Некоторые дети реагируют на прикосновения очень негативно, что относится к тактильной защите, хотя это может быть и следствием психологических причин. Тактильная защита зависит также от неспособности ребенка справиться с неприятными ощущениями. Большинство из нас может испытывать сильный дискомфорт, если мы ощущаем как по руке ползет мохнатый паук. Если мы осознаем, что это всего лишь травинка, то мы можем "затормозить" неприятное ощущение. Ребенок с тактильной защитой, наоборот, может оказаться перед дилеммой, испытывая дискомфорт, когда он сталкивается при прикосновении со многими ощущениями. Такой ребенок нуждается в телесном контакте даже больше, чем другие, но испытывает затруднения с получением его. Это может привести к серьезным трудностям в социальных отношениях, если люди не понимают его проблемы. Например, такому ребенку очень трудно стоять в очереди и находиться в тесном контакте с другими людьми.
Детям, проявляющим признаки тактильной защиты, можно помочь, если осознать следующее:
• Держать ребенка уверенно - лучше, чем держать его с опаской.
• Предпочтительнее, чтобы ребенок был в состоянии касаться самого себя.
• Такой ребенок больше всего боится, когда касаются его лица и головы.
• Лучше попытаться сделать так, чтобы ребенок обнял вас, а не вы обняли его.
• Полезно дать ему поиграть с материалом, который тренирует его осязание, например глиной, песком и водой, и предоставить ему свободу выбрать, каким именно образом.
Прикосновения к самому себе легче вытерпеть, например, если вы щекочите себя, то вполне можете это выдержать. Поэтому проблемой является возможность предоставить самому себе тактильную стимуляцию. Маленькой девочке-инвалиду было разрешено иметь щетку, которую она погружала в банку с клубничным джемом. Это было для нее достаточной мотивацией, чтобы стимулировать область вокруг своего рта, облизывая щетку с джемом.
Для некоторых детей легче получать прикосновения, если стимулируется чувство равновесия. Поэтому может быть полезным вертеться, прыгать, танцевать или раскачиваться перед тем, как перейти к играм, связанным с объятиями друг друга или использованием материала, который обычно приносит детям ощущение дискомфорта.
Какое поведение может указывать на тактильную защиту?
• Негативная реакция на прикосновение к лицу.
• Ненормальные реакции на парикмахера и дантиста.
• Сильная нелюбовь к мытью головы.
• Уклонение от прикосновений других людей.
• Негативная реакция на прикосновение к себе.
• Не играет в игры, связанные с телесным контактом.
• Не хочет участвовать в группе с другими людьми.
• Не хочет стоять в очереди.
• Не хочет носить блузки или рубашки с коротким рукавом.
• Испытывает сильную необходимость в мягких предметах или, наоборот, избегает мягких предметов.
• Чувствителен к определенной одежде.
• Не любит играть с липкими материалами.
• Предпочитает не ходить босиком по песку или траве.Ребенок с тактильной защитой может часто реагировать гиперактивно и ему может быть трудно сосредоточиться, так как его часто беспокоит страх неприятных переживаний. Таким образом, тактильная защита блокирует обучающие ситуации, когда оказывается негативное воздействие на поведение ребенка.
Ильва Эллнеби
«Право детей на развитие»