(Susanne Smith Roley, Zoe Mailloux, L. Diane Parham, Roseann C. Schaaf, Christianne Joy Lane, Sharon Cermak)
Задача. Мы хотели охарактеризовать паттерны сенсорной интеграции и праксиса у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) и определить, связаны ли эти паттерны с социальным участием.
Метод. Мы извлекли показатели по Тесту Сенсорной Интеграции и Праксиса (SIPT) и Шкалы Сенсорной Обработки (SPM) из историй болезни детей с РАС в возрасте 4-11 лет (N=89) и использовали стандартные баллы SIPT и SPM, чтобы описать паттерны сенсорной интеграции и праксиса. Коэффициенты корреляции были сгенерированы, чтобы определить отношения между баллами по Сенсорной Интеграции и Праксису и возможные связи этих баллов с баллами по Социальному Участию из SPM.
Результаты. Дети с РАС показали относительно сильный зрительный праксис. Отмеченные сложности были очевидны в имитационном праксисе, вестибулярной билатеральной интеграции, соматосенсорном восприятии, и сенсорной реактивности. Обнаружилась обратная связь показателей Социального Участия по SPM с зонами дефицита по шкалам SIPT.
Выводы. Дети с РАС характерно показывают силу в зрительном праксисе и сложности в соматопраксисе и вестибулярных функциях, что оказывает значительное влияние на социальное участие.
Результаты этого исследования иллюстрируют, что дети с РАС характерно показывали трудности с имитационным праксисом, вестибулярными билатеральными функциями, соматосенсорным восприятием, и сенсорной реактивностью. Их наиболее сильные стороны – это зрительное восприятие и зрительное конструирование. Напротив, имитационный праксис глубоко нарушен. Примеры поведения, указывающие на проблемы праксиса и сложности с сенсорной реактивностью на пересечении нескольких сенсорных систем очевидны в контекстах дома и и школы. Социальное участие в школе особенно сильно связано с имитационным праксисом и вестибулярными билатеральными функциями. Похожим образом, социальное участие дома в основном связано с имитационным праксисом и, в меньшей степени, с вестибулярными билатеральными функциями.
Предыдущие исследования показали, что баллы SIPT по Зрительному Восприятию и Зрительному Конструированию имеют тенденцию быть тесно связанными и часто опираться вместе на фактор, который Айрес (1989) назвала визуопраксис. Схожим образом, баллы по Соматосенсорному Восприятию, Имитационному Праксису, Праксису по Вербальной Команде и Вестибулярной Билатеральной Интеграции и Планированию имеют тенденцию значительно коррелировать и опираться вместе на фактор, который Айрес (1989) назвала соматопраксис.
Наше исследование показывает, что дети с РАС имеют сильные стороны в визуопраксисе и главные дефициты в соматопраксисе.
На сегодняшний день, большая часть исследований показала, что сенсорная реактивность это важнейшая проблема для детей с РАС. Напротив, очень мало исследований изучали соматопраксис этих детей. Результаты данного исследования показывают, что соматопраксис может быть зоной трудностей, не менее значимой для данной популяции, чем проблемы сенсорной реактивности. Более того, результаты данного исследования дают предположить, что социальное участие более сильно связано с соматопраксисом, чем с сенсорной реактивностью.
Самый нижний из средних баллов SIPT был по тесту Баланса при Стоянии и Ходьбе, что отражает трудности постурального контроля, связанные с вестибулярной системой. Функции, связанные с вестибулярной системой должны приниматься во внимание во время диагностики и вмешательства проводимых с детьми с РАС.
Из-за требования по языковой (речевой) обработке для теста на Праксис по Вербальной Команде, мы ожидали, что дети с РАС будут иметь сложности с этим тестом. Из-за важности речи во время социального взаимодействия, было удивительно обнаружить, что Праксис по Вербальной Команде показал более низкую корреляцию с Социальным Участием, чем Имитационный Праксис.
Нехватка значимых корреляций между Домашней и Общей Классной формами SPM согласуется с выводами,приведенными в Домашней Форме SPM (Parham & Ecker, 2007). Это может быть объяснено разницей в ожиданиях (требованиях) взрослых и ежедневных занятиях дома и в школе. Степень поддержки взрослых и разнообразные контекстуальные требования важно иметь в виду в отношении людей с РАС.
Нехватка значимых корреляций между Домашней и Общей Классной формами SPM согласуется с выводами,приведенными в Домашней Форме SPM (Parham & Ecker, 2007). Это может быть объяснено разницей в ожиданиях (требованиях) взрослых и ежедневных занятиях дома и в школе. Степень поддержки взрослых и разнообразные контекстуальные требования важно иметь в виду в отношении людей с РАС.
Таким образом, всесторонняя оценка сенсорной реактивности, сенсорного восприятия и праксиса позволяют трудотерапевтам понимать критические способности, связанные с адаптацией и социальными навыками при РАС. Дети с РАС показывают относительную силу в зрительном праксисе, и дефициты в соматопраксисе, вестибулярно-основанных функциях, включая баланс, и сенсорной реактивности. Стандартизованные показатели функций СИ и праксиса позволяют специалистам-практикам устанавливать проблемы, которые часто не очевидны, но оказывают большое влияние на то, какие способы люди с РАС выбирают для взаимодействия с людьми и объектами в их окружении.
Результаты данного исследования предлагают следующие следствия для практики трудотерапии:
• Исчерпывающая диагностика СИ должна включать в себя восприятие и праксис в дополнение к сенсорной реактивности, чтобы полностью информировать практику и предоставить более глубокое понимание факторов СИ, которые влияют на социальное участие детей с РАС.
• Диагностические инструменты, обычно используемые трудотерапевтами для оценки детей с РАС, такие как тесты моторных навыков и опросники сенсорной истории, могут не захватывать адекватно критическую информацию, относящуюся к СИ и праксису; таким образом, проблемы, которые серьезно влияют на социальное участие ребенка, могут остаться нелеченными.
• Определение дефицитов СИ и праксиса у детей с РАС может воодушевлять использование безопасных и эффективных стратегий вмешательства, которые обладают потенциалом увеличить социальное участие ребенка.