Сегодня, 31 января, состоится презентация социально значимого проекта "Использование ресурсов сенсорного сада для социальной адаптации детей и подростков с инвалидностью", реализуемого ассоциацией садоводов Псковской области совместно с Центром лечебной педагогики в 2014 году. Об этом Псковскому агентству информации сообщила руководитель АНО "Центр эффективного садоводства".
Презентация пройдет в рамках подготовки к созданию специальной среды – сенсорного сада – для детей с тяжелыми формами инвалидности, в том числе с множественными нарушениями развития при образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи "Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения Псковской области".
При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением президента Российской Федерации и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией "Лига здоровья нации".
В 2013 году были проведены первые работы по сенсорному саду: установлена беседка для занятий на улице, высажены первые деревья, сделаны специальные дорожки. Эти работы были осуществлены благодаря Центру эффективного садоводства, Комиссии по садоводствам, Центру лечебной педагогики и его волонтерам, средствам жителей города, переданным на благотворительном марафоне "Добрый Псков", проекту программы приграничного сотрудничества Эстония-Латвия-Россия и средствам областного бюджета.
Главная цель социального проекта – повышение эффективности социальной адаптации детей и подростков с инвалидностью, проживающих в Псковской области, посредством комплекса разнообразных форм и видов занятий с использованием ресурсов сенсорного сада.
Отметим, в Псковской области проживает более 1700 семей с детьми-инвалидами, в которых воспитывается более 2 тысяч детей, и у большинства из них (до 65%) диагностированы умственные, психофизические нарушения (в том числе, нарушения сенсорного восприятия). Ранее лица с данной типологией нарушений являлись исключёнными из общества, что выявляет проблему социальной адаптации людей с ограниченными возможностями здоровья.
В настоящее время отмечаются изменения в политике государства по отношению к людям с нарушениями развития, их социальное признание. Однако существует ряд проблем, связанных с недостаточным качеством жизни детей-инвалидов и их семей. Даже простая радость наслаждения природой, которая способна дать ребёнку с ограниченными возможностями здоровья полноту недостающих ему ощущений, становится ему практически недоступной.
Для реабилитации и социальной адаптации детей и подростков с инвалидностью используются различные нетрадиционные методы терапии – арт-терапия, гиппотерапия, садовая терапия. Данный проект, уже поддержанный администрацией Псковской области (1 часть), планирует использовать элементы садовой терапии: создать комплекс объектов на территории сенсорного сада при ГБОУ "Центр лечебной педагогики" Псковской области, регулярно проводить занятия по сенсорному развитию, мастер-классы для родителей и педагогов других учреждений, интеграционный лагерь.
Специально спланированный сенсорный сад устроен так, чтобы отдельные участки воздействовали на все органы чувств человека. В них собраны растения, ярко выделяющиеся особыми качествами (текстура, листьев, яркость окраски цветов и листьев, запах и другие), что позволяет усилить их комплексное воздействие на ощущения ребёнка. У человека в сенсорном саду начинают активизироваться различные участки мозга, улучшается мозговое кровообращение, снимается стресс.
Занятия по сенсорному развитию стимулируют чувственное восприятие, способствуют развитию коммуникативных и трудовых навыков, развивают ответственность, самостоятельность, способствуют развитию межличностных отношений, расширяют кругозор, формируют целостную картину мира. Таким образом, происходит реабилитация, эмоциональный подъём и улучшение качества жизни участников проекта.