Основные материалы: зеркало (на уровне ребенка); напольные весы; ростомер (прикреплен на стену); панно с контурами ладоней людей разного возраста (ладошка младенца, ребенка в 2, 3, 4, 5, 6, 10 лет, взрослых людей); аналогичное панно с изображением ступней ног (на полу); таблички с изображением глаз разного цвета (серый, карий, голубой, зеленый); карточки с 2–3 артикуляционными упражнениями (фотографии); плакат с изображением основных органов чувств человека (нос, глаз, рот и язык, ухо, руки); дидактическая игра «Чудесный мешочек»; дидактическая игра «Коробочки с запахами» и лавровый лист; познавательная литература (И. Стрменьова «Я – человек, ты – человек»; Г. Юдин «Главное чудо света»); чистые листы бумаги и карандаши; аудиоплеер с записью звуков природы и подборка соответствующих иллюстраций; дидактические картинки «Найди отличия».
По теме предусмотрены следующие виды работы:
- Рассматривание себя в зеркале. Пояснительная записка: «Посмотри на себя в зеркало. Опиши свой портрет. Знаешь ли ты, на кого ты похож: на маму или на папу?»
- Рассматривание таблички с изображением глаз. Пояснительная записка: «На Земле живет огромное количество людей. Однако глаза у них бывают только четырех цветов. Посмотри на табличку и назови эти цвета. А какой цвет твоих глаз?»
- Практическая деятельность (работа с весами и ростомером). Пояснительная записка: «Знаешь ли ты свой вес и рост? Если нет, то узнай».
- Практическая деятельность (работа с контурами ладоней). Пояснительная записка: «Сколько рук у человека? Зачем нужны руки человеку? А знаешь ли ты, что рука человека долго растет и развивается. Рассмотри на панно контуры ладоней людей разного возраста. Найди самую маленькую ладонь. Как ты думаешь, кому она принадлежит: младенцу, школьнику или взрослому? Определи среди контуров тот, который соответствует твоей ладони. Для этого наложи свою руку на контуры. Очень просим тебя оставить свой контур ладони в нашей игротеке. Возьми лист бумаги, карандаш и обведи свою левую руку. Спасибо!»
- Аналогично строится работа с контурами ног.
- Работа с плакатом «Органы чувств». Пояснительная записка: «Человек познает и ориентируется в мире с помощью органов чувств. Посмотри на плакат и назови наши органы чувств. Расскажи, зачем человеку нос, глаза, уши, язык, руки?»
- Работа с дидактическими картинками «Найди отличия». Пояснительная записка: «У человека пять органов чувств, и на первом месте стоит зрение. Глаза – это зрение, которое помогает нам воспринимать мир во всем его величии и красоте. А еще глаза помогут тебе найти пять отличий на картинках. Найди эти отличия».
- Работа с аудиоплеером. Пояснительная записка: «Мир полон звуков, и если слух у тебя в порядке, то ты их услышишь. Но не все звуки одинаковы. Одни звуки мы слушаем с удовольствием, другие нас утомляют, третьи даже причиняют боль, особенно если они очень громкие. Кстати, чем мы слушаем? Конечно, ушами! Чтобы выполнить задание, тебе надо будет слушать аудиокассету. На ней записаны звуки природы. Внимательно слушай и разложи картинки в том порядке, в каком шли звуки природы».
- Дидактическая игра «Коробочки с запахами». Пояснительная записка: «Отгадай загадку. Не видим, не слышим, не касаемся, а знаем, что это такое. Какой из органов чувств помогает нам при этом? Итак, носом мы воспринимаем запахи, окружающие нас. При этом неважно, какой он, этот нос, большой или маленький, крючковатый или курносый. Убедись, что загадка составлена правильно. Найди с помощью своего обоняния (носика) коробочку с лавровым листом».
- Дидактическая игра «Чудесный мешочек». Пояснительная записка: «С помощью рук человек может многое делать. Но руки помогают нам познавать мир. Как? А с помощью осязания. Прикоснувшись к чему-нибудь, к какому-то предмету, мы сразу чувствуем, какой он. А знаешь ли ты, что этим чувством осязания обладает кожа на всем нашем теле, а не только на руках. Однако определить предметы в чудесном мешочке тебе помогут руки. Какие предметы лежат в мешочке? Определи их на ощупь и назови».
- Познавательная литература. Пояснительная записка: «Человек – удивительное создание природы. Ты наверняка уже знаешь о себе. Но, конечно, далеко не все. Если хочешь расширить познания о себе – человеке, то познакомься с книгами Георгия Юдина и Иржины Стрменьовой». Книги по обоюдному желанию родителей и ребенка можно взять на время домой.
Материалы статьи Гризик Т.И. из журнала «Детский сад от А до Я» -2004 № 2