Пускание слюней или неконтролируемое слюнотечение – нормальный процесс в младенчестве и в раннем возрасте, когда прорезывание зубов вызывает повышенное слюноотделение.
Маленькому ребенку трудно справиться с избыточной слюной, поэтому она выливается из его рта.
Тем не менее, по прошествии этого нормального периода, слюнотечение может стать как социальной проблемой, так и проблемой развития.
Существует много факторов, которые необходимо принять во внимание и проанализировать перед началом любой программы для избавления от слюнотечения, включая познавательные способности ребенка, уровень его понимания, состояние его зубов, тонус мышц губ, языка и челюстей, степень чувствительности ротовой полости и т.д. Эти факторы рассматриваются ниже.
-
Присутствуют ли тут какие-либо из существующих медицинских проблем? ЛОР должен провести обследование миндалин, аденоидов, носовых пазух и/или слюнных желез, состояние которых может способствовать слюнотечению.
-
Ребенок постоянно дышит ртом? Это из-за аллергий? Проблемы с носовыми пазухами? Проблемы с зубами (прикусом)? Дыхание через рот также может способствовать слюнотечению.
-
Легко ли ребенок отвлекается? При наличии отвлекающих факторов такому ребенку труднее будет обратить внимание на накопление слюны во рту, что означает, что он/она будут сглатывать ее реже.
-
Имеются ли у ребенка какие-либо сенсорные проблемы? Если это так, то он или она будет не в состоянии воспринимать информацию, поступающую через органы чувств.
Например, если ребенок недостаточно хорошо ощущает свою ротовую полость, это означает, что он не чувствует увеличения количества слюны, что в свою очередь означает, что он будет накапливать слюну во рту, вместо того, чтобы сглотнуть ее. -
Какая у ребенка осанка и обычная поза? Голова опущена вниз, а губы разомкнуты?
Это может позволить слюне проливаться потоками. Проконсультируйтесь со специалистом по лечебной физкультуре, эрготерапевтом, ОТ (occupational therapist), чтобы проверить, надлежащим ли образом ребенок контролирует свое тело, адекватная ли поддержка головы и надежно ли его держат ноги. -
Имеет ли место низкий тонус мышц губ, челюстей и/или языка? Имеет ли ребенок манеру держать рот открытым с высунутым вперед языком? В нормальном спокойном состоянии ротовой полости, кончик языка должен покоиться на альвеолярном гребне верхней челюсти, зубы практически сомкнуты и губы тоже. Проконсультируйтесь с логопедом, чтобы разобраться, влияет ли низкий тонус на одну или на все из этих характеристик.
Таким образом, существует множество факторов, которые могут вносить свой вклад в проблему слюнотечения. Тем не менее, "пусканием слюней" можно управлять, уменьшить его и даже убрать совсем. Ниже перечислены некоторые шаги для работы над этим.
-
Добейтесь четкого осознания противоположностей "мокрый" – "сухой".
Определите, что означает - мокрые предметы. Поместите их в воду. Поговорите о них, как о мокрых. Дайте почувствовать ощущения мокрых ладоней рук.
Затем дайте почувствовать каково это – быть сухим.
Продолжайте называть словами "мокрый"/"сухой" соответствующие ощущения так часто, насколько это возможно.
Вовлекайте ребенка физически, чтобы он мог ЧУВСТВОВАТЬ, что означает быть мокрым/сухим. -
Как только ребенок, даже неговорящий, понимает смысл этих понятий, мне нравится работать с картинками "мокрый"/"сухой". Картинки должны быть подготовлены к этому следующему шагу. Вы можете нарисовать картинки, как это сделано ниже. Или, если ребенок использует для коммуникаций специальное устройство, такое как Vantage Lite, вы можете взять изображения оттуда. Картинки заламинируйте или оберните пленкой, чтобы предотвратить их намокание.
-
После проработки понятий "мокрый"/"сухой" в общем плане, я хотел бы приступить к работе с подбородком. Спросите: "Это твой подбородок мокрый?" Указывайте именно на подбородок, а не на рот, т.к. слюна стекает изо рта вниз по подбородку. Дайте ребенку инструкцию показать соответствующую картинку - "мокрый" или "сухой".
Следите, чтобы картинки лежали отдельно друг от друга, чтобы обеспечить правильность ответов. Если подбородок мокрый, дайте полотенце, чтобы вытереть его. Когда подбородок сухой, спросите: "Твой подбородок мокрый или сухой?" Дождитесь ответа и повторите процесс. Используйте зеркало как визуальную обратную связь для демонстрации понятий "мокрый"/"сухой".
Будьте терпеливы и помните, что ощущать подбородок мокрым – нормально для ребенка. -
Как только ребенок начинает последовательно отвечать правильно на эти вопросы, переходите к обучению навыку сглатывания слюны. Добивайтесь, чтобы ребенок почувствовал ощущения при глотании так же хорошо, как чувствуете их при глотании вы. Дайте ребенку сделать глоток холодной жидкости и расскажите ему, что он должен будет почувствовать при глотании (холодная жидкость увеличивает распознавание ощущений). Используйте слово "сглотни" часто, чтобы выучить и закрепить это.
-
Используйте визуальные сигналы в качестве напоминания, чтобы помочь ребенку не забывать сглатывать слюну. Важно научиться использовать сигналы, так как вам не надо будет все время повторять: "Сглотни! Тебе надо сглотнуть". Сигнал, чтобы ребенок сглотнул, как только я потру мой нос с одной стороны указательным пальцем, как оказалось, был очень полезным.
-
Как только ребенок поймет, что значит сглатывать, дайте ему сделать маленький глоток воды. Предоставьте визуальную или тактильную подсказку для этого. Потом добивайтесь, чтобы впоследствии он сделал глотательное движение без воды. Это называют "сухим глотком", который будет учить ребенка глотать без питья. Иногда человек думает, что он глотает только когда пьет. Глотание по команде обучает ребенка управлять глотанием, для того чтобы, когда это необходимо, он мог сглатывать слюну. Возвращайтесь назад и продвигайтесь вперед, работая над влажными и сухими глотками.
-
Чтобы собрать вытекающую слюну обратно в рот, используются движения, как при сосании. Вы напрягаете свои щеки и губы, что заставляет слюну скапливаться в средней части вашего языка для сглатывания. Этому можно научить ребенка, используя соломинку для питья.
-
Возможно, вам будет необходимо поработать над ощущениями челюстей и управлением силой их сжатия. Например, жевательные мышцы – это мышцы, которые двигаются, когда мы сжимаем зубы. Работа над жевательными мышцами может помочь удерживать челюсть в верхнем закрытом положении. Дайте ребенку почувствовать движение жевательных мышц на вашей челюсти, когда вы сжимаете зубы, а затем добивайтесь, чтобы он/она так же это чувствовали на его/ее челюсти. Сжимайте и разжимайте зубы, чтобы почувствовать разницу ощущений. Может ли он/она это почувствовать?
-
Сделайте работу над "пусканием слюней" привычкой. Имейте в виду, что могут потребоваться месяцы, прежде чем вы увидите продвижение. Хвалите, хвалите, хвалите.
Будьте позитивными: "О, мне нравится, как ты вытираешься/остаешься сухим!"
Используйте поощрения, которые являются приоритетными для ребенка, не обязательно для вас. -
Если используется назогастральное или энтеральное кормление, то это может еще более усложнить работу над проблемой слюнотечения. Переход на пероральное кормление является первоочередной задачей, НО вышеупомянутые методики могут быть включены в лечебную программу в то же самое время.
- Прекрасный, безусловно необходимый ресурс – это How to Stop Drooling by Pam Marshalla. Эта книга легко читается, основные принципы изложены кратко и последовательно и определенно дружелюбно по отношению к читателю.
Перевод С. Архиповой, АКМЕ г. Москва - для Ассоциации специалистов сенсорной интеграции
Редактор текста Жеглова Е.К.
Источник: http://www.arktherapeutic.com/post/426