ВЕХИ/ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ (ПСИХОМОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ)
Каждый ребенок развивается по-своему, поэтому невозможно сказать, когда именно ваш ребенок в совершенстве овладеет тем или иным навыком. И все же описанные здесь этапы развития помогут вам получить общее представление о том, чего стоит ожидать от ребенка по мере его роста. Не волнуйтесь, если ребенок будет развиваться немного по-другому.
Важно помнить, что развитие это не гонка. Некоторые дети не достигают каждого этапа в одно и то же время со всеми. Это особенно верно, если они родились раньше срока.
Следите за прогрессом. Самое главное, убедиться в том, что ваш ребенок продвигается вперед в своем развитии. Например, ваш ребенок должен начать подтягиваться, чтобы встать, а затем начинает ходить. Помните, что дети достигают новых этапов развития в разном возрасте.
Вы знаете своего ребенка лучше, чем кто-либо другой. Если вы уделяете ему достаточно внимания, то вы увидите, как он хорошо развивается. Вы также поймете, если он нуждается в еще большем внимании/уходе.
(от ред. «Возрастные нормы развития ребенка служат только для ориентира. Для развития ребенка важен не возраст, в котором он что либо умеет делать, а ступени, по которым он последовательно поднимается в своем развитии» - Л.Полински)
Примечание: для недоношенных (преждевременнорожденных) детей необходимо корректировать возраст, чтобы получить истинное понимание, на каком этапе развития должен быть ваш ребенок
Вот что нужно сделать: Если возраст вашего ребенка составляет 14 недель, но он родился на 6 недель раньше, то необходимо вычесть 6 из 14. Возраст будет 8 недель. Используйте откорректированный возраст, когда вы смотрите на этапы развития (от ред. – Если возраст вашего ребенка 8 месяцев, но он родился раньше на 2 месяца, то откорректированный возраст ребенка составит 6 месяцев).
К возрасту 2 лет, большинство детей достигнут нормального уровня развития, и вам не придется осуществлять корректировку. Если ваш ребенок еще не догнал в развитии сверстников, то он может нуждаться в дополнительной поддержке в течение более длительного периода времени.
Общее представление о моторном развитие
Каких достижений в развитии стоит ожидать от ребенка в возрасте ОДНОГО месяца?
После рождения ребенка вам может показаться, что Ваш ребенок только и делает, что ест, спит, плачет и пачкает подгузники. Однако уже к концу первого месяца он становится намного более активным и начинает реагировать на новые проявления внешнего мира. Постепенно его движения станут более уверенными, особенно в части запихивания рук в рот. Вы заметите, что он слушает, когда вы говорите, смотрит на вас, когда вы держите его на руках, и даже иногда совершает осознанные движения, например чтобы привлечь ваше внимание.
Ниже приводятся и другие достижения, которых вы можете ожидать от своего ребенка в возрасте 1-го месяца:
Двигательное развитие
* Резкие вздрагивающие движения ручками
* Подносит руки к глазам и ко рту
* Лежа на животе, может повернуть голову из стороны в сторону
* Голова запрокидывается назад, если ее не поддерживать
* Руки постоянно напряжены и сжаты в кулаки. Наблюдаются ярко выраженные рефлекторные движенияЗрительное и слуховое развитие
* Фокусирует взгляд на расстоянии 20-30 см.
* Взгляд блуждает, возможно, небольшое сходящееся косоглазие
* Предпочитает смотреть на черно-белые или контрастные предметы и рисунки
* Предпочитает изображение человеческого лица всем другим изображениям
* Ребенок узнает некоторые звуки
* Может повернуться к знакомым звукам и голосамОбоняние и осязание
* Отчетливо предпочитает сладкие запахи
* Избегает горьких или кислых запахов
* Узнает запах грудного молока своей матери
* Предпочитает мягкие, а не шероховатые материалы. Радуется мягким прикосновениям
* Не любит, когда к нему прикасаются недостаточно осторожно или неожиданно
Контроль за развитием ребенка.
Хотя каждый малыш развивается по-своему, своими темпами, отсутствие определенных достижений может свидетельствовать о медицинских проблемах или задержках развития, требующих особого внимания. Сообщите вашему педиатру, если обнаружите какой-то из нижеперечисленных признаков задержки развития на 2-й, 3-й или 4-й неделе жизни вашего ребенка:
* Ребенок выражено плохо и медленно сосет
* Не моргает, когда оказывается перед источником яркого света
* Редко двигает руками и ногами, выглядит словно одеревеневшим
* Ножки и ручки расслаблены, висят, как тряпочка
* Нижняя челюсть дрожит непрерывно, даже когда ребенок не беспокоится, не плачет и не кричит
* Ребенок не реагирует на громкие звуки
Каких достижений в развитии стоит ожидать в ДВА (2) месяца (8 недель)
Двигательное развитие:
* Активно двигает руками и ногами, движения становятся более плавными (не такими резкими)
* Держит кулачки (кисти рук) раскрытыми большую часть времени
* Поднимает голову и грудь в положении лежа на животе
* Слегка удерживает головку, но может по-прежнему может нуждаться в её поддержке
* Удерживает объекты в руках
Слуховое развитие и развитие языковых навыков:
* Реагирует на звуки (например, поворачивается, когда слышит голоса и/или погремушки)
* Произносит звуки, например, «Аааах» и «Оооо», издает булькающие звуки
* Плачет, когда нуждается в чем-то
Развитие процесса познания, когнитивных функций (обучение, мышление, решение проблем):
* Фокусирует взгляд на лице или предмете (например, на мобильном), и следит за его перемещением
* Издает разнообразные крики для различных нужд (например ребенку скучно, т.к. не происходит никаких активных действий)
Социальное и эмоциональное развитие:
* Контактирует взглядом и начинает улыбаться
* Узнает маму и получает удовольствие от контакта с мамой или знакомыми людьми
* Может сам себя успокоить (может поднести руки ко рту и сосать пальцы/кулочки)
Контроль за развитием ребенка.
Сообщите вашему педиатру, если обнаружите какой-то из нижеперечисленных признаков задержки развития в возрасте около 2-х месяцев:
* Не реагирует на громкие звуки
* Не смотрит на вещи (не пытается сфокусировать взгляд) во время их движения
* Не улыбается на звук вашего голоса или не улыбается людям
* Не подносит руки ко рту
* Не может держать голову несколько секунд в позе на животе
* Не может удерживать предметы
* Не начинает обращать внимание на свои рукиКаких достижений в развитии стоит ожидать к ТРЕХМЕСЯЧНОМУ возрасту?
К возрасту 3-х месяцев ваш ребенок поразительным образом изменится, проделав путь от полностью зависимого новорожденного младенца до активно реагирующего малыша. Ребенок утратит многие из рефлексов, свойственных новорожденным, а его тело начнет постепенно ему подчиняться. Вы заметите, как ваш ребенок начнет проводить долгое время изучая собственные руки и наблюдая, как они двигаются.
Ниже приводятся и другие достижения, которых вы можете ожидать от своего ребенка в возрасте 3-х месяцев:
Двигательное развитие
* Поднимает голову и грудь, лежа на животе
* Приподнимает верхнюю часть тела руками, лежа на животе
* Вытягивает ноги и толкается ими, лежа на животе или спине
* Раскрывает ладони и сжимает кулачки
* Отталкивается ногами, когда ступни находятся на твердой поверхности
* Подносит руки ко рту
* Ударяет свисающие предметы руками
* Хватает игрушки и трясет имиЗрительное и слуховое развитие
* Внимательно разглядывает лица
* Следит за движущимися предметами
* Узнает знакомые предметы и людей на расстоянии
* Начинает согласовывать движения рук и направление взгляда. Формируется зрительно-двигательная координация движений
* Улыбается при звуке вашего голоса
* Начинает гулить
* Начинает подражать некоторым звукам
* Поворачивает голову в направлении звукаСоциальное и эмоциональное развитие
* Появление «социальной» улыбки (начинает улыбаться людям)
* Радуется, играя с другими людьми, и может заплакать, когда игра прекращается
* Становится более общительным, все больше может выражать свои эмоции с помощью движений и выражения лица
* Копирует некоторые движения и выражения лиц. Подражает мимике взрослого
Контроль за развитием ребенка.
Если вы заметили какие-либо из следующих признаков, которые должны насторожить родителя ребенка возраста около 3-х месяцев, обсудите это с вашим педиатром:
* Не реагирует на громкие звуки
* К возрасту двух-трех месяцев не следит взглядом за движущими предметами
* К возрасту трех месяцев не хватает и не удерживает предметы
* К возрасту трех месяцев не улыбается людям
* Не может хорошо держать голову в три месяца
* Не может свободно двигать каким-то одним или двумя глазами во всех направлениях
* Косит глазами большую часть времени (редкое косоглазие нормально в эти первые месяцы)
* Не обращает внимания на новые лица, или выглядит очень испуганным при появлении новых лиц или попадании в новую обстановку
Каких достижений в развитии стоит ожидать от ребенка в возрасте ЧЕТЫРЕХ (4-х) месяцев (16 недель)?
Двигательное развитие:
* Соединяет руки вместе, или подносит их ко рту
* Лежа на животе поднимает голову опираясь на руки; держит голову неподвижно, без поддержки
* Может переворачиваться с живота на спину или делает ползающие движения, лежа на животике
* Отталкивается ногами, когда ставят на твердую поверхность
* Может держать игрушку и трясти ею, а также качать свисающие игрушки
* Лежа на животе, приподнимается вверх при помощи локтейСлуховое развитие и развитие языковых навыков (связь):
* Поворачивает голову на знакомые голоса
* Смеется и визжит
* Начинает лепетать. Соединяет звуки в более протяжные (например, «Ааа-ооо», «гааа-гooo»)
* Лепечет с выражением и копированием/подражанием звуков, которые он слышит
* Кричит по-разному, чтобы показать, голод, боль или усталостьРазвитие процесса познания, когнитивных функций (обучение, мышление, решение проблем):
* Тянется к предметам одной рукой
* Тянет предметы в рот
* Оживляется, когда видит игрушки
* Дает вам знать, если он счастливый или грустный
* Реагирует на вашу любовь
* Использует руки и глаза одновременно, например, фокусируется на игрушке и тянется к ней
* Следит за перемещения вещей глазами из стороны в сторону
* Рассматривает лица вблизи
* Узнает знакомых людей и вещи на расстоянииСоциальное и эмоциональное развитие:
* Становится более общительным и удовлетворенным с родителями
* Проявляет интерес к изображениям в зеркале, улыбается и играется
* Улыбается спонтанно, особенно на людях
* Любит играть с людьми, и может заплакать, когда игра останавливается
* Копирует некоторые движения и мимику, например улыбается или хмуритсяКонтроль за развитием ребенка.
Если вы заметили какие-либо из следующих признаков, которые должны насторожить родителя ребенка возраста около 4-х месяцев, обсудите это с вашим педиатром:
* не тянется к игрушкам и не хватает их
* не начинает гулить, не воркует или не издает звуки
* не начинает тянуть предметы в рот
* начинает лепетать, но не пытается копировать никакие звуки
* не отталкивается ногами, когда ступни находятся на твердой поверхности
* сохраняет тонический шейный рефлекс в возрасте четырех-пяти месяцев
* не смотрит на вещи, во время их движения (отсутствует визуальное слежение)
* не улыбается людям
* не может держать голову неподвижно
* имеет проблемы с перемещением одного или обоих глаз во всех направлениях
* не поворачивается к источнику звука
Каких достижений в развитии стоит ожидать от ребенка в возрасте ШЕСТИ (6-ти) месяцев?
Двигательное развитие:
* Переносить часть веса на ноги, если его держат в вертикальном положении и может отталкиваться
* Сидит самостоятельно
* Стучит и трясет предметами
* Перекладывает предметы из одной руки в другую
* Держит два предмета одновременно, по одному в каждой руке
* Переворачивается (в обоих направлениях) с живота на спину и со спины на живот
* Качается взад и вперед, иногда ползет назад, прежде чем двигаться вперед
Слуховое развитие и развитие языковых навыков:
* Отзывается/реагирует на свое имя, поворачивается и смотрит
* Отвечает на звуки, издавая звук
* Начинает лепетать, может произносить такие звуки как «да», «га», «ба», «ка»
* Соединяет гласные вместе с согласными, когда лепечет ("ах", "а", "о") и любит это делать во время разговора родителей
* Издает звуки, чтобы показать радость и недовольство
* Начинает произносить согласные звуки («м», «б»)Развитие процесса познания, когнитивных функций (обучение, мышление, решение проблем):
* Обращает внимание на то, что игрушки могут делать (например, воспроизводят музыку и загораются)
* Смотрит на объект, который исчезает из поля зрения
* Рассматривает вещи вблизи
* Тянет вещи в рот
* Проявляет любопытство к вещам и пытается достать вещи, которые находятся вне досягаемостиСоциальное и эмоциональное развитие:
* Все более осознает окружающую обстановку
* Замечает, если родители находятся рядом (или отсутствуют)
* Реагирует по-разному на незнакомцев (от ред. - смеется, улыбается, плачет, пугается, удивляется)
* Выражает волнение, счастье и неудовлетворение
* Любит играть с другими людьми, особенно родителями
* Реагирует на эмоции других людей, и часто кажется счастливым
* Любит смотреть на себя в зеркалоКонтроль за развитием ребенка.
Если вы заметили какие-либо из следующих признаков, которые должны насторожить родителя ребенка возраста около 6-ти месяцев, обсудите это с вашим педиатром:
* Не проявляет интерес к вещам, которые находятся в недосягаемом месте
* Не проявляет привязанность к родителям/воспитателям
* Не реагирует на звуки вокруг него
* Испытывает трудности в поднесении вещей ко рту
* Не издает гласные звуки ("а", "э", "о")
* Не может перевернуться в любом направлении к 5-ти месяцам (ни со спины на живот, ни обратно)
* Не смеется или не издает визжащие звуки
* Кажется, очень жестким/напряженным, с твердыми мышцами
* Кажется, очень гибким, как тряпичная кукла
* Безудержно плачет по ночам
* К возрасту пяти месяцев не улыбается спонтанно
* Не садится с поддержкой
Каких достижений в развитии стоит ожидать от ребенка в возрасте СЕМИ (7) месяцев?
В возрасте от четырех до семи месяцев, с Вашим ребёнком происходят самые важные изменения. В этот период он учится согласовывать возникающие у него ощущения (зрительные, осязательные, слуховые) со все новыми движениями и в результате научится хватать, переворачиваться, сидеть и, возможно, даже ползать.
Ниже приводятся и другие достижения, которых вы можете ожидать от своего ребенка в возрасте 7 месяцев:
Двигательное развитие
* Переворачивается с живота на спину и обратно
* Садится с помощью, а затем и без помощи рук
* Стоит с поддержкой
* Дотягивается до предметов одной рукой
* Перекладывает предметы из одной руки в другую
* Сгребает предметы в ладонь всеми пальцами, не использует «пинцетный» захватЗрительное развитие
* Может видеть все цвета
* Совершенствуется зрительное восприятие отдаленных объектов. Может лучше следить взглядом за движущимися предметамиРазвитие языковых навыков:
* Откликается на своё имя
* Начинает реагировать на слово "нет"
* Различает эмоции и интонации
* Издаёт свои звуки в ответ на те, которые слышит
* Выражает голосом радость и неудовольствие
* Начинает лепетать: произносит сочетания согласных звуков и слоговРазвитие процесса познания, когнитивных функций (обучение, мышление, решение проблем):
* Находит спрятанный предмет, часть которого осталась на виду
* Исследует предметы руками и ртом
* Прилагает усилия, чтобы достать предметы, находящиеся на расстоянии
Социальное и эмоциональное развитие:
* Ребёнку нравятся совместные игры (Примечание: имеются ввиду игры на взаимодействие (прятки/ку-ку, потешки с движениями, "дай-на")
* Проявляет интерес к изображениям в зеркале
* Реагирует на проявления эмоций других людей, часто радуется
Контроль за развитием ребенка
Сообщите своему педиатру, если обнаружите перечисленные ниже признаки возможного отставания в развитии ребенка в возрасте 7 месяцев:
* Ребёнок очень напряжён, мышцы жёсткие
* Ребёнок слишком расслаблен, как тряпичная кукла
* Голова по-прежнему запрокидывается назад, если ребенка тянуть за руки, помогая ему сесть
* Всегда протягивает только одну определенную руку, чтобы достать какой-то предмет
* Отказывается от обнимания
* Не проявляет любви к тем людям, которые за ним ухаживают
* Ребёнку не нравится быть в обществе других людей
* Один или оба глаза постоянно сведены к переносице или, наоборот, расходятся к вискам
* Постоянное слезотечение, выделения из глаз или повышена чувствительность к свету
* Не реагирует на звуки
* Засунуть какой-либо предмет в рот для ребенка очень сложно
* Не тянется активно за предметами
* Не следит за предметами обоими глазами вблизи (на расстоянии 30 см) и вдали (180 см)
* Не удерживает вес тела, стоя на ногах с поддержкой
* Не пытается привлечь внимание своими действиямиПервоисточники: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
Полезные ссылки:
1. Рефлексы новорожденных и младенцев. (проверка, причины аномалий, видео). ААР
2. Рефлексы, звуки (издаваемые ими) и поведение новорожденных и младенцев. ААР
3. Развитие здорового ребенка. РМСАмериканская академия педиатрии