Элиса Каллунки (Elisa Kallunki)
Шестиклассники школы Килонпуйсто в городе Эспоо вертят в руках кусочки шоколада. Сейчас шоколадку не съедят за пару укусов, а сначала посмотрят на ее, понюхают и почувствуют кусочек во рту. Потом попробуют полностью сосредоточиться на вкусе шоколада.
«Мысли и, прежде всего, внимание, могут быть сосредоточены на чем-то другом, а не на вкусе шоколада. Если в привычку войдет наблюдательность и внимательность, то увидишь и почувствуешь больше», — говорит Ким Викстрем (Kim Wikström), веллнесс-инструктор проекта «Здоровый обучаемый разум» (Terve Oppiva Mieli).
По словам учащегося 6 «А» класса Туомаса Яану (Tuomas Jaanu), обычная шоколадка теперь кажется на вкус совершенно другой, чем обычно.
«На вкус шоколад стал лучше и слаще».
Исследование, в котором приняли участие три тысячи школьников, вызывает интерес по всему миру
В масштабном исследовании, проведенном исследовательским центром Folkhälsan и Университетом Хельсинки, выясняется, что при помощи подобной тренировки навыков осознанности можно улучшить контроль над эмоциями, внимательность, управление стрессом, душевное здоровье и способность к состраданию у детей и подростков. О каких навыках осознанности идет речь?
«Навыки осознанности тренируются при помощи практичных упражнений на внимательность в сочетании с позитивным отношением и любопытством. Речь идет о навыках, которые помогают нам установить настоящую связь с самими собой и другими людьми», — говорит руководитель исследования Салла-Маарит Воланен (Salla-Maarit Volanen).
«Учимся лучше работать со своими чувствами или стрессовыми реакциями, замечать, когда они у нас появляются. Когда мы их замечаем, можем контролировать их эффективнее. Тогда становится легче управлять стрессом. Также учимся легче справляться с тяжелыми эмоциями», — продолжает Воланен.
Исследование вызвало интерес по всему миру, поскольку в нем приняли участие три тысячи детей и подростков 12-15 лет. В классах в течение девяти недель проводили занятия по тренировке навыков осознанности. Во многих более ранних исследованиях тоже подтверждалась польза для детей и подростков от тренировки навыков осознанности, но настолько масштабно проблема ранее не изучалась.
Полезно для отношений с друзьями, сосредоточенности на занятиях, качестве сна
Согласно первым результатам исследования, в среднем три ребенка из четырех сообщили, что тренировки пригодились, в том числе, при общении с друзьями и семьей, помогли лучше сосредоточиться на занятиях и увлечениях и справляться с тяжелыми эмоциями. По мнению подростков, тренировки помогли также улучшить качество сна и управление стрессом. Об эффекте тренировок спросили у 600 подростков, участвовавших в эксперименте.
Почти половина подростков сообщили, что продолжили самостоятельные тренировки дома. Опрос провели через полгода после окончания занятий.
«То, что настолько большая часть школьников продолжили самостоятельные занятия дома, говорит, как мне кажется, о том, что в мире подростков есть потребность в подобных занятиях. В нашем обществе, в котором становятся менее важными внимательность и разум, подросткам необходимы моменты тишины и спокойствия», — сообщает Салла-Маарит Воланен.
Кроме того, часть шестиклассников Килонпуйсто применяли новые навыки и дома. Аманда Каасинен (Amanda Kaasinen) пыталась сосредотачиваться, когда пробовала какую-нибудь пищу.
«Еда на вкус была лучше. Было гораздо приятнее есть».
Учитель Айно Лааксонен (Aino Laaksonen) сообщает, что школьники говорили о том, что у них появилась смелость в решении сложных ситуаций.
В мире подростков сосредоточенности не уделяется должное внимание
Главные результаты исследования появятся осенью. С их помощью начнут разрабатывать программу, которая будет включена в повседневные занятия финских школьников и благодаря которой можно будет развить навыки осознанности.
Руководитель исследования Салла-Маарит Воланен считает положительным также то, что за последние годы началось обсуждение пользы навыков осознанности и понимания своих чувств.
«Современное общество и мир, в котором живет наша молодежь, полон импульсов, очень стремителен и полон искушений. Он не позволяет быть внимательным и готовым к длительной работе. Это сказывается на процессе обучения и душевном здоровье», — говорит Салла-Маарит Воланен.
Самурайские прогулки под деревьями сада — «Лучше понимаешь, что ты чувствуешь»
После того, как шестиклассники школы Килонпйусто съели шоколад, они отправились в школьный двор. На самурайской прогулке учащиеся с каждым шагом все большесосредотачиваются на своем теле и переживаниях.
«Концентрация внимания на том, что чувствуешь в этот момент, поможет лучше справиться с излишним обдумыванием каких-то проблем. В этом случае это происходит автоматически», — говорит Ким Викстрем.
Двадцать школьников останавливаются под деревьями сада и молчат. На мгновение слышны только песни птиц и шелест осиновых листьев.
«Здесь лучше понимаешь, что чувствуешь. Замечаешь все звуки, которые тебя окружают», — говорит после занятий Аманда Каасинен из 6 «А» класса.
Школьный учитель Айно Лааксонен считает, что весенние занятия по тренировке навыков осознанности помогли учащимся ее класса справляться с внутренним смятением.
«В современном мире так много вызовов. Нужно быть хорошим, нужно быть красивым, нужно быть всяким. Думаю, что такие занятия помогут учащимся справляться с подобными вызовами».