Симптомы
Людям, страдающим диспраксией, часто трудно выполнять рутинные дела повседневной жизни, такие как вождение автомобиля, работа по дому, приготовление пищи и уход за собой. Им также трудно справляться с работой. Люди с диспраксией обычно имеют ряд проблем, в том числе:
Навыки общей моторной координации (большие движения):
-
Плохой баланс. Трудности при езде на велосипеде, подъеме и спуске с холма
-
Плохая осанка и утомляемость. Затруднение при длительном стоянии в результате слабого мышечного тонуса. Гибкие, неустойчивые в суставах. У некоторых людей с диспраксией может быть плоскостопие.
-
Плохая интеграция двух сторон тела. Проблемы с некоторыми видами спорта, включая прыжки и езду на велосипеде.
-
Плохая зрительно-моторная координация. Трудности с командными видами спорта, особенно с ловлей мяча и отбиванием мяча. Трудности с вождением автомобиля
-
Отсутствие ритма при танцах, занятиях аэробикой
-
Неуклюжая походка и движения. Сложность смены направления, остановки и запуска действий
-
Преувеличенные «дополнительные движения», такие как взмахи руками во время бега
-
Склонность падать, спотыкаться, наталкиваться на предметы и людей
Навыки мелкой моторики (мелкие движения):
-
Отсутствие ловкости рук. Плохо справляется с двуручными задачами, что вызывает проблемы с использованием столовых приборов, уборкой, приготовлением пищи, глажкой, поделками, игрой на музыкальных инструментах.
-
Плохие манипулятивные навыки. Затруднения с набором текста, почерком и рисованием. Может плохо держать перо, слишком сильно нажимать при письме и испытывать трудности при письме вдоль линии
-
Неадекватное понимание. Затруднения с использованием инструментов и домашней утвари, замков и ключей
-
Трудности с одеванием и уходом, такими как нанесение макияжа, бритье, прическа, застегивание одежды и завязывание шнурков
Плохо установленное доминирование рук:
-
Может использовать любую руку для разных задач в разное время
Речь и язык:
-
Могут говорить непрерывно и повторяться. Некоторым людям с диспраксией сложно организовать содержание и последовательность своего языка.
-
Может иметь нечеткую речь и не может произносить некоторые слова
-
Речь может иметь неконтролируемый тон, громкость и темп.
Движения глаз:
-
Отслеживание. Сложность плавного отслеживания движущегося объекта глазами без чрезмерного поворота головы. Склонность терять место при чтении
-
Плохой переезд. Не может быстро и эффективно переводить взгляд с одного объекта на другой (например, переводя взгляд с телевизора на журнал)
Восприятие (толкование разных чувств):
-
Плохое зрительное восприятие
-
Чрезмерная чувствительность к свету
-
Трудности отличить звуки от фонового шума. Склонность к повышенной чувствительности к шуму
-
Чрезмерная или недостаточная чувствительность к прикосновениям. Может вызывать неприязнь к прикосновениям и / или отвращение к слишком свободной или тесной одежде - тактильная защита
-
Чрезмерная или недостаточная чувствительность к запаху и вкусу, температуре и боли
-
Отсутствие осознания положения тела в пространстве и пространственных отношений. Может привести к столкновению с предметами и людьми, споткнуться о них, ронять и проливать предметы
-
Слабое чувство времени, скорости, расстояния или веса. Приводящие к трудностям вождения, приготовления пищи
-
Неадекватное чувство направления. Сложность отличить правое от левого означает, что навыки чтения карты плохие
Обучение, мысль и память:
-
Сложность в планировании и организации мысли
-
Плохая память, особенно кратковременная. Может забыть и потерять вещи
-
Несосредоточенный и беспорядочный. Может быть беспорядочным и загроможденным
-
Плохая последовательность вызывает проблемы с математикой, чтением, правописанием и написанием отчетов на работе
-
Проблемы с точностью. Затруднения с копированием звуков, письма, движений, корректуры
-
Трудности в выполнении инструкций, особенно более чем по одному за раз
-
Проблемы с концентрацией внимания. Может легко отвлечься
-
Может правильно делать только одно дело за раз, но может пытаться делать сразу много дел
-
Медленно завершить задачу. Пусть мечтать и бесцельно бродить
Эмоции и поведение:
-
Сложно слушать людей, особенно в больших группах. Может быть бестактным, часто перебивать. Проблемы с командной работой
-
Трудности улавливать невербальные сигналы или оценивать тон или высоту голоса в себе или других. Склонность воспринимать вещи буквально. Может слушать, но не понимать
-
Медленно приспосабливается к новым или непредсказуемым ситуациям. Иногда их вообще избегает
-
Импульсивный. Склонность к разочарованию, желание немедленного удовлетворения
-
Склонность к беспорядкам - бывают "хорошие и плохие дни"
-
Склонность отказываться от слишком сложных вещей
Эмоции в результате пережитых трудностей:
-
Склонны легко впадать в стресс, депрессию и тревогу
-
Может испытывать трудности со сном
-
Склонен к заниженной самооценке, эмоциональным всплескам, фобиям, страхам, навязчивым идеям, компульсивному поведению и аддиктивному поведению
Многие из этих характеристик свойственны не только для людей с диспраксией, и даже самый тяжелый случай не будет иметь всех вышеперечисленных характеристик. Но взрослые с диспраксией, как правило, будут иметь более чем справедливую долю проблем с координацией и восприятием.