Устройство всего черепа является таким сложным потому, что он представляет собой резонатор для слышимого слова. Мы слышим не только ушами, нас делает приемником звуков проводимость костей. Это свойство проводимости должно, конечно, относиться к определенному органу, а именно, организации черепа.
Если мы найдем человека с очень плоским затылком, то мы заметим, что у него могут возникать сложности в понимании слышимого слова. Чтобы понять то, что ему говорят, он должен тихо повторять сказанное другими (у некоторых детей это проявляется совершенно отчетливо).
Напротив, те, кто обладает выпуклым затылком, знают, что вы хотите им сказать, еще до того, как вы раскроете рот. Это зависит просто от анатомии, от формы черепа, который в процессе резонанса, посредством проводимости костей, воспринимает сказанное слово. Можно уже сказать: чем меньше затылок, тем меньше возможностей для понимания слышимого слова. Чем больше затылок, тем эта возможность больше.
Еще одна особенность у детей - слишком длинная или слишком короткая челюсть. При длинной нижней челюсти мы обнаруживаем процесс речи, постоянно ведомый интеллектом; тут преобладает не воля, а действует интеллект. У тех детей, которые обладают "срезанным" подбородком, речевой процесс легко попадает под власть эмоций. Затем мы открываем важное соответствие: верхняя челюсть скрываем в себе орган обоняния - нос, также как нижняя челюсть - орган вкуса, язык. Поэтому существует предположение, что при наличии анозмии, то есть нарушении способности воспринимать запах, человек имеет сложности с переходом слышимого слова в произносимое. Если же он не в состоянии иметь нормальные вкусовые ощущения, ему нелегко дается стремление произносимого слова вверх к слышимому. Таким образом, к детям с нарушением понимания речи должны применяться упражнения с запахами, а к детям с нарушениями речевой моторики - вкусовые упражнения.
Карл Кениг.