Иногда мы слышим, как стучит наше сердце: во время стресса, после серьёзной физической нагрузки. Однако чаще всего стук собственного сердца мы игнонируем. Почему так происходит? Оказывается, мозг «умышленно» фильтрует сердечный ритм, чтобы он не мешал нам сосредоточиться на информации, поступающей извне. Результаты исследования нейрофизиологов из Лаборатории когнитивных нейронаук в Высшей политехнической школе Лозанны (EPFL) опубликованы в The Journal of Neuroscience.
Дизайн эксперимента, в котором приняли участие 153 добровольца, был сравнительно прост. Во время выполнения фМРТ участникам показывали вспыхивающий экран (стимул), ритм которого иногда совпадал с сердечным ритмом добровольцев. Именно в этот момент, как оказалось, участникам было труднее сосредоточиться на стимуле, и одновременно активность островковой доли падала ниже обычного уровня.
Учёные считают, что именно островковая доля эволюционно ответственна за то, чтобы «глушить» сигналы сердечного ритма и позволять человеку сосредоточиться на то, чтобы воспринимать внешний мир.
http://www.neurotechnologies.ru/
Собственное сердцебиение мы слышим редко, только когда очень взволнованы или запыхались от физической нагрузки. И то сказать, если бы мы слышали сердечный ритм, то в лучшем случае он отвлекал бы нас от того, что происходит вокруг, а в худшем – мы бы просто сошли с ума.
Чтобы сердечный ритм не мешал нам, в мозге против него есть специальная «глушилка». (Фото max_2001ar / www.flickr.com/photos/55865105@N04/15024342631.)
Всё дело тут в том, что у мозга есть специальный механизм, который позволяет не слышать, не воспринимать звуки сердечных сокращений; как именно этот механизм работает, рассказывают в своей статье в Journal of Neuroscience исследователи из Федеральной политехнической школы Лозанны.
В эксперименте Олафа Бланке (Olaf Blanke) и его коллег участвовали 150 человек – им показывали на экране некую геометрическую фигуру, которая периодически появлялась и исчезала. Оказалось, что если фигура мерцала в ритме сердца того, кто на неё смотрел, её было труднее увидеть, она как бы выпадала из внимания.
Особый отдел мозга под названием островковая кора следил за тем, совпадает или нет ритм изображения с сердечным ритмом: когда такое случалось, активность островковой коры сильно падала.
В островковую кору приходят сигналы от внутренних органов; и, вероятно, одна из её функций – фильтровать эти сигналы, допуская или не допуская их к сознанию. В случае со слухом, очевидно, всё происходит так же, как со зрением: если есть какой-то сигнал в ритме собственного сердцебиения, то мы его просто не услышим. Когда нам страшно, когда мы сильно взволнованы, внимание обостряется, и мы начинаем воспринимать всё, что видим, слышим, осязаем и т. д., в том числе и собственное сердце.
С другой стороны, в лаборатории того же Олафа Бланке несколько лет назад удалось обнаружить, что сердечный ритм нужен нам для ощущения собственного тела. В том эксперименте с помощью специального устройства перед человеком создавали виртуальный образ его двойника, которого можно было видеть со спины и который стоял в двух метрах впереди.
Тело двойника окутывала светящаяся оболочка-гало, которая пульсировала либо в такт сердцебиению «оригинала», либо в собственном ритме. Когда оболочка пульсировала в такт сердцу, это выглядело так, как будто человек видел свой сердечный ритм, но – что важно – сами участники эксперимента не знали, что видят ритм собственного сердца.
Спустя шесть минут созерцания собственного двойника с пульсирующей световой оболочкой нужно было закрыть глаза и медленно отступить ещё на полметра назад. Затем он должен был вернуться на то место, где он только что стоял. И вот тут, если гало пульсировало в ритме сердца, человек старался дойти до того места, где бы его двойник. То есть тело со светящимся контуром он воспринимал как своё.
Если же ритм пульсации не соответствовал ритму сердца, человек останавливался примерно там, где стоял он сам, но не двойник. Ощущение выхода из тела потом подтвердилось и в ходе расспросов участников эксперимента – те, которые видели пульсацию, соответствующую их сердечном ритму, чувствовали виртуальное тело как своё собственное.
В данном случае эффект выхода из тела был создан за счёт перенесения наружу внутреннего сигнала – иными словами, мозгу для ощущения тела нужно чувствовать сердечный ритм.
Автор: Кирилл Стасевич
Источник: nkj.ru