Результаты нового исследования дискредитировали теорию, что дислексия – расстройство, вызванное проблемами со зрением. Эта информация может помочь учёным в разработке новых способов лечения неспособности к чтению и письму при общей нормальной обучаемости человека.
Результаты нового исследования дискредитировали теорию о том, что дислексия вызывается зрительными проблемами. Британские исследователи постарались выяснить, какие именно расстройства приводят к дислексии и как её возможно излечить.
Дислексия приводит к огромному ряду неудобств. Среди них – трудности в объединении информации, получаемой обоими глазами, проблемы с восприятием белых страниц, размытые или "пляшущие" буквы. Некоторые врачи рекомендуют облегчать этот так называемый визуальный стресс с помощью специальных приспособлений, изменяющий фоновый цвет страниц (например, цветные накладки или тонированные стёкла). Другие советуют упражнения для глаз, которые якобы должны помочь людям с дислексией нормально воспринимать буквы. Несмотря на отсутствие прямых доказательств эффективности этих подходов, некоторые люди с дислексией утверждают, что они действительно им помогают. По данным исследователей, к ним прибегает больше половины обучающихся, страдающих от расстройства.
При этом не существует никаких прямых доказательств того, что зрительный стресс связан с дислексией. В Великобритании почти 6 тысяч детей в возрасте от 7 до 9 лет ежегодно проходят тестирования на способности к чтению и выполняют ряд визуальных тестов. В среднем оказывается, что у 3% серьёзная дислексия. Однако, когда тестирования проходят студенты, различия между молодыми людьми с дислексией и без оказываются минимальными. В серии из 11 визуальных заданий лишь два теста около 16% детей с дислексией проходят плохо (по сравнению с 10% детей с нормальными способностями к чтению). Однако эта небольшая разница может быть обусловлена тем, что дислектики читают меньше. При этом 16% — достаточно небольшой показатель, и он не может использоваться для поиска основного объяснения причин дислексии.
Исследователи по-разному пытались объяснить, почему у некоторых детей с нормальным интеллектом (или даже с интеллектом выше среднего) возникают трудности при обучении чтению. Но ни одна из теорий не стала общепринятой. Брендан Барретт (Brendan Barrett) из Брэдфордского университета в Великобритании утверждает, что состояние, при котором возникают трудности с чтением, не обязательно будет влиять на интеллект. (Общая способность к обучению при данном расстройстве сохраняется.)
Опыт показывает, что людям с дислексией просто может потребоваться гораздо больше времени для того, чтобы научиться читать. Часто для обучения детей с данным расстройствам чтению используется устаревший звуковой метод: на первом этапе обучения метод предполагает разделение слов на составляющие его буквы и фонемы, и на втором этапе обучения – обратное действие, то есть соединение букв/фонем в слитные слоги и слова.
"Целая индустрия основана на теории визуального стресса: консультации, специальные очки и накладки могут стоить сотни фунтов, – комментирует один из авторов исследования Кэти Уильямс (Cathy Williams). – Тем не менее стоит относиться скептически к такого рода методам".
Подробности нынешнего исследования учёных – в научной статье, опубликованной в издании Pediatrics.
Дислексия приводит к огромному ряду неудобств. Среди них – трудности в объединении информации, получаемой обоими глазами, проблемы с восприятием белых страниц, размытые или "пляшущие" буквы. Некоторые врачи рекомендуют облегчать этот так называемый визуальный стресс с помощью специальных приспособлений, изменяющий фоновый цвет страниц (например, цветные накладки или тонированные стёкла). Другие советуют упражнения для глаз, которые якобы должны помочь людям с дислексией нормально воспринимать буквы. Несмотря на отсутствие прямых доказательств эффективности этих подходов, некоторые люди с дислексией утверждают, что они действительно им помогают. По данным исследователей, к ним прибегает больше половины обучающихся, страдающих от расстройства.
При этом не существует никаких прямых доказательств того, что зрительный стресс связан с дислексией. В Великобритании почти 6 тысяч детей в возрасте от 7 до 9 лет ежегодно проходят тестирования на способности к чтению и выполняют ряд визуальных тестов. В среднем оказывается, что у 3% серьёзная дислексия. Однако, когда тестирования проходят студенты, различия между молодыми людьми с дислексией и без оказываются минимальными. В серии из 11 визуальных заданий лишь два теста около 16% детей с дислексией проходят плохо (по сравнению с 10% детей с нормальными способностями к чтению). Однако эта небольшая разница может быть обусловлена тем, что дислектики читают меньше. При этом 16% — достаточно небольшой показатель, и он не может использоваться для поиска основного объяснения причин дислексии.
Исследователи по-разному пытались объяснить, почему у некоторых детей с нормальным интеллектом (или даже с интеллектом выше среднего) возникают трудности при обучении чтению. Но ни одна из теорий не стала общепринятой. Брендан Барретт (Brendan Barrett) из Брэдфордского университета в Великобритании утверждает, что состояние, при котором возникают трудности с чтением, не обязательно будет влиять на интеллект. (Общая способность к обучению при данном расстройстве сохраняется.)
Опыт показывает, что людям с дислексией просто может потребоваться гораздо больше времени для того, чтобы научиться читать. Часто для обучения детей с данным расстройствам чтению используется устаревший звуковой метод: на первом этапе обучения метод предполагает разделение слов на составляющие его буквы и фонемы, и на втором этапе обучения – обратное действие, то есть соединение букв/фонем в слитные слоги и слова.
"Целая индустрия основана на теории визуального стресса: консультации, специальные очки и накладки могут стоить сотни фунтов, – комментирует один из авторов исследования Кэти Уильямс (Cathy Williams). – Тем не менее стоит относиться скептически к такого рода методам".
Подробности нынешнего исследования учёных – в научной статье, опубликованной в издании Pediatrics.