. Выявлено три основных фазы обследования:

  1. Ориентировочные движения рук, которые способствуют определению положения объекта в осязательном поле;
  2. Первичное ощупывание, при котором происходит анализ деталей контура предмета;
  3. Повторное ощупывание, при котором синтезируются осязательные сигналы, и формируется целостный пространственный образ.

Программа: «Развитие психомоторики и сенсорных процессов для детей с ограниченными возможностями здоровья» построена на основе многочисленных исследований и наблюдений: Ф. А. Сохина, Н. П. Сакулиной, Н. Н. Поддьякова, С.Н. Николаевой, Л. А. Парамоновой, Г.А.Тумаковой, Т.В.Христовской, А.И.Максакова, О.С.Ушаковой,, Е.М.Струниной, работы, которых показали важность создания в образовательном   учреждении условий, обеспечивающих развитие у детей мелкой моторики рук и осязания, связанное с формированием познавательных интересов. В основу программы положен концентрический принцип, заключающийся в увеличении объема знаний, накопленных приемов и способов развития ручной умелости, координации глаз и рук, активного осязания на каждом этапе обучения.

Цели программы: развитие и коррекция сенсорной и умственной деятельности; формирование пространственных представлений и ориентировок; развитие умений и навыков ручной деятельности, которые реализуются в нескольких задачах:

1. Развитие познавательной деятельности;
2. Развитие сенсорных процессов;
3. Развитие глазомера и координации (глаз – рука);
4. Освоение мелких движений;
5. Укрепление кистей рук и пальцев.
6. Вырабатывать целенаправленность, устойчивость деятельности, самоконтроль.

Применяются следующие методы:

1. Стимулирование и мотивация учебно-познавательной деятельности;
2. Организация и осуществление учебно-познавательных действий:

а) методы организации и осуществления чувственного восприятия учебных  объектов (наглядные);

б) методы организации и осуществления мыслительной деятельности детей (словесные);

в) методы организации и управления практической деятельностью детей (практические).

3. Организации контроля и самоконтроля эффективности учебно-познавательной деятельности детей.

Приемы:

– разминка (речевые, двигательные, голосовые );

– рассматривание рисунков, предметов;

– свободное и тематическое рисование;

– упражнения подражательного, творческого характера;

– конструирование;

– лепка;

– изготовление аппликаций из различных материалов;

– схематическое изображение предметов;

– игровые ситуации;

– создание проблемных ситуаций

– обсуждение прочитанного;

– заучивание стихотворений.

Программа предназначена для обучения детей с умственной отсталостью, но может использоваться для первой ступени (начальной) школы с поправкой на возрастные и умственные особенности младшего школьника.

Основной организационной формой обучения являются специальные занятия, которые проводятся по выбору учителем-дефектологом, психологом в индивидуальной, групповой, подгрупповой форме с учетом развития сенсорных процессов, ручной умелости, а также поставленных задач. Продолжительность каждого занятия  40 минут, в свободное от основных занятий время. Занятия могут проводиться в счет школьного компонента. Возможно использование элементов заданий на основных уроках в младших классах.

В основу методики занятий положен комплексно-тематический подход в сочетании с наглядными и игровыми приемами. В предлагаемой системе занятий реализуется принцип коррекционной направленности при соблюдении триединой задачи (обучение, воспитание, развитие).

Коррекционное развитие проводится по основным направлениям:

  1. развитие сенсорных и моторных функций;
  2. развитие интеллектуальных функций;
  3. развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности;
  4. формирование, критичности, оценки и самооценки.

Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида деятельности   на другой. Каждое занятие представляет собой комплекс, включающий не только  задания  на развитие сенсорных процессов, тонкой моторики, процессов высшей нервной деятельности, но и упражнения на развитие эмоционально-волевой сферы, профилактики нарушения зрения (близорукости, дальнозоркости).

Предложенные занятия позволяют научить детей:

) различным действиям рукой и отдельными пальцами при выполнении различных микродинамических актов и крупных движений руки;
б) выполнять целенаправленные действия руками;
в) переносить сенсорный опыт в самостоятельную деятельность;
г) узнавать и называть эталоны;
д) соотносить эталоны;
е) выделять эталон из множества;
ж) соотносить эталон с признаком предмета;
з) определять последовательность событий;
и) видеть временные рамки своей деятельности;
к) ориентироваться в пространстве;
л) судить о противоположных  явлениях;
м) развить мелкую моторику рук.

С каждым занятием задания несколько усложняются. Увеличивается объем материала, наращивается темп выполнения заданий, сложнее становятся выполняемые практические  работы. Тем самым достигается основная цель обучения – расширение зоны ближайшего развития и последовательный перевод её в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.

Обобщающий урок к разделу «Восприятие свойств предметов и явлений»

Тема: «Восприятие формы, цвета и размера предметов окружающей действительности. На примере праздника Новый год»

Цели  занятия:

  • развитие различных видов восприятия (формы, цвета, размера и др.);
  • формирование мыслительных действий: сравнения, обобщения, анализа и синтеза и т.д.;
  • развитие ручной умелости, навыков опрятности и аккуратности у обучающихся.

Оборудование:

  • осколочные карточки с геометрическим материалом;
  • аромолампа с ароматическим маслом хвойных растений;
  • алгоритм рассказа-описания по вопросам;
  • счётные палочки разной длины;
  • образец выкладывания ели при помощи счётных палочек;
  • индивидуальные карточки с логическими цепочками;
  • раздаточный геометрический материал на каждого ученика;
  • CD проигрыватель с музыкальным сопровождение к динамической паузе;
  • индивидуальная карточка по нахождению причинно-следственных связей и исключению лишнего;
  • игровое графическое задание на каждого ученика;
  • «волшебные камни»
  • канцелярские принадлежности (белая бумага формата А4, клей, цветная бумага, шаблоны геометрических фигур, ножницы, простой карандаш, цветные карандаши, маркеры, трафаретная линейка с геометрическим материалом).

ХОД  ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент начала занятия

А. Ритуал начала занятия. Психологическая игра «Волшебный камешек»

Цель: создание положительного настроя на совместную, продуктивную работу. Ритуал вхождения в занятие.
Содержание этапа. Ведущий: «Расслабьтесь,  положите руки на колени,  ладонями вверх, закройте глаза и ждите, когда на вашей ладошке  появится волшебный камешек. Постарайтесь сразу ощутить, какой он: тёплый или прохладный, крупный или мелкий, тяжёлый или лёгкий, гладкий или шероховатый?..»
Ведущий кладёт каждому в ладонь камень и спрашивает детей об их ощущениях. При этом дети не должны открывать глаза и двигаться. Ведущий напоминает, что всё тело надо расслабить. После ответов дети открывают глаза и рассматривают свой камень. Ведущий говорит: «Камни обладают такой большой силой, что как только они коснулись ваших ладоней, так сразу вы становитесь самыми добрыми, самыми умными и всё, что вы не делаете, у вас обязательно  всё будет получаться».

В. Сообщение темы и цели занятия (фронтальная работа)

Дидактическая игра «Узнай и прочитай».

Цель: актуализация ранее полученных знаний, развитие зрительного восприятия формы и цветового гнозиса.

Примечание: на доске расположены различные элементы геометрических фигур, у детей на партах даны недостающие элементы деталей геометрических фигур, расположенных на доске. Изначально дети должны узнать представленные геометрические фигуры. Затем, при соединении геометрических фигур и их осколков, на каждой геометрической фигуре   и осколках появляются слоги, если правильно соединить фигуру и её осколок, то из слогов получатся слова.

– Ребята, посмотрите, пожалуйста, внимательно, что вы видите на доске? (Рисунок 1. «Геометрические фигуры»)
– Назовите те из фигур, которые вам знакомы?
– Посчитайте и скажите, сколько фигур имеют здесь 3 угла?
– Посчитайте и скажите, сколько фигур не имеют   углов?
– Посчитайте и скажите, сколько фигур имеют здесь 4 угла?
– Посчитайте и скажите, сколько фигур имеют  прямые углы?
– Ребята, обратите внимание, фигуры, то у нас не простые, на них что-то написано… У вас на партах даны слоги или слова, из которых вы при помощи осколков элементов геометрических фигур должны составить слова.(Дети соотносят геометрическую фигуру на доске и осколок на парте и выходя к доске, соединяют их, образуя слова).

Дети составляют из осколков геометрических фигур с соблюдением сочетания цвета слова. Затем прочитывают получившееся слово, называют геометрическую фигуру и называют её признаки.

– Ребята, прочитайте ещё раз про себя получившиеся слова (шары, бусы, подарки, Дед Мороз, гирлянда, мишура).
– Назовите те слова, которые вам непонятны.
– Подумайте и скажите, каким, одним словом их можно объединить? К какому событию относятся все эти предметы? (Новый год)
– Молодцы! Ребята, сегодня мы с Вами действительно будем говорить о празднике Новый год.
– Сегодня на занятии мы с Вами закрепим наши знания о размере, форме и цвете окружающих нас предметов.

2. Основная часть  занятия

А. Актуализация ранее имеющихся представлений у детей по данной теме. Беседа учителя и детей.

Цель: развитие  представлений детей по заданной теме, формирование связной речи обучающихся.

– Ребята, скажите, пожалуйста, вы любите праздник Новый год?
– А когда он наступает?
– В какое время года мы отмечаем этот праздник?
– В каком месяце?
– А как вы считаете, без чего не наступит настоящий Новый год? (Без ёлки).

В. Ароматерапия и дыхательная гимнастика по профилактике острых респираторных заболеваний.

Цель: развитие различных анализаторных систем обучающихся.

– Дети выдыхают при помощи диафрагмального дыхания пары масла хвойных растений.
– Ребята, сделайте, пожалуйста, три глубоких вдоха.
– Как вы считаете, какой аромат появился в нашей классной комнате?

C. Составление рассказа описания по картине «Ель» (Рисунок 2)

Цель: развитие основных мыслительных операций (анализа, синтеза, исключения) и связной речи.

Инструкция: Рассмотрите, пожалуйста, рисунок ели. Сейчас мы с Вами, при помощи опорных вопросов составим рассказ по картине «Ель». Мы с Вами по очереди будем читать опорные вопросы и варианты ответов. Вы должны выбрать верный ответ и напротив правильного ответа нарисовать зелёный кружок. (карточка представлена наРисунке 3.).

D. Конструирование с помощь строительного конструктора, используя палочки разной длины, стилизованной ели (по образцу)

Цель: развитие зрительно-пространственной ориентировки в пространстве, развитие зрительного восприятия и кратковременной памяти.

– Ребята, посмотрите, что вы видите на доске? (Рисунок 4)
– Из каких элементов/частей она состоит?
– Посчитайте, сколько деталей конструктора нам понадобится, чтобы построить такую же ель, как на образце?
– Скажите, пожалуйста, одинаковые ли детали нам понадобятся или разные?
– Чем детали отличаются между собой?
– Какие по величине будут верхние ветви ели, нижние?
– Далее учитель обращает ещё раз внимание детей на образец, просит внимательно посмотреть и запомнить. Затем убирает образец и просит построить ель по память, затем дети сравнивают образец и то, что у них получилось.

Е. Графическое задание 9-й лишний

Цель: развитие основных мыслительных операций, тренировка графических навыков.

– Ребята, посмотрите, пожалуйста, на рисунок 5. Что вы здесь видите?
– Скажите, эти ели одинаковые или разные?
– Чем они отличаются?
– Покажите самую высокую/низкую ель?
– Сколько веток у самой высокой/низкой ели?
– Посмотрите внимательно, и дорисуйте недостающую в цепочке ель.

F. Гимнастика для глаз.

Инструкция: На фронтальной стене кабинета, на разном уровне, размещаются иллюстрации с изображением елей разного размера. Учитель просит детей  найти глазами самую маленькую, самую большую, самую пушистую ель, найти ель, запорошенную снегом, найти ель, украшенную новогодними игрушками и т.д.

J. Аппликация ели с помощью геометрических фигур

Цель: развитие ручной умелости и зрительно-пространственной ориентировки на листе бумаги.

– Ребята, подумайте и скажите, при помощи каких геометрических фигур мы можем сконструировать ель?
– Как вы считаете, какие по размеру треугольники нам понадобятся?
– Если мы будем вычерчивать ель по шаблонам, то на верху какой по размеру треугольник мы возьмём?
– Какой по размеру треугольник будет следующим?
– Какой треугольник будет нижним?
– Рассматривание образца (Рисунок 6)
– Как вы считаете, какого цвета треугольники нам понадобятся?
– Далее дети выкладывают шаблоны геометрических фигур на парте, в соответствии с образцом.
– Вычерчивание треугольников на цветной бумаге.
– Повтор техники безопасности при работе с ножницами.
– Вырезание  деталей для аппликации.
– Приклеивание шаблонов геометрических фигур в центре 1/2 листа А4.

H. Динамическая пауза.

Инструкция: Дети под музыку  говорят четверостишия, заученные  наизусть и делают двигательные упражнения на развитие общей моторики.

Маленькая ёлочка

Росла без печали,

Буйны ветры ёлочку

Ласково качали.

Закружили ёлочку

Зимние метели,

Каждую иголочку

В серебро одели.

Примечание:  исходное положение – сидя на мяче,  напряжённые руки в стороны – «ёлочка». В первом четверостишии – выполнение поворота туловища вправо и влево. Напряжённые руки находятся пи этом в четырёх положениях:

1-я строчка: в стороны – вниз;

2-я строчка: в стороны;

3-я строчка: в стороны – вверх;

4-я строчка: вверх.

Во втором четверостишии руки мягкие, пластичные также находятся в четырёх положениях, но повороты туловища (скручивание позвоночника) начинается из положения руки вверх, причём к последней строчке руки переходят в исходное положение.

I. Работа по рассказу в картинках

Цель: развитие логического мышления, умения устанавливать причинно-следственные связи.

– Ребята, как Вы считаете, как ёлка попадает к нам на новогодний праздник?

Инструкция: Вам предлагается рассказ из картинок. Вы должны выстроить серию по схеме, которая дана внизу (Рисунок 7), зачеркнув лишние картинки из предложенного набора, нек относящиеся к данному сюжету.
– Проверка выполнения задания.
– Ребята, посмотрите внимательно, на получившийся рассказ.
– Как вы считаете, можно ли рубить дерево в лесу, ради нескольких праздничных дней?
– Как можно было бы поступить в этой ситуации и не причинить вред растению?

G. Графическое задание «Укрась ёлку» (Рисунок 8)

– Ребята, скажите, что ещё мы с вами забыли сделать, чтобы наша ель стала праздничной?
– Кто знает, чем украшают ёлку к Новому году?
– Работа с графическим заданием.
– Ребята, посмотрите на нашу ель.
– Как вы считаете, на что похожи наши ёлочные украшения?
– Какие геометрические фигуры вы узнали?
– Одинаковые ли шары на ёлке? Чем они отличаются?
– Где расположены маленькие шары?
– Какого они цвета?
– Где большие?
– Какого они цвета?

Задание: Обведите предложенную вам ель. Нарисуйте игрушки так же, как на образце.

K. Работа с трафаретной линейкой по вычерчиванию геометрических фигур – ёлочных украшений. Продолжение аппликации. Вырезание и наклеивание по образцу. (Рисунок 9)

L. Анализ образца аппликации.

– Ребята, посмотрите, мы с вами сделали аппликацию.
– Как вы считаете, на что она похожа? (На открытку).
– Кому мы можем подарить открытку?
– Когда люди дарят друг другу открытки?

M. Домашнее задание.

Подпишите, пожалуйста, открытку, тому человеку, которого вам хотелось бы поздравить с праздником.

3. Итог занятия

– Ребята, о чём мы говорили сегодня на занятии?
– Чему мы с вами учились?

Ритуал окончания занятия «Волшебные камни»

Инструкция: «Ребята, наше занятие подошло к концу, теперь возьмите в руки камни, которые я раздала вам в начале занятия, давайте обменяемся ими друг с другом и подарим своему соседу приятные слова-комплименты».

Поделиться: