Настала очередь подробнее остановиться на стратегии коррекционно-оздоровительных мероприятий для детей с шейным типом двигательных нарушений, которые были подробно описаны в предыдущем номере журнала. Начинается она, прежде всего, спротивопоказаний детям-цервикаликам, следование которым позволит предотвратить дальнейшее усугубление уже имеющихся проблем и повысит эффективность коррекции. К числу упражнений, которые следует постараться исключить из повседневной деятельности ребенка, относятся (рис. 1):
- Позы и упражнения с механической нагрузкой на голову и шею (позиции 1-3): стойка на голове, стойка на лопатках (асана «Березка»), борцовский мостик, кувырки вперед и назад, кувырки в длину с разбега, особенно с преодолением каких-либо препятствий.
- Ударно-баллистические воздействия на череп и шею: толчки в голову, затрещины (поз. 4), отбивание мяча головой, удары при боксировании (поз. 5).
- Различные захваты руками (ногами) за голову и шею (поз. 6).
- Резкие движения головой (шеей) (поз.7-8).
- Сон на высокой и твердой подушке (поз. 9), как и сон без подушки (поз. 10).
- Стояние и ходьба на носках с вертикальным расположением стопы (при наличии признаков нижнего спастического парапареза) (поз. 11).
- Принятие упоров на выпрямленных руках без предварительной фиксации локтевых суставов эластичной повязкой (при наличии переразгибания рук в локтях).
- Переохлаждение шейного отдела позвоночника, в том числе и при сквозняке.
- Активная мануальная терапия и массажные приемы с ударным и надавливающим воздействием на шейные позвонки, особенно в раннем возрасте.
- В остром периоде (сразу после травмы) не рекомендуется выполнять движения головой, мышцами шеи, плечевыми суставами, поскольку это может привести к большей травматизации спинного мозга смещенным телом поврежденного позвонка. В первом периоде после травмы следует осуществить обязательную иммобилизацию (обездвиживание) шейного отдела позвоночника ватно-марлевым воротником Шанца и специальной ортопедической подушечкой в виде желобка для придания голове срединного положения.
- Различные захваты руками (ногами) за голову и шею (поз. 6).
- Резкие движения головой (шеей) (поз.7-8).
- Сон на высокой и твердой подушке (поз. 9), как и сон без подушки (поз. 10).
- Стояние и ходьба на носках с вертикальным расположением стопы (при наличии признаков нижнего спастического парапареза) (поз. 11).
- Принятие упоров на выпрямленных руках без предварительной фиксации локтевых суставов эластичной повязкой (при наличии переразгибания рук в локтях).
- Переохлаждение шейного отдела позвоночника, в том числе и при сквозняке.
- Активная мануальная терапия и массажные приемы с ударным и надавливающим воздействием на шейные позвонки, особенно в раннем возрасте.
- В остром периоде (сразу после травмы) не рекомендуется выполнять движения головой, мышцами шеи, плечевыми суставами, поскольку это может привести к большей травматизации спинного мозга смещенным телом поврежденного позвонка. В первом периоде после травмы следует осуществить обязательную иммобилизацию (обездвиживание) шейного отдела позвоночника ватно-марлевым воротником Шанца и специальной ортопедической подушечкой в виде желобка для придания голове срединного положения.
А теперь мы вернемся к вопросу: что же делать дальше в течение многих месяцев и лет? И здесь нам поможет сориентироваться специально разработанная для детей-цервикаликовгенеральная формула коррекции, включающая в себя следующие перспективные коррекционные направления:
1. Разблокировка шейно-воротниковой зоны – подразумевается комплекс методик по снижению или полному снятию излишнего патологического напряжения мышц, суставов и сосудов шейного отдела позвоночника. Только в том случае будет решаться главная задача оздоравливания ребенка, когда станет возможной полноценная циркуляция жизненной энергии по основному энергетическому каналу: от копчика – к темени и наоборот! Этот пункт коррекционной стратегии следует считать основополагающим. Подробнее методики осуществления разблокировки будут описаны далее, в этой и следующей статьях.
2. Улучшение питания (трофики) поврежденных тканей шейного отдела позвоночника – в значительной степени связано с восстановлением русла позвоночных артерий и нормализацией кровотока в сосудах, располагающихся в шейных и верхнегрудных позвоночных структурах. Ведь общеизвестно, что процесс восстановления и лечения тем эффективней, чем больше энергии направляется на болезненный или травмированный участок тела (ткани).
3. Улучшение мозгового кровообращения – будет происходить естественным образом по мере раскрытия русла позвоночных артерий, особенно сосудов базиллярного бассейна, расположенных на черепно-мозговом уровне. Несущая энергию кровь начнет полноценно приливать к продолговатому мозгу, мозжечку, затылочной доле коры и т.д., улучшая общее состояние ребенка, его жизненный тонус и учебную деятельность.
4. Повышение тонуса мышц плечевого пояса и рук – необходимо, если при родах были травмированы периферические нейроны шейного утолщения спинного мозга, т.е. когда развивается вялый парез рук.
5. Тактильно-кинестетичекое обогащение верхних конечностей, особенно кистей и пальцев – назначается при необходимости, если имеют место нарушения чувствительности (гипестезия).
6. Укрепление мышц шеи, плечевого пояса и рук – почти всегда является актуальным при шейной травматизации. С одной стороны, следует укреплять собственно шейные мышцы и тем самым усиливать мышечный корсет ослабленной шеи. Это придаст ей большую стабильность и предотвратит развитие кривошеи и сутулости. С другой стороны, следует постоянно укреплять мышцы плечевого пояса и рук, поскольку они непосредственно зависят от состояния шейного отдела позвоночника.
Здесь будет уместно говорить о едином шейно-ручном мышечном образовании, являющемся, на мой взгляд, конституционным фундаментом тела ребенка (человека). В последние годы я стал замечать, что именно от сформированности шеи, плечевого пояса и рук изначально зависит гармоничность развития всего тела, состояние позвоночного столба, осанки.
7. Преодоление разболтанности в суставах плечевого пояса и рук – предполагает реализацию двух основных направлений. Первое из них состоит в том, чтобы не усугублять уже имеющуюся гиперподвижность в суставах, особенно в локтевых, посредством определенной профилактической фиксации этих суставов (будет описано в дальнейшем). Второе направление должно быть представлено активным мышечным тренингом рук, преимущественно сгибательной направленности, созданием соответствующего мышечного корсета, который в определенной степени зафиксирует разболтанные суставы и связки.
8. Улучшение опорной способности рук – поскольку при наличии вялого шейного пареза опорная способность рук снижается, что более всего выражается в кистях и локтях. Это коррекционное направление напрямую связано с предыдущими двумя.
9. Улучшение скоростно-силовых проявлений в плечевом поясе и верхних
конечностях – играет чрезвычайно важное значение, поскольку именно от умения человека выполнять руками относительно быстрые и сильные движения во многом зависит его успешность в быту, учебе и трудовой деятельности.
10. Коррекция порочных установок в нижних конечностях – осуществляется при необходимости. Как вам уже известно, типичным вариантом двигательных нарушений в ногах при травмировании шеи является нижний спастический парапарез, выражающийся в повышенном мышечном тонусе, сгибательном напряжении ног и тугоподвижности ножных суставов. Преодоление подобных порочных установок предполагает расслабление мышц, сгибающих нижние конечности во всех суставах и, наоборот, стимуляцию мышц-разгибателей ног.
Ну а теперь подробнее остановимся на некоторых из перечисленных выше стратегических направлениях, рассмотрим собственно коррекционные техники.
Разблокировка шейно-воротниковой зоны может быть достигнута за счет:
а) легкого, расслабляющего массажа шейно-воротниковой зоны;
б) осторожной тракции (потягивания) за шейный отдел позвоночника, лучше в положении ребенка лежа на спине (фото 1) – выполняется специалистом;
Разблокировка шейно-воротниковой зоны может быть достигнута за счет:
а) легкого, расслабляющего массажа шейно-воротниковой зоны;
б) осторожной тракции (потягивания) за шейный отдел позвоночника, лучше в положении ребенка лежа на спине (фото 1) – выполняется специалистом;
в) самовытяжения шейного отдела позвоночника за счет подкладывания под шею в положении лежа на спине литровой пластиковой бутылки, не до конца наполненной теплой водой (фото 2): в данном случае тепло успокаивает ребенка и позволяет спазмированным тканям размягчиться и расслабиться;
г) специальных игровых упражнений для мышц шеи, в число которых входят:
г) специальных игровых упражнений для мышц шеи, в число которых входят:
- упр. «Перекати-поле»: из и.п. сидя при выдохе расслабленно опустить голову на грудь, пока подбородок не коснется груди. При вдохе медленно и свободно отвести голову назад. При выдохе наклонить голову к левому плечу, вернуться в исходное положение. Затем также при выдохе наклонить голову к правому плечу, не поворачивая головы. Как будто легкий теплый степной ветерок перекатывает с боку на бок сухой куст перекати-поля (фото 3);
- упр. «Тыква», более усложненный вариант предыдущего упражнения – теперь уже необходимо медленно, но непрерывно выполнять круговые движения головой сначала в одну, а затем в другую сторону. Можно представить себе большую, спеющую тыкву, которая поворачивается, подставляя солнышку свои бока;
- упр. «Жираф»: из и.п. сидя на стуле или стоя – вытягивать голову темечком вверх, растягивая тем самым шейный и верхнегрудной отделы позвоночника. Можно подвесить над головой ребенка (в 2-4 см) какой либо интересный предмет типа колокольчика, погремушки или яблока и предложить коснуться его темечком (фото 4). Так жирафы выясняют, у кого из них длиннее шея;
- упр. «Разведчик»: из и.п. сидя на стуле или скамье, плечи зафиксированы, спина прямая. Поставить обе ладони перед глазами так, чтобы их верхняя кромка граничила с бровями. Нужно представить себе, что ладони – это холмик, из-за которого необходимо выглянуть только за счет вытяжения шеи. Выглянув из-за «холмика», медленно поверните голову вправо-влево, как будто вы разведчик (фото 5);
- упр. «Буратино»: из и.п. сидя или стоя, плечи неподвижны, спина прямая – тянуть голову (шею) вперед, параллельно земле. Подбородок при этом поворачивать вверх-встороны (сначала влево, затем вправо). Как будто шевелим ключом в замочной скважине дверцы, ведущей в волшебную страну. Только вместо золотого ключика Буратино решил использовать свой длинный нос (фото 6)!
Ефименко Николай Николаевич
кандидат педагогических наук, доцент,
независимый эксперт по физическому воспитанию и оздоровлению детей и взрослых
руководитель авторского педагогического Центра (АПЦ)