Нынешние мамы и папы вряд ли могли себе представить, что их дети будут знакомиться с компьютером чуть ли не с пеленок. И дело не только во «временах и нравах», а в стремительно развивающихся технологиях и их непосредственном влиянии практически на все сферы нашей жизни. О том, с какого возраста можно начинать общение с компьютерами, уже написано немало. И вопрос целесообразности такого обучения в ранний период детства – также популярный предмет для споров.
Лучшим ориентиром являются научные исследования и выводы, полученные учеными на их основании. Как, например, результаты научной работы, опубликованные в научном издании Current Biology. Американские ученые обнаружили: человек должен сначала научиться соотносить движения руки, в которой зажата мышка, и курсора на экране. Это сложный ментальный процесс, включающий навыки обобщения. Поэтому персональные компьютеры для детей 5 лет не рекомендуются.
Обучение детей компьютеру
Индустрия развивающих программ и приложений чутко откликнулась на желание современных родителей выучить буквы и цифры не «по старинке», а с помощью технических достижений. Яркое тому подтверждение – широчайший ассортимент компьютерных игр для персональных компьютеров, которые в развлекательной форме, но при непосредственном участии малыша, должны развивать и обучать, а также большое количество так называемых “развивающих сайтов”.
Но для элементарного ввода команды ребенку понадобится умение пользоваться таким предметом, как компьютерная мышь. А для малышей это не просто, поскольку требует определенного уровня абстрактного мышления. Ведь при каждом движении мышью нужно осознавать: перемещая физический предмет, они на самом деле перемещают нечто виртуальное на экране. Для того, чтобы обучение детей компьютеру было успешным, у ребенка уже должна сформироваться координация согласованной деятельности зрительного и моторного анализа. Выражаясь проще, малыш уже должен понимать, почему определенное движение руки приводит к конкретному отклику на мониторе. Как выяснили эксперты, в обучении работе с мышкой преуспевают те дети, которым уже исполнилось пять лет. И эту психофизиологическую особенность следует учитывать, обучая детей работе с любыми развивающими программами на компьютере.
Обучение работе с мышкой
Ученый из Северо-западного университета Чикаго, Конрад Кординг выяснил, что навыки работы с компьютером напрямую зависят от способности головного мозга обобщать двигательную активность. В среднем обычный пользователь персонального компьютера «кликает» мышкой около 7400 раз за неделю. И такая практика непосредственно влияет на то, как его мозг генерализирует движения руки.
Однако, такие навыки не являются врожденными. И хотя взрослый человек способен освоить “мышку” достаточно быстро, этому все равно нужно учиться. В ходе проведенного эксперимента выяснилось, что в течение двух недель даже не имевший никакой «компьютерной» практики новичок может не просто овладеть азами управления мышкой, но и выйти на уровень более опытных пользователей. Главное условие – регулярно практиковаться при помощи компьютерных игр. Однажды научившись обращаться с мышкой, он сможет использовать свои навыки пересев за другой монитор и взяв в руки компьютерную мышь любой формы.
Что касается детей, то им намного сложнее проводить ассоциации между движениями своей руки и двигающимся по экрану курсором. Так как способность к зрительному и двигательному анализу у них развивается только с определенного возраста.
Как видите, ребенок в прямом смысле слова должен «дорасти» до общения с персональным компьютером.