Поведение вашего малыша, когда он начинает качаться взад-вперёд или закатывать глаза, издавать невнятные звуки, трудно назвать нормальным. Это чаще всего связано с особенностями самостимуляции, и такие движения для детей с аутизмом являются очень важными.
Почему самостимуляция необходима ребенку?
Самостимуляция зачастую вызывает у наших чувств своеобразный отклик. Так, существует пять систем чувств, таких как обоняние, осязание, слух, зрение и вкус. Однако наряду с ними идут такие дополнительные чувства, как балансировка, посредством вестибулярного аппарата, чувствительность внутренних систем, органов, ощущение собственных частей тела в пространстве и другие.
Когда ребёнок использует самостимуляцию, он одними своими действиями побуждает проявление других чувств, например, мычание вызывает работату органов слуха, осязания; мотание головой или раскачивание – стимулирует работу вестибулярного аппарата, и тому подобное.
Дети с аутизмом часто испытывают сенсорную загруженность, страдая от неё. Самостимуляция же является способом отвлечься, она может успокоить человека, увести его от проблем или отвлечь его от неприятных мыслей. Раскачиваясь, ребёнок направляет свои тактильные и психические ощущения в другое русло. Поэтому довольно часто можно наблюдать, что в особо стрессовых ситуациях дети с аутизмом применяют именно самостимуляцию.
Однако часто такое поведение ничем не спровоцировано, оно возникает само по себе. Малыш делает это совершенно неосознанно, лишь потому, что самостимуляция доставляет ему удовольствие, он обо всё забывает и расслабляется. Но такое поведение зачастую приковывает к ребёнку внимание окружающих, что, безусловно, беспокоит родителей и заставляет их нервничать.
Как уменьшить проявления самостимуляции?
Уменьшить проявления самостимуляции ребёнка – задача непростая, однако возможная, для начала, нужно показать малышу, как это выглядит со стороны. Вы можете поощрять и хвалить малыша за работу над собой. Помните, что некоторые проявления самостимуляции являются совершенно нормальными, и все мы в той или иной мере её используем, так как это помогает нам расслабляться, чувствовать успокоение.
Обращайте внимание на то, какие именно признаки и проявления самостимуляции использует ребёнок, какие тревоги пытается подавить таким способом. Это могут быть его неприятные мысли, или влияние внешнего раздражителя, например, громкого разговора или музыки.
Если поведение ребенка выглядит социально неприемлемо, или даже несет угрозу его здоровью, постарайтесь заменить способ самостимуляции малыша на более безопасный и менее заметный для окружающих. К примеру, если ребенок привык что-то вертеть в руках, дайте ему четки. Ребенок, который вертит четки, не привлечет столько внимания, как малыш, который, к примеру, крутит палку или носовой платок. Если ребенку нужно все время получать тактильные ощущения, сжимая предметы с шероховатой поверхностью, предложите ему маленький колючий мячик или дайте нести сумку, на ручках которой пришиты специальные накладки.
Главное, пытаясь изменить поведение ребенка, будьте осторожны! Вместо одной, безобидной привычки может появится новая, еще более заметная и опасная.
http://obuchalka-dlya-detey.ru/samostimulyatsiya-v-zhizni-autichnogo-reb...