Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребенка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как именно оно лежит в основе чувственного познания. «Тактильный» (от лат. tactilis) — осязательный.
Тактильные образы объектов представляют собой отражение целого комплекса качеств объектов, воспринимаемых человеком посредством прикосновения, ощущения давления, температуры, боли. Они возникают в результате соприкосновения объектов с наружными покровами тела человека и дают возможность познать величину, упругость, плотность или шероховатость, тепло или холод, характерные для предмета.
С помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, расположении в пространстве, качестве использованных материалов. Тактильное восприятие играет исключительную роль при выполнении различных трудовых операций в быту и везде, где необходимы навыки ручного труда. Более того, в процессе привычных действий человек зачастую почти не использует зрение, целиком опираясь на тактильно-двигательную чувствительность.
Подчеркнем, что первоначальное действие ребенка с предметами — хватание, во время которого различные признаки предмета познаются на ощупь, следовательно, рука «учит» глаз. На концевых фалангах пальцев, тыльной поверхности кисти находится наибольшее количество тангорецепторов (от лат. tangere — касаться и receptor — принимающий) — специализированных окончаний чувствительных нервных волокон, расположенных в коже и реагирующих на прикосновения к ней. Этим и объясняется особая чувствительность названных участков тела при воздействии на них одним из видов раздражений (прикосновение, давление, вибрация, зуд и др.). Органом осязания служит рука, а значит, и основные усилия педагога-психолога должны быть направлены на развитие чувствительности рецепторов руки.
С этой целью используются различные виды деятельности, прямо или косвенно способствующие развитию тактильно-двигательных ощущений:
— лепка из глины, пластилина, теста;
— аппликация из разного материала (бумага, ткань, пух, вата, фольга);
— аппликационная лепка (заполнение рельефного рисунка пластилином);
— конструирование из бумаги (оригами);
— макраме (плетение из ниток, веревок);
— рисование пальцами, кусочком ваты, бумажной «кисточкой»;
— игры с крупной и мелкой мозаикой, конструктором (металлическим, пластмассовым, кнопочным);
— собирание пазлов;
— сортировка мелких предметов (камушки, пуговицы, желуди, бусинки, фишки, ракушки), разных по величине, форме, материалу.
Кроме того, практическая деятельность вызывает положительные эмоции у детей, помогает снизить умственное утомление.
Не следует забывать и о традиционной пальчиковой гимнастике, об использовании элементов массажа и самомассажа рук, что, несомненно, также способствует повышению тактильной чувствительности.
Известно, что почти 18% тела составляет кожа. Стимуляция ее нервных окончаний способствует формированию более полных представлений о предметах окружающего мира.
Для развития тактильной чувствительности у детей с интеллектуальной недостаточностью необходима предметно-пространственная развивающая среда, которая должна включать соответствующие материалы. Гармоничность сочетания разнообразных форм, размеров, фактуры, цветовой гаммы предметов, естественные качества природных материалов не только позволяют детям освоить новые ощущения, но и создают особый эмоциональный настрой.
Полноценно организованная тактильная среда позволяет через развитие тактильной чувствительности расширить представления о различных предметах и объектах окружающей действительности.
Приведем примеры использования различных дидактических тренажеров, игр, пособий, служащих для развития тактильной чувствительности у детей.
Хороший эффект дает использование массажных мячей-валиков. Разные по форме, упругости, фактуре поверхности мячи-валики обеспечивают широкий спектр разнообразных ощущений, которые можно получить, действуя с этими предметами самостоятельно или сосредоточившись на своих ощущениях, в то время как специалист делает ими легкий массаж.
Шариковые ванны представляют собой большую емкость, наполненную разноцветными пластмассовыми шариками одинакового или разного размера. «Купаясь» в таких ваннах или опуская в них руки, дети получают новые тактильные ощущения.
По аналогии можно изготовить «осязательные» ванны — в небольшой коробке рассыпать горох или бобы, фасоль, желуди. Поиск мелких предметов в такой «ванне» способствует активизации пальцевого гнозиса.
Игровое тактильное панно «Поляна в лесу» (сенсорная панель для рук) представляет собой панно, изготовленное из ковролина и ряда съемных деталей, изображающих какой-либо сюжет (в данном случае «поляну в лесу» — пенек, деревья, кусты, цветы, ягоды, ежик, травку и др.). Все детали крепятся к основной панели с помощью кнопок, крючков, различных застежек, липучек. Детали должны быть различны по цвету, форме, размеру, фактуре, материалу. Составляя сюжетные композиции на панно из предложенных деталей, дети испытывают разнообразные тактильные ощущения, одновременно познавая качества различных материалов, упражняясь в моделировании пространственных отношений по инструкции педагога, а в дальнейшем и по собственному замыслу.
«Сенсорная тропа для ног» — это дорожка из ковролина, на которой с помощью липучек закрепляются разные по фактуре «кочки»: мешочки из тонкой, но прочной ткани с разными наполнителями (тряпочки, кусочки кожи, поролона, мелкие камушки, горох и др.). Разнообразие ощущений делает хождение по дорожке увлекательным. Такая ходьба полезна для развития тактильного восприятия, а также для координации движений и профилактики плоскостопия. Для получения более полных ощущений рекомендуется ходить босиком или в тонких носках.
Резиновый коврик с неострыми шипами: постоять, полежать, походить.
Полезны самомассаж и взаимный массаж рук, ног, спины с помощью массажных щеток, махровых рукавичек, колесикового массажера, массажного валика для ног и др.
Вибрационные ощущения дети получают в процессе массажа отдельных частей тела электромассажером, чистки зубов электрической зубной щеткой и др.
По возможности следует использовать естественные условия природной среды: организовывать игры с водой (причем разной температуры), мелкими камушками, сухим песком (теплым и холодным) и др.
Очень полезны для учеников (особенно первого класса) игры с цифрами из шершавой (бархатной, наждачной и др.) бумаги: «Определи на ощупь», «Найди нужную цифру», «Покажи цифру». Ребенок многократно проводит рукой по цифре, ощупывает ее и называет. Одновременно запоминается не только форма, но и способ написания этой цифры, которые связываются с ее названием. Ученикам, пожелавшим тут же написать данную цифру, нужно предоставить такую возможность.
Игры данного типа рекомендуется проводить с постепенным усложнением: от обучения ощупывающим действиям под руководством педагога к самостоятельному выполнению задания учеником, причем с закрытыми глазами. По аналогии возможно использование разных букв алфавита.
В принятой в настоящее время классификации выделяются два вида осязания: пассивное и активное. Пассивное осязание осуществляется благодаря деятельности кожно-механического анализатора. Однако, пока осязательные раздражения действуют на тело (или любую его часть), находящееся в покое, возникающий образ предмета отличается глобальностью, некоторой неопределенностью и неточностью. Становится ясно, что первостепенная роль в познании отводится активному осязанию. Осязательный образ формируется на основе синтеза множества тактильных и кинестетических сигналов, образующихся при непосредственном воздействии на кожные покровы. Важным компонентом процесса осязания является мышечно-двигательная чувствительность.
Таким образом, ощущение и восприятие, выражаясь физиологически, носят рефлекторный характер, являются своеобразными ориентировочными действиями. Сам сенсорный образ может трактоваться, по выражению Б. Г. Ананьева, как «рефлекторный эффект работы анализатора». Это особенно наглядно выступает в процессе осязательного и зрительного восприятия.
Ознакомление с особыми свойствами предметов оказывается невозможным без движений рук и глаз, в известной последовательности обследующих различные участки предмета. От синхронности движений пальцев обеих рук, точности и целенаправленности движений, последовательности перцептивных действий зависит полнота и правильность образа воспринимаемого предмета.
Для детей с интеллектуальной недостаточностью характерна ориентировка на отдельно воспринимаемые, часто несущественные признаки объекта. Осязательные движения при обследовании хаотичны и не могут дать представления об исследуемом объекте. Дети часто промахиваются, желая взять отдаленный предмет или совершить с ним какое-либо действие, что является следствием недоразвития двигательной (кинетической и кинестетической) чувствительности и тесно связанной с ней координации движений. Недостатки развития осязания отрицательно сказываются на формировании наглядно-действенного мышления.
Отдельные имеющиеся исследования (А. П. Гозова, Р. Б. Каффеманас) показали, что объемные предметы распознаются детьми с интеллектуальной недостаточностью проще, чем плоские, так как плоскостные изображения объектов лишены ряда воспринимаемых признаков, в том числе с помощью осязания.
Практика работы с такими детьми подтверждает, что наиболее полные представления у них возникают при включенности восприятия в практическую деятельность: в этом случае общее и диффузное представление о предмете в дальнейшем сменяется более определенным и детальным. Поэтому так важно обучение детей планомерному обследованию.
Тактильно-двигательное восприятие осуществляется разными способами — путем ощупывания предмета или обведения его по контуру. При этом возникает и разный образ: в процессе ощупывания — объемный, при обведении — контурный, плоскостной.
Осязательное восприятие — это процесс, развернутый во времени, а значит, скорость приема информации невелика. Однако в ходе тренировки постепенно вырабатывается целесообразность ощупывающих движений, повышается роль разных видов чувствительности.
Вся коррекционная работа по развитию тактильной чувствительности у детей с интеллектуальной недостаточностью проводится в несколько этапов, каждый из которых характеризуется постепенным усложнением как самого процесса обследования, так и словесного отчета о выявленных качествах и свойствах предмета, его основных признаках.
Перечислим основные из них:
— ощупывание предметов с различной поверхностью с открытыми глазами, в дальнейшем с закрытыми; обучение специальным обследующим движениям (поглаживание, разминание, постукивание, сжимание и др.), обозначение отдельными словами свойств и качеств используемых материалов, признаков предмета;
— нахождение на ощупь необходимого объемного предмета по описанию свойств и качеств материала, из которого он изготовлен (выбор сначала из 2 предметов, а затем из 3—5 предметов);
— нахождение контура предложенного предмета из нескольких (3—4 предметов);
— определение по контуру с закрытыми (завязанными) глазами самого предмета;
— нахождение двух одинаковых контуров предмета из нескольких предложенных с закрытыми (завязанными) глазами.
Таким образом, через многократное последовательное использование практических упражнений достигается повышение у детей тактильной чувствительности.
Один из основных способов коррекции указанных дефектов — дидактические игры. В играх приходится создавать особые условия для выделения тактильно-двигательного восприятия: поставить ширму, использовать непрозрачные салфетку или мешочек, предложить закрыть (или завязать) глаза ребенку и др.
Дидактические игры на развитие тактильной чувствительности
«Поймай киску»
Педагог касается мягкой игрушкой (киской) разных частей тела ребенка, а ребенок с закрытыми глазами определяет, где киска. По аналогии для касания можно использовать другие предметы: мокрую рыбку, колючего ежика и др.
«Чудесный мешочек»
В непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.). Ребенку предлагают на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.
«Определи на ощупь»
В мешочке находятся парные предметы, различающиеся одним признаком (пуговицы большая и маленькая, линейки широкая и узкая и т. д.). Нужно на ощупь узнать предмет и назвать его признаки: длинный — короткий, толстый — тонкий, большой — маленький, узкий — широкий и т. д.
«Платочек для куклы» (определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани)
Детям предлагают трех кукол в разных платочках (шелковом, шерстяном, вязаном). Дети поочередно рассматривают и ощупывают все платочки. Затем платочки снимают и складывают в мешочек. Дети на ощупь отыскивают в мешочке нужный платочек для каждой куклы.
«Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет»
Ребенку предлагают на ощупь определить, из чего изготовлены различные предметы: стеклянный стакан, деревянный брусок, железная лопатка, пластмассовая бутылка, пушистая игрушка, кожаные перчатки, резиновый мяч, глиняная ваза и др.
По аналогии можно использовать предметы и материалы различной текстуры и определить, какие они: вязкие, липкие, шершавые, бархатистые, гладкие, пушистые и т. д.
«Узнай фигуру»
На столе раскладывают геометрические фигуры, одинаковые с теми, которые лежат в мешочке. Педагог показывает любую фигуру и просит ребенка достать из мешочка такую же.
«Узнай предмет по контуру»
Ребенку завязывают глаза и дают в руки вырезанную из картона фигуру (это может быть зайчик, елочка, пирамидка, домик, рыбка, птичка). Спрашивают, что это за предмет. Убирают фигуру, развязывают глаза и просят по памяти нарисовать ее, сравнить рисунок с контуром, обвести фигуру.
«Догадайся, что за предмет»
На столе разложены различные объемные игрушки или небольшие предметы (погремушка, мячик, кубик, расческа, зубная щетка и др.), которые накрыты сверху тонкой, но плотной и непрозрачной салфеткой. Ребенку предлагают через салфетку на ощупь определить предметы и назвать их.
«Найди пару»
Материал: пластинки, оклеенные бархатом, наждачной бумагой, фольгой, вельветом, фланелью.
Ребенку предлагают с завязанными глазами на ощупь найти пары одинаковых пластинок.
«Найди ящичек»
Материал: спичечные коробки, сверху оклеенные различными материалами: вельветом, шерстью, бархатом, шелком, бумагой, линолеумом и др. Внутри выдвижных ящичков также приклеены кусочки материала. Ящички находятся отдельно.
Ребенку предлагают на ощупь определить, какой ящичек от какого коробка.
«Что в мешочке»
Ребенку предлагают небольшие мешочки, наполненные горохом, фасолью, бобами или крупами: манкой, рисом, гречкой и др. Перебирая мешочки, он определяет наполнитель и раскладывает в ряд эти мешочки по мере увеличения размера наполнителя (например, манка, рис, гречка, горох, фасоль, бобы).
«Отгадай цифру» (букву)
На ладошке ребенка обратной стороной карандаша (или пальцем) пишут цифру (букву), которую он определяет с закрытыми глазами.
«Что это?»
Ребенок закрывает глаза. Ему предлагают пятью пальцами дотронуться до предмета, но не двигать ими. По фактуре нужно определить материал (можно использовать вату, мех, ткань, бумагу, кожу, дерево, пластмассу, металл).
«Собери матрешку»
Двое играющих подходят к столу. Закрывают глаза. Перед ними две разобранные матрешки. По команде оба начинают собирать каждый свою матрешку — кто быстрее.
«Прочитай»
Играющие становятся друг за другом. Стоящий позади пальцем пишет на спине партнера буквы, слова, цифры, рисует фигуры, предметы. Стоящий впереди отгадывает. Потом дети меняются местами.
«Золушка»
Дети (2—5 человек) садятся за стол. Им завязывают глаза. Перед каждым кучка семян (горох, семечки и др.). За ограниченное время следует разобрать семена на кучки.
«Угадай, что внутри»
Играют двое. У каждого играющего ребенка в руках непрозрачный мешочек, наполненный мелкими предметами: шашками, колпачками ручек, пуговицами, ластиками, монетами, орехами и др. Педагог называет предмет, игроки должны быстро на ощупь найти его и достать одной рукой, а другой держать мешочек. Кто быстрее это сделает?
Метиева Л. А., Удалова Э. Я. Развитие сенсорной сферы детей