Чтобы поймать мяч, глазам необходимо фиксировать взгляд на мяче во время движения с одного расстояния на другое. Требуются визуальные навыки конвергенции, дивергенции, аккомодации. При фокусировке взгляда на близком объекте ваши глаза вынуждены прибегать к конвергенции – «соединяя» два изображения объекта, получаемых каждым глазом, в единое цельное и яркое изображение, которое и получает мозг.
При фокусировке же взгляда на дальнем объекте глазам необходимо резко прекратить конвергировать (и начать дивергировать), чтобы переключиться на более широкое визуальное поле, прежде чем переключиться обратно на близкое расстояние. Способность глаз переключаться с конвергенции на дивергенцию и обратно на скорости называется аккомодацией и необходима для приспособления к визуальной фокусировке на скорости. Это нужно нам для многих видов деятельности – во время вождения, переписывания с доски или книги или чтобы фиксировать взглядом быстро приближающийся к нам объект. Дети, у которых плохо развита эта способность, с трудом справляются с фиксацией взглядом движущихся объектов. Пока они успеют сфокусировать зрение, мяч уже прилетает к ним и у ребёнка уже не хватает времени, чтобы подставить руки и поймать мяч – и они либо роняют его, либо упускают, и он совершено пролетает мимо них. Некоторые дети так боятся мяча, когда им удаётся зафиксировать взгляд на мяч в последнюю секунду, что вместо того, чтобы подставить руки и поймать мяч, дети отбивают его, словно защищаясь, и выказывая себя «слабаком». И никакие длительные тренировки тут не помогут.
Пинать мячик ногой тоже может оказаться сложной задачей для ребёнка. Чтобы ударить по мячу, нужно стоять на одной ноге, а другой нужно качнуть так, чтобы самому при этом не упасть. Можно подумать, что это совсем просто, но это так, только если у ребёнка хорошо развит контроль над статическим балансом и независимое использование обеих сторон его тела. Как и в случае с вышеизложенной проблемой, сложности при ударе по мячу и при ловле мяча могут говорить о несоответствии контроля глаз над движением и контроля баланса с хронологическим возрастом ребёнка, и более сложные навыки едва ли будут эффективно усваиваться, если фундаментальные навыки ещё не усвоены на физическом уровне.