Журнал Поведенческой Оптометрии 21, 2010г., №3, стр. 69
Зрительно-вестибулярная интеграция,
Двигательное планирование и визуализация
Комплекс упражнений“THE SLOTNICK SCRAMBLE”
Зрительная терапия
Slotnick S. Visual-Vestibular Integration, Motor
Planning and Visualization: “The Slotnick Scramble,” A Vision Therapy Activity. J Behav Optom
2010;21:68-71.
Саманта Слотник, Доктор оптометрии.
Частная практика
Доббс Фэрри, Нью-Йорк
Краткое содержание
В данной статье опсиывается терапия динамической визуализации, которая позволяет увеличивать или уменьшать нагрузку, чтобы удержать вовлеченность пациента для достижения оптимальных результатов обучения. Данная терапия является видом мультисенсорной интеграции с вовлечением зрительных, вестибулярных и слуховых органов чувств. Для ее проведения необходимы: планирование крупной моторики, латерализация, направленность, навыки по зрительной обработке информации, включая визуализацию, визуальное планирование, зрительную память, а также центрально-периферическая организация как в пространственном, так и во временном контексте. Данная терапия выполняется с помощью батута и двух таблиц с буквами/цифрами горизонтальной ориентации. Терапия широко применима к группам детей от 5-ти лет.
Ключевые понятия
Слуховой, центрально-периферическая организация, ритм, обработака информации временного контекста, вестибулярный, зрительная терапия, навыки обработки зрительной информации.
Введение
Чтобы предоставить возможности для роста и развития, задача визуальной терапии (далее – ВТ) заключается в том, чтобы вовлечь и заинтересовать пациента. Образовательные ресурсы формируются на т.н. «оптимальном потенциальном уровне » с целью развития самомотивации и любопытства, сохраняя низкий уровень стресса. Таким образом, обучение происходит в процессе достижения пациентами посильных целей.
1,2
В целом я стремлюсь к достижению пациентами 80-85% успешно выполненных заданий в курсе ВТ. При работе с менее эмоционально устойчивыми пациентами я выстраиваю программу таким образом, чтобы процент успешно выполненных задач приближался к 90-95. В данном случае прогресс может идти медленнее, но зато можно сохранить интерес пациента за счет поднятия процента его успехов.
В данно й статье описывается динамичная проработанная программа по ВТ, нагрузку в которой можно регулировать, чтобы удержать вовлеченность пациента для достижения оптимальных результатов обучения. Она подходит для пациентов различного возраста, начиная с 5-ти лет.
Данная терапия подразумевает мультисенсорную интеграцию с вовлечением зрительных, вестибулярных и слуховых органов чувств. Для ее проведения необходимы: планирование крупной моторики, латерализация, направленность, навыки по зрительной обработке информации, включая визуализацию, визуальное планирование, зрительную память, а также центрально-периферическая организация как в пространственном, так и во временном контексте. Данная терапия выполняется с помощью батута и двух таблиц с буквами/цифрами горизонтальной ориентации.
“The Slotnick Scramble”
Программа Визуальной Терапии
Формат:
Две идентичные таблицы с буквами (цифрами, стрелками, смешанные) помещаются на противоположных стенах комнаты для занятий ВТ. Таблицы должны быть составлены следующим образом: 5 знаков в строчке, 4 строчки на странице. Таблица может быть осложнена более или менее указанного на усмотрение специалиста по ВТ. Батут кладется на пол, посередине между таблицами.
Основные инструкции
“Прыгать на батуте, читая одну букву за прыжок.”
После того, как ритм будет установлен, попросите пациента развернуться на 180° и прочитать буквы с таблицы на противоположной стене, не теряя ритм и положение на батуте.
Пациент продолжает повороты на 180° через регулярные интревалы, как описано ниже.
Увеличение и снижение нагрузки:
Опции:
1)Частота поворотов.
Меняйте количество букв, прочитываемых перед следующим поворотом. Чем больше букв должно быть прочитано, тем легче задача.
Начальный уровень: Попросите пациента поворачиваться после каждой строчки (5 букв).
Средний уровень: Пациент поворачивается после прочтеняи 4-х букв. Затем переходите к трем.
Цель: Две буквы, поворот, две буквы, поворот и т.д. Если пациенту изначально это под силу, тогда заняттия должны начинаться с этого уровня.
2) Направление поворотов.
Меняйте направление поворотов, правое и левое.
Начальный уровень: Не говорите пациенту, в какую сторону поворачиваться, пусть поворачивается, куда хочет.
Средний уровень: Когда пациент выработает хороший ритм поворотов, добавляйте планирование крупной моторики:
a) Поворачиваться только направо (по часовой стрелке). (Том 21/2010/№3/стр. 70 «Journal of Behavioral Optometry»)
b) Поворачиваться только налево (против часовой стрелки).
c) Если (a) и (b) выполняются несимметрично, продолжите некоторое время с более легким для пациента направлением и переходите к более сложному постепенно.
Уровень сложности.
d) Попросите пациента повернутсья на 360º (два последовательных разворота на 180 º), затем то же в другую сторону.
Например:
Прочитать две буквы → повернуться направо → две буквы → опять направо → две буквы → налево → две буквы → опять налево → две буквы → направо →две буквы → опять направо и т.д.
3) Когнитивная нагрузка
После достижения пациентом предыдущего уровня, расширяйте когнитивные задачи по чтению таблиц как предложено ниже:
a) Хлопать в ладоши на гласную, не произнося ее.
b) Хлопать на четные числа.
c) Добавить стрелки в таблицы и попросить назвать их направления.
d) Прибавлять один к каждой встречающейся цифре.
e) Вычитать один из каждой встречающейся цифры.
f) Называть противоположные направления стрелок.
g) Называть следующую букву по алфавиту (напр., если в таблице написано Д Н С А Э, она должна быть прочитана как Е О Т Б Ю).
h) Сочетать различные когнитивные задачи на таблице, смешивая буквы, цифры и стрелки.
Обсуждение
Данная программа предоставляет хорошую возможность для обучения и развития. Она включает в себя планирование крупной моторики, латерализацию и направленность, навыки обработки зрительной информации, визуализацию, визуальное планирование, центрально-периферическую организацию как в пространственном, так и во временном контексте.
Слуховые, временные процессы.
Батут – это полезный инструмент, помогающий пациенту понять временные интервалы, особенно при недостаточном уровне слуховой обработки информации. Темп пациента определяется напряжением пружин, весом пациента, а также силой прыжка. Если пациент расслабляется после первого прыжка и продолжает подпрыгивать по инерции, без усилий, нужно возвращать его к первоначальному ритму.
Любое занятие на батуте, выполняемое в сочетании с заданиями на зрительное внимание, должно сопровождаться учетом времени. Особенности обработки слуховой информации часто не позволяют пациенту говорить и слышать одновременно, либо слушать и трогать одновременно. Осведомленность пациента о времени может поддерживаться путем прочтения букв в одном ритме с прыжками. Прочитывание таблиц вслух дает сигнал системе слуховой обработки информации, в то время как прыжки на батуте стимулируют проприоцептивный и вестибулярный сигналы. Синхронизированные сигналы зрительной, слуховой, проприоцептивной и вестибулярной систем обрабатываются одновременно, помогая пациенту устанавливать ритм и временные интервалы.
3
Временное планирование
Подкрепляется по мере того, как пациент становится способен произносить одну букву в один и тот же момент прыжка, предпочтительней – на конце прыжка, перед приземлением на батут.
Вестибулярные и проприоцептивные органы чувств
Прыжки на батуте стимулируют гравитационно чувствительные компоненты вестибулярной системы, в основном связанные с эллиптическим мешочком, при движении в вертикальном направлении. На конце прыжка, перед приземлением на батут, пациент получает сильный проприоцептивный сигнал от нервно-мышечного веретена о ногах и лодыжках. Это происходит в момент перемены направления движения, между опусканием на батут и подъемом при следующем прыжке. Такая 3-хуровневая стимуляция возможна только в определенный момент времени (на конце прыжка при опускании на батут) с регулярными повторяющимися интервалами. Ритм и время успешных движений глаз важно для продуктивного чтения.
4,5
Такое чувство ритма можно успешно развить с помощью батута, и по мере продолжения занятий это чувство автоматизируется.
Добавление к прыжкам поворотов тела (на 180°) предоставляет дополнительную вестибулярную стмимуляцию горизонтальному полукружному каналу. Разворот в прыжке на 180° одним движением должен выполняться быстро. Это приводит в действие вестибулоокулярный рефлекс (ВОР), чтобы взгляд двигался в направлении, противоположном движению при развороте. Когда пациент прекращает фиксацию на одной таблице и разворачивается к противоположной, ему нужно находиться на повышенном уровне окуломоторного контроля, чтобы заново «поймать» и удержать фокус на таблице. В данном случае повышенный уровень внимания и нейромышечного контроля требуется, чтобы контролировать оптокинетический (зрительный) нистагм (ОКН). Пациенту нужно пересилить ОКН, сдерживая его настолько, чтобы позволить себе заново сфокусироваться в соответствии с ВОР (6) так, чтобы уловить следующую порцию визуальной информации. Таким образом, момент разворота при прыжкам предоставляет пациенту дополнительную возможность удержать окуломоторный контроль.
На более высоких уровнях когнитивной работы от пациента требуется умение закрепить взгляд и оставить запас времени на планирование других действий – хлопков в ладоши, математических действий или замены букв. Так, процесс когнитивной нагрузки помогает пациенту понять как улучшить автоматизацию базовых двигательных и окуломоторных процессов.
Зрительные навыки и обработка визуальной информации
Подвижность глазного яблока и фиксация
При прыжках и поворотах пациенту предоставляется возможность осуществлять окуломоторный контроль. Для повторной фиксации на объекте после поворота пациенту необходимо подавить ОКН, а прыжок требует вертикальной стабилизации взгляда. Данный вид деятельности активно вовлекает в процесс саккадическое движение глаз при чтении слева направо сверху вниз. Развороты прерывают фиксацию глаз, что требует от пациента усилия для повторной фиксации на нужном месте таблицы как, например, при заданиях на отдаление или приближение таблиц и т.п.
Зрительное планирование и зрительная память
Повороты тела через каждые две-три буквы заставляет пациента упражнять зрительную память, чтобы удержать взгляд в нужном месте таблицы и ничего не пропустить. Либо пациент находит нужное место, запоминая, что он уже прочитал, либо он начинает планировать прочтение заранее и зрительно восстанавливает следующие буквы – как ему удобнее и привычнее. Часто при выполнении упражнений, где задействованы 4-5 букв, пациенты теряют элементы при поворотах, и им требуется определенное время, чтобы заново сфокусироваться. В данном случае прочтение следующего символа не считается за жульничество. «Заглядывать вперед» при чтении необходимо, чтобы подготовиться к следующей порции текста. Когда пациент достигнет данного уровня, значит он готов к новой порции когнитивной нагрузки. Умение читать наперед – это еще один положительный и ожидаемый результат данного вида деятельности.
Двигательное планирование, латерализация и направленность
При данном виде деятельности зрительное планирование происходит вместе с двигательным планированием. Очевидно также планирование движений тела и речи. Разработка навыков для пространственной ориентации и крупной моторики требует высокого уровня двигательного планирования.
Планирование крупной моторики требуется, когда пациент контролирует повороты тела направо (Journal of Behavioral Optometry Volume 21/2010/Number 3/Page 71) либо налево, подкрепляя латерализацию. Еще более высокий уровень осмысления правого и левого требуется при использовании на таблицах стрелок с направлением направо и налево. Задания на ориентацию в пространстве предъявляются на уровне сложности 2d. Пациент совершает два последовательных полуоборота перед для того, чтобы развернуться в противоположном направлении. Это означает, что в любой момент времени следующее движение пациента может быть либо направо либо налево. Пациент может фиксировать для себя последовательность движений, считая, сколько раз он поворачивается в том или ином направлении. Также он может догадаться, что нужно учитывать свою ориентацию только в пределах данной комнаты, что дает дополнительный ключ к выполнению заданий.
Центрально-периферическая организация
Центрально-периферическая организация – это способность удерживать в голове перспективу целой картинки (сценарий), одновременно направляя свое внимание на определенный аспект или деталь картинки. Этот процесс подразумевает способность удерживать фокус без потери контекста, т.н. «видеть лес за деревьями»
На этом уровне сложности пациенту предоставляется множество возможностей развить навыки центрально-периферической организации. До того, как пациент добьется желаемых результатов на данном уровне сложности, он может осознать свои ошибки при выполнении заданий. Это означает, что во-первых, пациент понимает, чего от него ждут, и во-вторых, что он стал выполнять задания более осмысленно, анализировать свои ошибки, не теряя фокусировки на самих заданиях. Такой навык требует центрально-периферической интеграции во времени (анализируя свое выполнение заданий) и в пространстве (определяя место, где случаются ошибки). Если пациент обращает внимание на количество раз, которое он развернулся в каждом направлении, он должен оставатсья сориентированным на определенный промежуток времени, чтобы знать, когда разворачиваться в следующий раз. Каждое последующее движение может быть либо прыжком либо разворотом в прыжке. Каждый разворот может быть либо направо либо налево, повторяя направление либо меняя его. Такое упражнение требует устойчивой осмысленной концентрации на занятии. Таким образом, оно требует центрально-периферической организации во времени.
Визуализация
Визуализация – это способность создавать и управлять образами в своем сознании. Она может быть мощным инструментом для практики путем мысленной тренировки, без фактического выполнения упражнений. Такой навык обычно используется атлетами при подготовке к различным ситуациям, которые могут иметь место на соревнованиях. Визуализация данного комплекса упражнений на батуте предоставляет дополнительную возможность пациенту, чтобы представить себя в пространстве и времени. Для многих пациентов визуализация задания является ключом к успешному выполнению этого задания. Она предоставляет пациентам время, чтобы исправить ошибки еще до того, как они были совершены. Визуализация открывает пациенту широкий ряд деталей, которые он может учитывать и координировать. Такое занятие можно проводить с пациентами старшего возраста в качестве упражнений на визуализацию. Попросите их осознать упражнение на любом соответствующем уровне и мысленно проделать его, исправляя допущенные ошибки, до того, как они приступят к фактическому выполнению задания. Затем попросите их фактически проделать упражнение, не сделав ни одной ошибки, которые они уже мысленно проработали.
Заключение
Комплекс упражнений "Slotnick Scramble" это динамичный вид занятий с использованием визуальной терапии. Он позволяет снижать и увеличивать нагрузки с целью предоставить пациенту множество возможностей для обучения и развития. Такие занятия помогают пациенту развить сознательное выполнение упражнений, мобилизируя множество органов чувств: зрительных, вестибулярных, слуховых, связанных со временем и проприоцептивных. Комплекс "Slotnick Scramble" задействует различные навыки обработки зрительной информации, поддерживая планирование крупной моторики, латерализацию/направленность, зрительное планирование, зрительную память, визуализацию, а также центрально-периферическую организацию как во временном, так и пространственном контексте.
Выражение благодарности
Thanks to Dr. Curt Baxstrom, whose lectures and conversations have led me down
new avenues in visual thinking.
Справочная литература
1. Jensen E. The Learning Brain. North Riding,
South Africa: Lead the field Africa (Pty) Ltd.,
1994.
2. Patrick BC, Skinner EA, Connell JP. What motivates children’s behavior and emotion? Joint
effects of perceived control and autonomy
in the academic domain. J Pers Soc Psychol
1993;65:781-91.
3. Rebounding Aerobics for Vision Therapy. Article
referencing conversation with Raymond Gottlieb, O.D.. http://www.urbanreboundinggym.
com/art_reb_aerobics_vision_therapy.html Last
accessed Feb. 14, 2010.
4. Taub GE, McGrew KS, Keith TZ. Improvements
in interval time tracking and effects on reading
achievement. Psychol Schools 2007;44: 849-63,
.
5. Shaffer RJ, Jacokes LE, Cassily, JF, Greenspan
RF, et al. Effect of interactive metronome training on children with ADHD. Am J Occup Ther,
2001;55:155–61.
6. Beraneck M, Cullen KE. Activity of vestibular
nuclei neurons during vestibular and optokinetic
stimulation in the alert mouse. J Neurophysiol
2007;98:1549-65.
Corresponding author
Samantha Slotnick, O.D., FAAO, FCOVD
Terri Optics
468 Broadway
Dobbs Ferry, NY 10522
Date accepted for publication:
May 14, 2010
Перевод Фартушной Е.А.
http://drslotnick.com/2013/02/the-slotnick-scramble/
http://drslotnick.com/wp-content/uploads/2013/02/Slotnick-Scramble-poster-pdf.pdf