Влияние средств адаптивной физической культуры на снижение показателей тревожности у детей со сложными нарушениями развития
В статье представлено своеобразие психофизического развития детей младшего школьного возраста со сложными нарушениями развития, специфические признаки проявления тревожности у слепоглухих и детей с совокупностью нарушений зрения и интеллекта. Раскрываются возможности применения средств адаптивной физической культуры с целью снижения показателей проявления тревожности у детей рассматриваемой категории. Проведенное исследование открывает перспективы для дальнейших исследований психофизического феномена детей, имеющих разные варианты совокупности комплексных нарушений.
Ключевые слова:
дети со сложными нарушениями развития, своеобразие психофизического развития, негативное влияние сенсорной депривации, проявления тревожности, средства адаптивной физической культуры.
Список литературы
1. Айрес Э. Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития [пер. с англ. Юлии Даре]. М.: Теревинф, 2009. 272 с.
2. Басилова Т. А., Александрова Н. А. Как помочь малышу со сложным нарушением развития: пособие для родителей. М.: Просвещение, 2008. 111 с.
3. Григорьева Л. П. Формирование высших форм зрительного восприятия как основа компенсации нарушений когнитивного развития детей // Дефектология. 2000. № 3. С. 3–15.
4. Жигорева М. В. Проектирование индивидуальных программ обучения детей с комплексными нарушениями развития // Коррекционная педагогика. 2005. № 2 (8). С. 5–22.
5. Исаев Д. Н. Умственная отсталость у детей и подростков. СПб.: Речь, 2003. 391 с.
6. Кислинг У. Сенсорная интеграция в диалоге: понять ребенка, распознать проблему, помочь обрести равновесие / под ред. Е. В. Клочковой; [пер. с нем. К. А. Шарр]. М.: Теревинф, 2010. 240 с.
7. Назаренко Л. Д. Оздоровительные основы физических упражнений. М.: Изд-во ВЛАДОС- ПРЕСС, 2002. 90 с.
8. Прихожан А. М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. 2-е изд. СПб.: Питер, 2009. 192 с.: ил.
9. Ростомашвили Л. Н. Педагогические технологии в адаптивном физическом воспитании детей младшего школьного возраста со сложными нарушениями развития: автореферат дис. … докт. пед. наук. СПб., 2014. 42 с.
10. Чулков В. Н. Развитие и образование детей со сложными нарушениями развития // Специальная педагогика. М.: Академия, 2000. С. 265–284.