Интервью с Селивановой Дарьей Александровной.
Что такое телесно-ориентированная терапия (ТОП)?
Сейчас появилось множество новых систем воспитания, образования и развития детей. Такая терапия - это что-то из этого?
Ответ:
Телесной терапии уже около 100 лет, так что она уже прошла свою проверку временем. Она не так известна у нас, так как в советском союзе не было не только секса, но и всех остальных телесных «проблем». На западе она широко применяется. В Украине и России происходит ее активное становление.
Телесная терапия имеется в виду - терапия типа обниманий, контактов и пр.?
Ответ:
Ни да, ни нет. В терапии есть место и обниманию, и разным телесным контактам. Но основная задача – понять, какие есть телесные и эмоциональные проблемы, и подобрать соответствующие методы коррекции. Условно работу в рамках данного направления можно разделить на активную и пассивную. Во время пассивной специалист создает для тела ребенка такие условия, чтобы мышцы, которые были напряжены – смогли расслабиться, чтобы дыхание стало более равномерным и глубоким, чтобы он смог снять телесное, а, следовательно, и эмоциональное напряжение. Пассивная работа представляет собой определенную технику воздействия, которая аккуратно, мягко и заботливо дает детскому телу понять: все хорошо, все в порядке. Применение этой техники позволяет создать условия для того, чтобы его тело расслабилось, и напряжение, которое его сковывало, ушло.
Активное направление данного метода связано с телесным моделированием и выражением негативных эмоций. Для этого используются специальные активные мероприятия, в которых «отыгрываются» гнев, страх, обида и пр.
Какие проблемы можно решить с помощью ТОП? И возможно ли родителям самостоятельно освоить данные навыки?
Ответ:
Спектр проблем очень широкий:
-
- Тревожность, возбудимость, плаксивость
-
- Агрессивность
-
- Страхи и фобии
-
- Навязчивости и стереотипии
-
- Трудности с общением, стеснительность, зажатость
-
- Замкнутость, закрытость
-
- Психосоматические проблемы:
-
- Тики, энурез, заикание, рвота не нервной почве, нарушения работы ЖКТ, остеохондроз и пр.
Родителям возможно самостоятельно освоить данные навыки и я даю такие рекомендации. Но не забывайте: можно научиться справляться с порезом на пальце с помощью пластыря, но невозможно пластырем залечить равную рану или серьезную травму.
Скажите, какие проблемы у особенных деток вы можете решить? Какие заболевания поддаются этой терапии?
Ответ:
Ее нужно использовать как вспомогательную при любых видах нарушений развития. Особенно, когда нарушения психомоторной сферы. В любой западной системе не работают, скажем, с аутятами, без телесных упражнений. В моей практике есть работа с аутизмом, дезинтегративным расстройством личности, гиперактивностью. Но необходимо не только работать с телом малыша. Под таких деток нужно подстраиваться, чувствовать их, подхватывать их активность. Я всегда говорю, что в таких случаях «клиент танцует терапевта, а не наоборот». Необходимо менять семейное отношение к болезни ребенка, включать в процесс терапии родителей и обучать их навыкам. Разумеется, телесная терапия это не гарантия выздоровления. Но это 100% гарантия улучшения состояния ребенка, снижения стереотипии, агрессии, стабилизация эмоциональной сферы.
Я слышала, что с помощью ТОП можно помогать детям, страдающим не только эмоциональными трудностями, но и аутизмом, ДЦП и пр. Расскажите, пожалуйста, поподробнее: как зачем и почему таким детям может помочь ТОП?
Ответ:
Дело в том, что такие детки обычно очень сильно телесно зажаты. У них в жизни намного больше неприятных эмоций, чем у обычных деток, так как мир для них очень трудный и не понятный. Поэтому и тело и них обычно скованное, в зажимах и блоках. Поэтому, работая с их телом, мы помогаем им избавится от того негатива, который они несут по жизни. Я знаю, что, например, в «Сонячно Коло» в работу с аутятами включены обязательные телесные упражнения. И это, на мой взгляд, просто замечательно!
Скажите, пожалуйста, могут ли родители делать такую терапию? Нельзя ли навредить ребенку? И еще, ведь с рождения обычно родители целую и обнимают ребенка, как бы неосознанно, т.е любяще. Это тоже терапия?
Ответ:
Я тут отвечу так: любой родителей интуитивно знает, что и как нужно делать. Но из-за своих проблем иногда у него нет на это времени или не хватает чувствительности «услышать» своего ребенка. Действительно, обнимая, целуя ребенка, Вы, являетесь сами терапевтом. Но только обниманием дело не ограничивается. Есть специальные упражнения, которые тоже стоит включать в свой досуг с ребенком. Например, упражнения на профилактику гнева. Даже в самой дружной семье возникают ссоры или разногласия. И если взрослому проще вывести свои негативные эмоции, то малышу это бывает сложно сделать. Поэтому, играя, Вы не просто проводите время, Вы еще знакомите малыша с эмоциями, с тем, что есть у него внутри. Навредить ребенку можно. Если, скажем, делать те же упражнения авторитарно, как «обязательное условие». Тогда их лучше вообще не делать. А лучше попробовать хотя бы на чуть-чуть выглянуть из-за маски сурового и авторитетного взрослого и позволить ребенку дать Вам по голове воздушным шариком, обозвав Вас при этом миской с тестом. Как было кем-то удачно подмечено, кажется Ю. Б. Гиппенрейтер: «Авторитарность и авторитетность – вещи разные».
Возможно ли с помощью такой телесной чувствительности не только не болеть, но и жить более счастливой жизнью?
Ответ:
Кончено можно! Когда Вы понимаете и слышите свое тело, свои желания и потребности, жизнь становиться намного интереснее и красочнее. А также тело может подсказывать: вот здесь ты сделал ошибку. Ведь если вдруг появился какой-то неприятный телесный симптом, то значит, Вы только что сделали что-то не так. Например, разозлились на кого-то, но злость эту в себе подавили, а потом вдруг голова разболелась.
Неужели одной ТОП можно решить все проблемы?
Ответ:
Разумеется, нет. Дело в том, что тело человека имеет особенность, как сбрасывать напряжение, так и накапливать его заново. Если, скажем, причиной тиков у ребенка является страх получить плохую оценку в школе и разочаровать родителей, то с помощью ТОП можно лишь снять временное напряжение. Но если не изменить причину (в приведенном мной примере, пристальное внимание родителей к достижениям ребенка и их желание сделать его «лучшим»), то тики со временем или вернуться, или же заменяться чем-то другим. Поэтому это всего лишь метод, хотя и очень эффективный, чтобы скорректировать эмоциональное состояние ребенка, но это не панацея. Без участия семьи стойких положительных результатов невозможно добиться
Телесный контакт. Как связаны работа с телом и эмоциональные проблемы
Как связаны работа с телом и эмоциональные проблемы? Ведь это совсем разные сферы.
Ответ:
А вот и нет. Это разные, но взаимосвязанные сферы. Если мы испытываем радость, то и тело «радуется»: оно расширяется, мышцы расслабляются. А если негативные чувства – то и тело также «горюет, тоскует и гневается». Это проявляется в напряжении основных групп мышц, которые могли бы помочь дать обидчику сдачи или убежать; сердце начинает биться чаще, повышается давление и пр. Поэтому изменения в одной сфере всегда ведет к изменениям в другой сфере. Но эта связь не односторонняя. А значит, изменения в теле ведут к изменениям и в эмоциях. Например, если физически улыбнуться, то через какое-то время за улыбкой появится и ощущение тепла в груди и радости в душе. Поэтому, работая с телом, можно корректировать не только телесные проблемы, но и эмоциональные.
Да, я понимаю, например, что когда рождается ребенок, контакт очень важен с мамой - кормление, поносить на ручках и пр. Но неужели телесный контакт так важен в более старшем возрасте? Ведь старшие детки уже не так любят обниматься-целоваться, как малыши.
Ответ:
Для детей до года он жизненно важен, также как и питание или сон. Но и для старших деток он, разумеется, тоже важен. То, что детки меньше любят обниматься с возрастом - это наша «медвежья услуга». Многие родители говорят: «Ты уже вырос, что ты как маленький». Вот так ставится запрет на проявление потребности в телесном контакте. Однако эта потребность все равно есть. Даже самые «ежатые», то есть «колючие» детки нуждаются в нем. Представьте, Вам нужен контакт с любимым человеком? Чтобы он обнимал Вас, целовал? Так вот для деток самые любимые и важные – это родители. И им важно телом чувствовать, что они нужны родителям.
Подскажите, терапия отличается для разных эмоций и проблем у детей, или все это универсально? Я имею в виду, можно ли узнать, к каким проблемам могут приводить те или иные проявления эмоций у ребенка и для разных чувств должны быть свои упражнения?
Ответ:
Вы правы. Для разных эмоций – разные упражнения. Более того, нужно их еще и адаптировать под каждого конкретного ребенка. В других ответах есть много конкретных примеров и соответствующих упражнений.
Есть ли какие-то признаки у детей, когда следует насторожиться и идти к психологу? Я имею ввиду, в каком случае родителю нужно обратить особое внимание на тело своего малыша? Существуют ли подсказки?
Ответ:
Конечно! Первая и самая главная подсказка – малыш часто или подолгу в плохом настроении. Это, как ни банально звучит, очень верный критерий. Дети от природы намного счастливее взрослых, вечно озабоченных проблемами. Да, они могут очень быстро расстроиться, расплакаться, обидеться, но они также очень быстро отходят. Вспомните деток, поругавшихся на детской площадке. Они только что наговорили друг другу всяких гадостей, а через пять минут – снова играют, как ни в чем не бывало. Так вот обычный, здоровый и счастливый ребенок должен быть активным, подвижным, с умеренным количеством негативных эмоций, но большую часть времени – радостный. А вот если это не так, то есть повод присмотреться. И при этом, я хочу отметить: тихие, послушные, крайне спокойные дети – также повод для сомнений: не слишком ли Вы требовательны в плане дисциплины? Помните песенку: «В каждом маленьком ребенке, и в мальчишке, и в девчонке, есть по 200 грамм взрывчатки или даже полкило»… Дети должны быть шумные, активные и счастливые.
Затем – это стереотипные движения любого характера – как агрессивные или аутоагрессивные, так и «безобидные» - сосать палец, теребить ушко и пр. Следующее – участи на теле, где напряжены мышцы. Чаще всего можно прощупать контрактуры на спинке, на шее. В этих случаях нужно как минимум обратить внимание и насторожится, и предпринять попытки самостоятельно решить эти проблемы. Как максимум – обращаться к специалисту. И, конечно, психосоматические проблемы – энурез, тики, подергивания или вздрагивания, нарушение работы ЖКТ, заикание и пр. Здесь с визитом к специалисту лучше не затягивать.
Я где-то читала, что ребенка нужно обнимать как минимум 8 раз в день. Это действительно так?
Ответ:
А еще лучше 20. Дело не в количестве, а в качестве. Лучше один раз обнять так, чтобы ребенок почувствовал: он вам нужен, он любим, чем 8 раз по формальному.
Встречаются ли какие-то проблемы телесного характера у новорожденных? Что-то может передаваться из этого по-наследству, например?
Ответ:
Да. Не забывайте, что до родов ребеночек уже живет в животе мамы. А значит, так же как и она испытывает эмоции гнева, страха, печали или радости. И если беременность мамы протекала в постоянном стрессе, то у ребеночка могут бать врожденные нарушения. Кроме того, роды - это тоже огромный стресс для младенца. Бывают, что не все его преодолевают
гармонично, и тогда есть телесный отпечаток и этого события.
О наследственной предрасположенности я бы говорила с осторожностью вот почему:
Действительно, существует определенные психосоматические нарушения, которые прослеживаются из поколения в поколение. Например, артериальная гипертония. Но ведь мы наследуем не только генетический материал от родителей. Мы также учимся способам проявления эмоций. И если есть определенный патологический паттерн их подавления у родителей, то ребенок с большой вероятностью его также унаследует.
Как часто родителям нужно заниматься с детьми такой терапией?
Ответ:
Я считаю, что телесный контакт родителя с ребенком должен быть ежедневный. Даже если очень загруженный график работы и Вы с малышом проводите очень мало времени, обязательно не обходимо включать в это время игры, где вы бы контактировали друг с другом. Если говорить о терапии, как о методе коррекции, то я обычно встречаюсь с детками раз в неделю. Иногда случаи требуют 2 раза в неделю. При этом все равно даю родителям задания, которые они должны делать с малышом дома. Иначе процесс коррекции получается длительным. О длительности курса тоже говорить сложно. Бывает, что и 5 встреч достаточно, чтобы скорректировать, скажем, легкие тики. А бывает, что нужно более 10-15, чтобы проблема ушла.
Телесные проблемы у детей. Частные случаи.
К чему могут привести нерешенные телесные проблемы у ребенка?
Ответ: Не буду пугать, и говорить, что все будет ужасно. Много взрослых людей живет с телесными проблемами, идущими с детства. Но вопрос в качестве жизни. Ведь со временем большинство телесных зажимов трансформируются в психосоматические заболевания. И тогда уже мы имеем дело не с просто напряжением, а с изменением на уровне тканей. Чем дольше не решать проблему, тем потом сложнее ее изменить.
Мой малыш (3,4 года) очень часто бьется головой обо что-то, когда что-то не "по его". Это имеет какое-то отношение к телесным нарушениям?
Ответ:
Это называется «аутоагрессия» - то есть агрессия, направленная на самого себя. Обычно она бывает в тех случаях, когда в семье не приветствуют открытое выражение негативных эмоций. А агрессии все равно нужен выход. Вот она и приобретает такую форму. Я бы порекомендовала Вам:
1. Обратить внимание: как в Вашей семье относятся к негативным эмоциям? Не запрещаете ли Вы малышу проявлять свое недовольство, обиду, злость? Не является ли Ваш стиль воспитания чересчур авторитарным? Или наоборот: не добивается ли малыш таким образом уступок?
2. Дополнить досуг малыша коррекционными играми. В частности, Вам идеально подойдет игра: «кто выше подкинет воздушный шарик головой» или поиграйте в дельфинов, отбивающих мячики носом, макушкой и пр. То есть ваше «проблемное» действие заменяем аналогичным, игровым.«
Не буду спать!».
Так кричит ребенок с тех пор как научился говорить перед каждым сном. Пока было ГВ, проблем почти не было, а после укладывания стали по часу-полтора. И даже если не будет дневного сна, то вечером опять не хочет ложиться. Во время сна часто кричит, снится, что что-то забирают или что-то не дают. А утром потом не разбудить… Как сделать отход ко сну приятной процедурой? Решает ли проблему ТО терапия?
Ответ:
Возможно, малыш протестует не просто так (хотя малышам с кризисом 3-х лет может быть свойственен и протест ради самого протеста). Скорее всего, он боится засыпать, так как ночью снятся не очень приятные сны. Может быть, боится остаться один.
Поэтому порекомендую следующее:
Проработать ночные страхи. Для этого нужно сначала уточнить, что именно пугает. Если малышу трудно описать их, то попробуйте заняться какой-то творческой деятельностью (порисовать, полепить, если позволяет возраст, или же просто игрой, если Ваш ребенок еще совсем мал). За такой деятельностью дети лучше делятся переживаниями, чем при прямом вопросе «в лоб». А после уточнения, любым из доступных методов поработайте с этим страхом. Тут Вам подойдет любой метод арт-терапии или сказкотерапии.
Перестать укладывать спать и делать кардинально наоборот: предлагать сегодня не спать. То есть лечь в кроватку, Вы садитесь рядом и играете в игру, главный смысл которой – не уснуть. Парадоксами бывает можно за один раз убрать проблему. Если всеми силами стараться уснуть, то это будет очень тяжело. А вот если наоборот стараться НЕ уснуть, то сон скорее придет.
Перед сном заниматься чем-то очень монотонным, чтобы настроить малыша на "сонный лад".
Могу порекомендовать перед сном, также делать следующее упражнение: Вы по 10-15 минут держите стопы малыша.
Ребенок 1 год 8 месяцев.
Мальчик очень стеснителен, на взрослых реагирует еще более-менее, если его не трогают, но ни дай Бог кто-то подойдет ближе, чем хочется, может быть истерика. Про взрослых считаю еще реакцию нормальной. Но вот на деток еще хуже - стоит вдалеке увидеть ребенка, мальчик сразу меняется. Если на горке - сжимается, панически удирает или забивается в угол. Но если кто-то настойчиво подходит или случайно заденет, может быть истерика. Такая реакция на любые активные действия. Т/е если другой ребенок такой же спокойный как наш, все ок, он через время начинает меняться игрушками или игнорирует, если неинтересно.
Еще одна проблема - кусается, щипается и дерется с родными (мама,папа, бабушка). Объяснения не помогают. Мать уже частенько срывается - прикрикивает, одергивает, ставит в угол. НО! Ребенок гордится своими поступками и считает это подвигом.
Можно ли исправить, помочь справиться с вышеописанным?
Прошу конкретных советов. СПАСИБО!
Ответ:
Стеснительность ребенка в совокупности с агрессией на близких говорит о скорее об авторитарном или гиперопекаемом стиле воспитания в Вашей семье. Стеснительность может возникать, если есть неуверенность или страх, что малыш не сможет за себя постоять. Может именно поэтому, когда ему удается проявить себя и свою злость на родителях или бабушке, он такой гордый и считает это подвигом. В любом случае, я бы порекомендовала следующее:
Обратить внимание на стиль воспитания и подкорректировать.
Делать упражнения по сбросу агрессии. Это могут быть как игры, где нужно делать удары (драться воздушными шариками, подушками, толкаться в игровой форме), где нужно что-то пинать (мячик, воздушный шарик), где нужно будет тянуть (перетягивание каната).
Ребенок 7 лет очень эмоционален. Это всё выливается в проблеме в виде лунатизма. Проблема возникла пару лет назад, когда бабушка дала ребёнку послушать видео-психотренинг для работников сетевого маркетинга. Т. е. видео предназначенное привлечь человека работать и покупать определённую продукцию. Где-то 7 ночей ребёнок плакал и просыпался и ходил и трусился, ходил по дому со стеклянными глазами. Ничего из ночных происшествий не помнит. После этого случая подобное стало происходить часто, он стал разговаривать во время просыпаний по ночам и ничего не помнит. Новые знакомства, книга и даже элементарные занятия и уроки в школе провоцируют лунатизм. Ограничить ребёнка от эмоциональных раздражителей полностью невозможно, т. к. ему приходится посещать ту же школу. Хоть ограничения в просмотре мультфильмов и перенесение всех занятий на утреннее время очень помогают. Хотелось бы общие рекомендации как можно научить ребёнка менее эмоционально воспринимать мир? И на что его можно переключать и как это делать, что бы вернуть ему спокойный сон и уменьшить переживания? А если коротко, то чем мама может ему помочь справиться с подобной проблемой? Общие рекомендации хотя бы. Да! Вечерний приём пищи как то влияет на снижение или усиление эмоционального состояния ребёнка?
Ответ:
Очень жаль, что нет возможности уточнить особенности малыша до этого события. Может быть, будет возможность, опишите: как он спал до этого? Был ли эмоциональным ребенком? Не было ли каких-то невротических нарушений? Ходил ли в сад? Как давалось привыкание? Как реагировал на других деток и других взрослых.
По имеющейся информации могу сказать следующее: Скорее всего, у малыша была стрессовая реакция видео, испуг (если он 7 дней плакал). Проблему тогда Вы не решили, и со временем она трансформировалась в общую впечатлительность. Я бы ни в коем случае не стала бы ограждать ребенка от занятий, нагрузок. Этим Вы только усилите проблему. Необходимо проработать тот страх, который был. Я не уверена, что Вы это сможете сделать самостоятельно. Хотя попробуйте для начала сами. Необходимо с помощью любых доступных способов (рисование, лепка, сказкотерапия) проработать негативные эмоции. Плюс я бы рекомендовала то же, что и в вопросе про сон. Повторюсь:
Перед сном заниматься чем-то очень монотонным, чтобы настроить малыша на "сонный лад".
Делать следующее упражнение: Вы по 10-15 минут держите стопы малыша. И еще, Вам может быть полезно сделать какой-то «оберег». То есть вместе с мальчиком смастерить какую-то вещь (игрушку, кулон, специальный мешочек»), который будет хранить его сон. То есть нужно рассказать малышу, что Вы знаете специальный способ изготовления, специальные заклинания и пр. Главное, чтбы малыш был уверен: он с Вашей помощью сделал что-то такое ,что действительно «работает». Не рекомендую использовать что-то готовое, так как нужен процесс «создания». Если уж берете, скажем, готовую игрушку, то придумайте ритуал «посвящения» ее в «стражников сна» и сделайте вместе с малышом.
Моей дочке сейчас 4 года. И я стала замечать, что она все больше старается посидеть на руках у отца, пообниматься с ним. А меня все чаще отталкивает, когда я хочу ее обнять или поцеловать. Меня, если честно, пугает такое проявление ее внимания к папе, да и обидно немного. Нормально ли это? Как нам с мужем реагировать?
Ответ:
Я могу Вас успокоить и обрадовать: Ваша дочь развивается хорошо и своевременно! Это абсолютно нормально. Сейчас малышка начала понимать, что она девочка, а папа – единственный пока и самый главный мужчина. Ей необходимо опробовать новую для себя роль: женскую. Поэтому она соревнуется с Вами за папино внимание. Вашу обиду я понимаю, но:
1. Не воспринимайте ее на свой счет. В данной ситуации дочка не перестала Вас меньше любить. Просто она учится новой роли.
2. Постарайтесь не видеть в дочке соперницу. В любом случае, папа уже ВашJ
Поэтому рекомендую следующее: не ругайте, не препятствуйте такому вниманию к папе. Обычно, если родители не блокируют такой интерес, он быстро проходит. Однако и не позволяйте дочке «занять» Ваше место. Многие девочки в таком возрасте говорят, что выйдут замуж за папу, когда вырастут. Здесь стоит не согласиться, а рассказать, что у нее обязательно будет свой муж, а Вы уже жена папы и это невозможно. То есть золотая середина: не блокировать и не потакать. Но телесный контакт между папой и дочкой обязательно должен быть! Это залог того, что ее отношения с мужчинами во взрослом возрасте сложатся удачно. И здесь нет ничего опасного или стыдного. Повторюсь: при нормальной реакции родителей это скоро пройдет.
У моего сынишки страх перед горшком. Причем дошло уже до запоров. Прямо не знаем, что с этим делать. Это ведь тоже телесная проблема. Подскажите, как нам быть? Сыну 2 года 6 мес.
Ответ:
В Вашем случае проблема уже сформировалась, к сожалению. Мышцы ануса, также как и любые другие мышцы, сжимаются при страхе. Если один раз возник страх – мышцы сжались, сходить в туалет не получилось. К этому еще добавляется страх, что снова не получится. Мышцы сжимаются еще больше. Получается замкнутый круг. Поэтому теперь главная задача – убрать страх.
Перестаньте на данный момент заострять на этом свое внимание. Малыш должен перестать тревожиться по этому поводу.
Через какое-то время ( не раньше, чем через пару недель) по-тихоньку начните со страхом работать. У Вас это дожны быть сказки, про то, как горшочек скучает один, про то, как ему грустно. Или другой вариант: жил был мальчик, который боялся горшков (описываете приметы своего сынишки, имя выбираете созвучное), и потом что-нибудь случилось и он их боятся перестал. И вот так ненавязчиво сова подводите к теме пользования.
Как успокаивать беспокойного ребенка? Есть ли какие-то особенные приемы или техники? Спасибо!
Ответ: для начала стоит понять причину беспокойства. Беспокойство ситуативное или постоянное. Но есть специальные техники, позволяющие снизить тревогу:
Полный контакт. Этот прием является мощным успокаивающим средством. Вы с малышом ложитесь на бок, Вы – сзади. И всем свои телом касаетесь тела малыша. Получается, что Вы как бы обнимаете его сбоку, свои животом прижимаясь к спине. Так детки часто засыпают, приходя в кровать к взрослым. Потому что тут есть эффект мощного заземления (или успокоения). Альтернативой может быть сесть с ребенком на полу, так, как если бы Вы вдвоем катались на мотоцикле, ребенок был бы водителем, а Вы – пассажиров. И Вы начинаете чуть-чуть раскачиваться из стороны в сторону. Это оказывает хорошее успокаивающее действие.
Держать стопы малыша. Прием можно делать это таким образом: Вы садитесь к его ножкам (малыш лежит на спине), и кладете их себе на животик, упираете их как бы. И так 10-15 минут.
«Поддержка» локтей или колен малыша, когда он сидит или лежит.
Скажите, если грудничок отказывается сидеть на руках. Такое ощущение, что ему не приятно. С чем это может быть связано?
Ответ:
Телесный контакт ребенка с мамой в первый год жизни очень важен. Именно через него приобретается базовая уверенность в себе. В истории человечества были эксперименты, когда детей содержали в идеальных условиях, но у них не было телесного контакта с матерью. Такие детки зачастую впадали в депрессию и умирали. Потому как телесный контакт – это не просто «прихоть» - это базовая потребность для нормального развития младенца. Если ребенок от нее отказывается, на то должны быть какие-то веские причины. Увы, но это тревожный сигнал. Стоит обратить внимание, и принять меры по устранению. Из возможных причин может быть депрессивное состояние мамы, либо, наоборот, чрезмерная эмоциональность, истеричность, агрессия мамы, безразличие к ребенку, холодность или нежелание иметь этого ребенка.
Вот у меня дочке 5 лет, она очень замкнутая девочка, плаксивая (чуть что не так, слезы на глазах), может быть и балованная (бабушки постарались), меня почти не слушается. Она привыкла, что все делают только для нее и моментально. Я очень переживаю, что с таким "неангельским характером", у нее начнутся проблемы в школе. Что вы мне посоветуете?
Ответ:
Увы, «воспитывать» сначала семью. Если нет одного мнения относительно того, что можно, а что нельзя, то невозможно заставить ребенка отказаться от слез. Он расстраивается, так как не понимает: почему вчера можно, а сегодня нет? Я понимаю, что это очень сложно, и что бабушек «переделать» - задача, аналогичная «научится плавать во взрослом возрасте» - страшно, непонятно до конца зачем, и очень тяжело. Но - возможно. Если осознать – этим попустительством относительно разноплановости воспитания Вы делаете ребенку только хуже с каждым шагом.
Сыну 2 месяца, кесаренок, с рождения неспокойный ребёнок, днём плохо спит, ночью часто просыпается, тремор ручек и подбородка, синеет носогубный треугольник. Невролог поставил диагноз "Синдром гипервозбудимости". Скажите, пожалуйста, какие упражнения ТОТ могут помочь моему ребёнку в данной ситуации?
Ответ:
В Вашем возрасте максимальный телесный контакт: держать на руках, массажики, поддерживать локотки, колени, спинку. То есть все то, что обычным детям, помноженное на 2. Плюс делаете так, как будто Вы ручками что-то толкаете, тянете. Аккуратно, абсолютно не агрессивно, но по чуть-чуть надо. Так тремор будет меньше.
Моей дочке 1 год и 3 мес. и она постоянно просится на руки. Уже не знаю, что и делать - тяжело ее носить. Как отучить ее? И надо ли? Спасибо!
Ответ:
Я бы не отучала, а перенаправляла на другие виды контактов: пообнимались, а теперь поиграем в рельсы-рельсы, а теперь покачаемся, а теперь – покружимся вместе и так далее. Если ребенок просит – значит, ему не хватает. Необходимо не запретить, а «додать».
Моему сыну 5 лет. Он очень активный мальчик и часто ведет себя агрессивно, например, может не просто оттолкнуть, или забрать игрушки, но и ударить, причем резко и быстро. Так же он может быть и меня в ответ, если что-то не так, например, не купила новую машинку и пр. Что вы можете посоветовать мне? Какие мои действия должны быть?
Ответ:
Вам необходимо:
Разобраться в причинах агрессии. Она не бывает «просто так». Что-то в семье или в окружении малыша (например, дет.сад) ее провоцирует.
Корректировать текущую агрессию. Подойдут все упражнения на снятия гнева. От драки воздушными шариками, до «индейцев» и более замысловатых игр.
На агрессию ребенка не отвечайте ответной агрессией. Иначе Вы своим примером «подкрепляете» такое поведение. Лучше всего, воспользовавшись своим физическим преимуществом «атаку» остановить, но не дать сдачи, а просто сдержать действие.
Здравствуйте! Ребенку 2.10 года. Сын требует, чтобы бегала за ним, ловила, щекотала, обнимала, подбрасывала и т.п. Бесконечное "мама, на люки!". К другим играм интереса почти не проявляет: рисование, лепка, чтение книг - все это 3-4 минуты и убежал. Игрушками может поиграть, если рядом этими же игрушками играю я. Если не играю - кричит, плачет. Вот что мне делать?! Ведь уже не один годик ему. Да и я эмоционально устала, не хочу бесконечно с ним играть. Не говоря уж о том, что есть домашняя работа, хочется привести себя в порядок.
Ответ:
Мне кажется, проблема в том, что Вы не можете себе позволить тратить время на себя. То есть это вызывает чувство вины. Малыш расстраивается, если Вы идете по своим делам, и Вы тут же возвращаетесь и играете дальше. Тут нужно поработать с обретением права заниматься собой, без ощущения виноватости. А также над тем, чтобы позволить малышу капризничать иногда и плакать. Это ведь нормально – плакать, если расстроился, или злиться, если не получается добиться своего.
Если у ребенка много страхов: темноты, оставаться одному, и пр. Какие упражнения можно тут посоветовать?
Ответ:
Во-первых, необходимо работать с этими страхами методами арт-терапии. Затем, при страхе темноты я с детками играю в «блинчик». У меня есть мягкий большой плед, тигровой окраски, так вот эта «шкура тигра» нам помогает в куче упражнений. А в «блинчике» я делаю так: Сначала заворачиваю малыша так, чтобы голова была «наружи», то есть фактически «пеленаю» его. Потом завернутого шекочу, массажик легкий делаю, чтобы ребенок почувствовал себя в пледе уютно и комфортно. Затем разворачиваемся. Потом заворачиваемся еще больше, уже скажем, по глазки. И так далее, до полного заворачивания.