Вы здесь

Тактильные, вестибулярные и проприоцептивные функции являются кирпичиками здания эмоциональной стабильности.

Тактильные, вестибулярные и проприоцептивные функции являются кирпичиками здания эмоциональной стабильности. 
Если все эти три главные системы не работают должным  образом, ребенок, скорее всего, будет реагировать на окружающее слабее, чем следует.
Некоторые дети уходят в себя, становятся тихими и стараются угодить людям, которые их окружают.
Другие гиперактивны и реагируют на каждый слуховой или зрительный стимул. Однако проблема здесь не в зрительных и слуховых ощущениях: ребенок чрезмерно активен потому, что его основные сенсорные процессы не дают ему остановиться. Несмотря на активность, он не концентрирует внимание на том, что делает, поэтому редко доводит дело до конца. Сфокусироваться на чем-либо ему не под силу. С такими детьми трудно справляться как дома, так и в школе.

Подобное мы наблюдаем у детей с плохо организованным перцептивным образом, или схемой тела. Схема (образ) тела состоит из «карт» тела, хранящихся в мозгу. Эти карты содержат информацию о каждой из частей тела, отношениях между ними, а также о движениях, за которые они отвечают. Схема тела дополняется в мозгу по мере того, как ощущения, связанные с кожей, мышцами, суставами, силой тяжести и движениями, организуются и накапливаются в результате ежедневных действий ребенка. Хорошо организованный образ собственного тела позволяет человеку чувствовать, что делает та или иная часть его тела, не глядя на нее и не прикасаясь к ней.

Зрительная информация не так уж важна для создания схемы тела. Если ребенок слишком полагается на зрение, вероятно, его образ тела неполон. Недостаток точных и надежных данных об отношениях между правой и левой сторонами тела чреват для ребенка трудностями при выполнении задач, требующих скоординированных действий обеих рук или обеих ног. Особенно это касается игры на барабане или танцев. Расстройство координации между сторонами тела нередко наблюдается у детей с вестибулярными нарушениями. 

Если мозг не имеет точной «карты» тела, он не может осуществлять «навигацию», то есть планировать движения.

Двигательное планирование - это сенсорный процесс, позволяющий нам адаптироваться к незнакомым задачам и затем учиться выполнять их спонтанно. Ключом к двигательному планированию служит схема тела с точной тактильной, проприоцептивной и вестибулярной информацией. Не имея хороших «карт» своего тела, ребенок не в состоянии направлять движения, которых он ранее не делал, и осваивает их очень долго. В то же время плохо организованная нервная система заставляет его выполнять множество плохо спланированных движений. 

Неупорядоченные ощущения не дают малышу сконцентрироваться и придать своим действиям целенаправленный характер. Слуховые и зрительные стимулы нередко отвлекают или перевозбуждают ребенка: именно так обычно и происходит, когда телесные и гравитационные ощущения недостаточно интегрированы (организованы).

Поделиться: