Очень распространенная проблема. Ребенок риусет или раскрашивает или пишет- и давит на карандаш, как скаженный. В итоге- линия очень жирная и четкая, но рука устает моментально. Карандаш ломается, фломастер "выдыхается" . Иногда и бумага рвется:( Советов "не нажимать так сильно" ребенок обычно не понимает, даже когда речь о школьнике. В чем тут проблема?
На иврите это называется коротко "ויסות כוח" что можно перевести примерно как "распределение силы".
Проблемы в этой области обычно лежат в сфере кинестетического восприятия. Ребенок просто не чувствует, сколько силы "правильно" приложить к данному предмету. Как результат - предметы в его руках часто ломаются, он может,например,пролить воду на пол из-за того,что слишком сильно сжал тонкий пластиковый стаканчик, он не может сделать, решив помочь Вам при готовке- он не чувствует,как правильно разбить яйцо или совсем не может почистить картошку( особенно когда речь о специальном ,приобретенном нами в Израиле полукруглом ноже для чистки ), а решив бросить вам мяч, он, возможно, заедет вам больно в нос или что-то разобъет,ибо он кинет его с невероятной силой и вообще- он все делает "слишком сильно".
Если проблема в распределении силы вообще- лучше начинать именно с игр в пространстве. Скажем, два -три мяча разного веса надо забрасывать в одну корзину. Каждый раз стОит обращать внимание ребенка на то,почему он ,скажем,не попал в корзину- бросил силшком слабо/ слишком сильно. Можно и нужно объяснять,что более тяжелый предмет - бросаем сильнее и наоборот. Потом ту же корзину моржно поставить близко и спросить,как надо бросить,чтобы попасть в нее- сильно или слабо? Обычно ребенок уже понимает к этому моменту разницу и старательно будет бросать еле-еле...старательно,потому,что для него это довольно сложно.
Есть настольные игры на распределение силы, например,есть такие прыгающие лягушки, которые прыгают при нажатии на них пальцем и надо забросить их на расчерченный картон..в середине- 50- очков, по бокам - по 30 итд. Надо распределять силу нажатия в соответствии с тем, насколько далеко от тебя находятся вожделенные 50 очков.
Есть много настольных игр, просто требующих очень осторожного с ними обращения,движений осторожных,нежных и точных. Развного рода башни из дисков и маленьких "колонн",,из которых надо вытаскивать осторожно,не порушив башню, башня из кубиков на том же принципе, клоуны,из которых строится башня,путем цепляния одного и другого, различные "дуким" ( тонкие и длинные разноцветные палочки складывается ворохом и надо вынимать по одному,не потревожив других) итд. Принцип этих игр один- одно неосторожное движение- и все рухнет. Это приучает детей действовать осторожно, продуманно, регулировать свою силу. Эти игры также развивают концентрацию и детям импульсивным с гиперподвижностью очень тяжело в них играть.
Теперь мое любимое- копировальная бумага. Поиграв в игры и начав усваивать принцип "сильно- слабо", надо переходить непосредственно к графомоторике. Простые формы рисуются на бумаге под копирку. Потом смотрим, что вышло на нижнем листе . И тут надо поиграть - рисовать "сильно" "очень сильно", "слабо", "средне", так , чтобы линия получалась черная и так, чтобы ее было почти не видно.... сначала просто поиграть с разными вариантами. Потом уже постепенно направлять ребенка к "среднему" давлению. Когда линия под копиркой серая , четкая, но не черная.
Второй вариант- ребенок рисует - раскрашивает нормально, но давление появляется, когда требуется особая точность , скажем, если он рисует четко по линии и с линии нельзя сходить( знаете, все эти пунктирные линии, по которым надо обводить) , и при письме, особенно если он недавно начал писать. Происходит это опять же от незрелости кинестетической системы ,оттого,что ребенку для выполнения сложного, требующего точности задания требуется дополнительный ,усиленный кинестетический инпут( давление). Он как бы так лучше "чувствует" форму.
Кроме уже вышеуказанных упражнений, стоит прибавить в таком случае сенсорное букв, скажем,буквы можно рисовать пластелином, рисовать их на песке палочкой,на мокрой стене пальцем или на запотевшем окне машины .Также стОит составлять буквы из палочек, спичек, кусочков резаной бумаги и чего угодно еще,а потом полезно проводить по ним пальцем по направлению их написания. Очень важно- "рисование" букв пальцем в воздухе. Это, кстати,иногда не так и просто.
Третий вариант- на бумагу карандашом ребенок нажимает нормально, зато карандаш держит в пальцах -аж пальцы белеют от усилия. Это несколько иная проблема.