Многие дети, страдающие от сенсорной дезинтеграции, имеют гипочувствительность, то есть недостаточную реакцию на окружающую среду.
Сенсорная интеграция — это процесс организации информации, полученной от тела и окружающей среды; процесс происходит в головном мозге, в результате этого процесса тело может реагировать на информацию надлежащим образом. Иногда процесс функционирует неправильно и отправляет ложные сообщения. Это называется сенсорной дезинтеграцией. Врачи начинают признавать, что сенсорная дезинтеграция — важная составляющая аутизма. Также она может присутствовать при синдроме дефицита внимания и гиперактивности. Терапевты проводят сеансы сенсорной интеграции, чтобы научить детей справляться с внешней средой. Ребенок может страдать от сенсорной дезинтеграции и при этом не быть аутистом, и наоборот.
Гипочувствительность и ощущения осязания и движения
Сенсорная дезинтеграция может быть проявлена разными способами и иметь различную степень выраженности. Сегодня я сосредоточусь на гипочувствительности. В норме мозг работает с телом так, что предупреждает нас, если что-то, например печь, очень горячее. Он предупреждает нас, если снаружи настолько холодно, что требуется одеть куртку, или когда мы прикладываем слишком большую силу, чтобы погладить собаку. Для ребенка с сенсорной дезинтеграцией это не всегда так. Он не всегда понимает, что обжегся, когда трогает печь, так как не получает сигнала о том, что объект горячий. Он может играть в снегу без теплой одежды. Не понимать, почему собака визжит каждый раз, когда он ее гладит, а другие гладят ее спокойно. Все это создает ежедневные опасности и путаницу.
Мозг не регистрирует правильно входную сенсорную информацию, и это может заставить ребенка искать сенсорные стимулы. Он может постоянно трогать вещи, которые его успокаивают, например, холодную гладкую поверхность стола или мягкое одеяло. Гипочувствительность может сделать ребенка искателем острых ощущений, при этом ребенок не понимает опасности своих действий. Иногда мозгу требуется множество сигналов, чтобы зарегистрировать хотя бы какой-то из них.
Обработка зрительной и звуковой информации
Гипочувствительность может затрагивать не только чувство осязания и ощущение движения, но также зрение и слух. В этом случае дети часто выглядят так, как будто они не слышат, что им говорят, тогда как на самом деле они просто не воспринимают речь. Они любят включать музыку или телевизор громко, так, чтобы им было слышно. Им требуется повторять указания несколько раз, чтобы их мозг мог обработать все сообщение целиком. Ребенок с проблемой зрительного распознавания может испытывать трудности с нахождением вещей, которые расположены непосредственно перед ним; или же иметь проблемы с отслеживанием таких объектов, как мяч. Различение цветов, форм или букв тоже может вызвать трудности.
Вкус и обоняние
Чувства вкуса и обоняния также могут быть испорчены. Ребенок с расстройством обоняния может не понять, что еда испорчена до того, как ее есть, он может не заметить неприятные запахи. Ребенок с расстройством вкуса может пробовать и есть несъедобные вещи или не сознавать, что различная еда отличается по вкусу. Он может требовать острую пищу, которая кажется ему нормальной.
Все эти сенсорные проблемы могут повлечь проблемы с поведением, безопасностью и сделать жизнь ребенка очень сложной. Терапия по сенсорной интеграции очень важна для нормального развития ребенка. Как сказано на сайте Sensory Processing Disorder «торможение нормального процесса развития вызывает пагубный эффект. Нормальное восприятие и использование сенсорной информации имеет критическую важность для процесса взросления и формирования ключевых навыков. Это очень важно».
Источник http://suite101.com/article/sensory-integration—hyposensitivity-a330419