Сенсорная интеграция осуществляется в основном стволовой частью головного мозга.
Нарушение сенсорно-интегративной функции может указывать на неполное развитие ствола головного мозга. В этом случае функции ствола пытается выполнять верхний слой головного мозга - кора.
Поскольку кора головного мозга отвечает за мышление, у учащегося возникают сложности при выполнении автоматических моторных действий. Его движения кажутся медлительными, угловатыми и неуклюжими. Ситуация осложняется тем, что кора головного мозга необходима для поддержания концентрации внимания и эффективного обучения; принимая на себя дополнительные функции регуляции движений, она не способна обеспечить полноценное выполнение учащимися школьных заданий.
Методики, основанные на принципах сенсорной интеграции, могут способствовать развитию ствола головного мозга, благодаря чему он начинает правильно выполнять свои функции, и движения учащегося становятся более автоматизированными. Кроме того, кора осовобождается для полноценного участия в выполнении школьных заданий, и успехи ребенка в обучении становятся очевидными.