Вы здесь

Меньше стимулов и больше информации.

Многие думают, что особые дети нуждаются в дополнительной стимуляции — чтобы достучаться до них. Например, повторяя желательное действие, занимаясь часами математикой или чтением, растягивая ноги... 
Вот только стимуляция это НЕ ТО, чего им не хватает. Любые чувственные ощущения это стимул, проблема в том, что мозг не способен организовать их способом который имел бы смысл, был бы понятен ребенку. Такие дети нуждаются в МЕНЬШЕМ количестве стимулов. 

Для них мы должны уменьшить скорость и интенсивность ощущений, которые они получают. Их головы нуждаются в возможности испытать медленность, действительно прочувствовать что происходит, почувствовать мельчайшие отличия, чтобы их мозг смог превратить эти стимулы в информацию которую они могут организовать, сложить вместе. Иначе дополнительные стимулы приходящие снаружи — или даже изнутри — это только еще больше их взволнует, ускорит их. Современные исследования мозга подтверждают эту теорию, подтверждают, что излишние стимулы, стимулы к которым мозг еще не готов, могут быть вредны, ухудшая и без того тяжелые симптомы.

Время это любовь.

Время это любовь. Это то, что ребенок чувствует, когда мы проводим с ним время, по настоящему, присутствуя рядом. Нам не всегда это заметно, но когда мы торопим малыша, когда мы просим его сделать быстро то, что он пока не умеет, или когда мы заставляем его делать что-то быстрее, чем он пока может — мы гарантируем себе неудачу. 
И хотя у нас наверняка лучшие намерения, ребенок запомнит ощущение что он не «такой», что он не смог сделать то, что мы от него ждали.

Каждый раз, когда вы разрешаете себе притормозить, провести время с вашим ребенком, это позволяет вам присутствовать. Быть рядом, наблюдать, видеть настоящие реакции и возможности. Это, как если бы вы вместе танцевали, позволяя друг другу вести себя в танце, двигаясь как единое существо.

Не торопитесь.

Исследования показали, что попытки ускорить раннее развитие здорового ребенка на самом деле не влияют на эту скорость. Нет доказательств, что подобные попытки улучшают показатели позже в жизни — зато есть вполне реальная возможность, что такие попытки ускорить ребенка могут ему повредить. Когда ребенок особенный, скорее всего он уже отстает от стандартных графиков и таблиц развития. И это понятно, когда родители очень хотят, чтобы ребенок начал показывать лучшие результаты, ускорился и догнал «стандарт».

Однако, важны не те вехи развития, которых он достигнет, важен процесс который приводит ребенка к этому. Все эти месяцы, когда человеческий младенец лежит в кроватке, случайно двигаясь и издавая звуки, и затем постепенно обучаясь движению и другим способностям, там, внутри, происходит удивительно богатая активность. Миллиарды нейросвязей образуются и связываются, собственное тело опознается и узнается, миллионы частичек информации начинают складываться в то, что со временем мы назовем «развитием» личности.

Мы, люди, особенные или нет, устроены так, что биологически мы не торопимся. Мы медленно растем и взрослеем — нужны десятки лет, чтобы достигнуть пика развития. Наш мозг не вылит в камне, не закрепляет схемы и шаблоны слишком быстро и навсегда. 

Именно поэтому мы способны развиваться и улучшать наши навыки и умения. Замедляясь и не торопясь, мы оставляем себе время для этих удивительно сложных способностей, для изучения новых, все более сложных и детальных умений. Когда мы хотим помочь особенному ребенку, нам нужно время, нам нужно, чтобы этот процесс оставался незавершенным, давая возможность ребенку — и его мозгу — возможность экспоненциального, все увеличивающегося и усложняющегося роста.

Инструменты и способы «Медленности».

Медленность вашего ребенка начинается с вас. Вы станете его моделью, прокладывая путь для него. Быть медленным это умение, которому вы и ваш ребенок можете научиться вместе. Делать что-либо медленно и осознанно с определенными намерениями не так уж легко. Помните, каждый принцип помогает нам улучшить работу мозга. Когда вы применяете эти принципы — следите, ищите изменения, любые изменения: они — это те кусочки мозаики из которых ребенок будет складывать новую картину, новое умение.

«Будьте с вашим ребенком».

Найдите десять минут каждый день, чтобы просто БЫТЬ рядом. Выключите телефон, компьютер, телевизор. Не надо готовить, убирать, читать книгу. Не надо умывать грязную мордашку, не надо вести его гулять. Единственной целью должно быть просто БЫТЬ рядом. На коврике или на кровати, на диване или в парке. Не надо ставить иных целей на эти десять минут, просто позвольте себе быть медленными. Вам, конечно, нужно следить, чтобы ребенок был в безопасности, но тем не менее позвольте ребенку быть с вами, что бы это ни было. Разрешите ему быть лидером, следуйте за ним. Если он просто хочет беспорядочно гулять, пусть — просто будьте с ним. Если дочь хочет обниматься и перебирать ваши волосы — пусть. Если она хочет играть с мячиком, машинкой, будьте с ней рядом. Просто следуйте за ней, не торопясь и не торопя. Будьте рядом и вместе — только вы и ваш ребенок. И если вам кажется что это сложно, скоро вы поймете что такое время репровождение и приятно и полезно. Медленность это то, что мы все умеем.

«Наблюдать не оценивая».

В то время как вы перестаете торопиться и наблюдаете за вашим ребенком, вы получаете возможность заметить вещи и детали на которые вы раньше не обращали внимания. Когда вы смотрите на ребенка и не пытаетесь сравнивать его с другими (А это тем более сложно если ваш ребенок «особенный»), когда не пытаетесь его изменить или контролировать, вам будет проще оценить его реакции на то, что вы делаете. Вы можете практиковать этот метод, когда вы кормите малыша, помогаете старшему ребенку делать уроки, помогаете одеваться, умываться, или вообще занимаясь любыми делами. Вам будет легче увидеть то, как ребенок реагирует на окружающий мир. Замечая такие детали, ваш собственный мозг получит больше информации, вам будет проще настроиться на ребенка — а чем точнее вы настроены, тем больше его мозг получит от общения с вами. Вы становитесь мамой-дельфином, которая плывет как единое целое с ее малышом, неся его в потоке воды, что мама оставляет за собой — а со временем дельфиненок вырастет достаточно, чтобы плыть самостоятельно.

«Ну-ка, давай притормозим».

Когда у ребенка что-то не получается, может быть это движение, которое девочка еще не обучилась делать, попытка поиграть на музыкальном инструменте, чтение или письмо, старательная попытка донести ложку до рта.. вашим первым импульсом будет ускорить его, заставить закончить или повторить движение «пока не получится». Это обычная, стандартная реакция. Помните, нам-то нужно не «обычное», нам нужно чудо. И в такие моменты неудач, просто.. притормозите. Замедлитесь. Замедлите собственные движения, скорость с которой вы разговариваете с ребенком, скорость с которой вы двигаете ребенка. Если ваш малыш потерпел неудачу в чем-то новом и пытается сделать это слишком быстро — попросите его сделать это медленнее, совсем медленно и попробовать снова.

«Игра в улитку»

Основное правило этой игры это то, что вы должны делать то, что вы сейчас делаете — НУ ОООЧЕНЬ медленно. Еще медленнее. Если один из вас начинает ускоряться, другой должен обратить его внимание на этот факт. 
Например, можно играть в эту игру, когда ваш ребенок собирает паззл, скажите ему: «Ну-ка, смотри как я могу положить этот кусочек ну оооочень медленно». И сделайте это. Затем скажите — «Давай посмотрим, а ты так медленно сможешь?». И если он двигается слишком быстро, обратите его внимание на это, помогите ему двигаться медленнее своей рукой. В следующий раз, сделайте это быстрее — чтобы ваш ребенок мог остановить вас и напомнить, что нужно двигаться медленно. Возможно, вам понадобится несколько подходов или дней, чтобы ребенок понял эту игру. Возможно, у него не хватит терпения больше чем на пару раз. Но медленное, намеренное движение требует гораздо большего контроля и ловкости, чем быстрое и резкое (шлепнуть по попе гораздо проще чем вдеть нитку в иголку). Со временем, он станет лучше. Это упражнение помогает вернуть нормальный тонус мышцам, улучшает мышление и координацию движений.

«Прикосновение медленное».

Мы уже говорили о том, как прикосновения важны для наших детей. Попробуйте применить это на практике — делая массаж медленно, расчесывая и заплетая косичку дочери, хлопая в ладошки, помогая малышу пересесть из инвалидной коляски в кресло или кровать. Медленное прикосновение увеличивает, усложняет опыт, который ребенок получает. Помогает ему точнее заметить и оценить происходящее.

«Медленное слушание». Одна из самых важных человеческих нужд это желание быть услышанным и понятым. Для особенных детей — особенно сложно общаться с окружающими . Им сложно обЪяснить, что они чувствуют, что понимают, что испытывают, особенно если мир для них — пугающий и непонятен. Вашему ребенку очень нужно, чтобы вы его СЛЫШАЛИ. Услышьте его. Обращайте внимание не только на слова, но и на звуки, интонации, жесты, выражение лица, движения тела. Чтобы добиться этого, вам нужно замедлиться, заглушить всю ту болтовню, которая происходит в нашей голове (приготовить ужин, постирать, поговорить с мужем, позвонить маме, и т д), войти в контакт с вашим малышом. Попробуйте понять не только те слова, что он вам говорит, но и то, как он движется, какие эмоции испытывает. Отвечая ребенку, покажите, что Вы его поняли на всех этих уровнях. Возможно, вы не сразу поймете, что вам пытаются сказать. Но тот факт что вы пытаетесь понять, уже важен и ребенок его заметит.

«Будьте повелителем доброты»

Ваш ребенок прекрасно понимает, когда у него что-то не получается. Дети чувствуют эти сложности внутри, интуитивно, и они понимают, когда у них не выходит что-то сделать так, как взрослые от них хотят. Будьте щедрыми, будьте добрыми. Разрешите ребенку не торопиться, попробовать еще. Так и скажите: «Не волнуйся, не торопись, давай попробуем еще раз». Не нужно говорить ребенку, какой он умница, когда у него что-то не получается. Будьте честны — он молодец, что он пытается это сделать, а то, что пока не получилось — ничего, это просто пока. Помогите ему делать вещи медленнее, так вы показываете ему наглядно — что все хорошо, я понимаю, ты в безопасности, не надо бояться или нервничать.

Когда ваш ребенок чувствует себя спокойно, чувствует себя принятым и понятым — тогда он обучается быстрее и лучше.

Автор А.Баниэль, нейропсихолог

http://www.kid.ru/

Поделиться: