Перевод: Анна Зоркова
Редакторы: Марина Лелюхина, Любовь Ененкова
Если вы приступили к созданию проекта игровой площадки для инклюзии детей с аутизмом, вам, прежде всего, нужно принять во внимание то, что аутизм представляет собой целый спектр расстройств, отличающихся, в том числе степенью выраженности. Каждый ребенок индивидуален. В спектре аутизма существуют так же самостоятельные диагнозы, среди которых синдром Аспергера и первазивное нарушение развития. Некоторые исследователи относят к расстройствам аутистического спектра СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивность). Несмотря на ощутимые различия, у всех людей, страдающих расстройствами аутистического спектра, есть одно существенное сходство: 95% из них имеют нарушения обработки сенсорной информации.
Доктор Джин Айрис основоположник теории сенсорной интеграции дисфункции и разработчик терапии, подчеркивает важность развития у ребенка трех видов ощущений:
- тактильные (осязание)
- вестибулярные (ощущение движения и гравитация)
- проприоцептивные (чувство как работает наше тело, ощущения от мышц и суставов).
Люди, страдающие нарушениями сенсорной интеграции, могут слишком остро воспринимать одни ощущения и практически не реагировать на другие. Это нарушение по — разному проявляется, в том числе, и у детей с аутизмом.
Естественно, каждый ребенок индивидуален, и дети с аутизмом, как и все остальные, по-разному реагируют и получают удовольствие от самых разных видов деятельности, доступных на игровой площадке. Тем не менее, если вы проектируете площадку, которой будут пользоваться, в том числе, дети с аутизмом, вам стоит принять во внимание необходимость удовлетворять их потребности в трех видах ощущений, обозначенных выше. Таким образом, в проекте детской площадке, предназначенной для инклюзии детей с аутизмом, должны быть учтены следующие нюансы:
- Площадка должна быть надежно огорожена. Если ребенок, испытав чрезмерную стимуляцию, попытается убежать, он не сможет это сделать.
- На площадке должно быть много зелени. Недавние исследования Университета Иллинойса показали, что прогулки на природе помогают детям с СДВГ дольше удерживать внимание.
- Дети, которым нравится ощущения от прыжков с высоты или падения на землю зачастую лишены чувства осторожности и могут подняться довольно высоко. Они не могут оценить, насколько это бывает опасно. Поэтому очень важно, чтобы на площадке было защитное покрытие, смягчающее удары.
- На такой площадке должен быть тихий уголок, куда ребенок может пойти, чтобы отдохнуть от чрезмерной сенсорной стимуляции. Это может быть тихое место среди кустов и деревьев, или специальный детский домик.
- Объекты на детской площадке должно быть расположено на достаточном расстоянии, чтобы играющие дети не мешали друг другу.
- По периметру площадки стоит расположить всевозможные конструкции для лазания и качели. Это полезно для вестибулярной и проприоцептивной системы.
- На площадке должны быть объекты, на которых можно висеть: турники, перекладины и т.д. Такие ощущения оказывают положительное влияние на мышцы и суставы, что способствует развитию проприоцептивной системы.
- Родители, воспитывающие аутичных детей, часто говорят о том, что их дети любят скользить и кататься с горок. Поэтому на площадке важно установить несколько видов горок, так как разные горки стимулируют разные виды ощущений и подают разные сенсорные сигналы.
- Многим детям нравятся тактильные ощущения, которые дает вода и песок. Установите на площадке большую песочницу, где ребенок сможет полностью зарыться в песок. Его вес успокаивает многих детей.
- У ребенка должна быть возможность какое-то время поиграть в одиночестве, не отделяясь при этом от коллектива. Эту потребность может удовлетворить наличие баскетбольного кольца, или площадки для игры в классики.
- Многие аутичные дети любят находиться в замкнутом пространстве. Для удовлетворения этой потребности подойдут разнообразные тоннели и лабиринты. Важно, чтобы в стенах было достаточно отверстий, чтобы родитель или воспитатель могли наблюдать за ребенком.
Вот и все основные идеи для проекта игровой площадки для детей с аутизмом. Очень важно, чтобы в ее проектировании, принимали участие все члены вашей инициативной группы. В подготовке проекта нужно учесть мнение: родителей (это самое важное), специалистов по оккупационной терапии, специалистов по сенсорной интеграции, и физиотерапевтов. Вы так же можете привлечь несколько детей с аутизмом, которые внесут свой вклад в разработку проекта, так как они и являются той целевой группой, для которой строится эта площадка.
Если еще на стадии разработки детской площадки будут учтены потребности детей с ограниченными возможностями, в конечном счете, вы получите уникальную площадку, которая будет доступна и интересна всем детям.
Автор Мара Каплант — педагог, сторонник инклюзии в области игровой деятельности и родитель ребенка с проблемами в развитии. За ее плечами 15-летний опыт проектирования и разработки игрушек и игрового пространства. В настоящее время Мара управляет собственной консалтинговой фирмой «Пусть дети играют», где она разрабатывает доступные игровые площадки, пишет отзывы и рекомендации к игрушкам, проводит оценку и разрабатывает универсальный дизайн оборудования для игр. Мара так же удовольствием делится своим опытом в области игр и игрушек, разъезжая по всей стране. Вы можете прочитать отзывы об игрушках и подписаться на рассылку новостей, на ее сайте www.letkidsplayblog.com. Узнать больше о доступных игровых площадках и где найти ближайшую можно на сайте www.accessibleplayground.net.
http://specialtranslations.ru/autism-playground-simple-planning-tips/