Вы здесь

Программа работы с родителями в сенсорной комнате

  • Епишина Виктория Юрьевна, педагог-психолог
Использование программы возможно для родителей детей, имеющих ограниченные возможности здоровья.
 
Эмоциональные проблемы и трудности волевого самоконтроля являются ощутимой проблемой для многих людей.
 
Тревожность и склонность к переживаниям депрессивного характера проявляются в различных трудностях общения с окружающей средой, что приводит к повышенной нервно-психической нагрузке, проявляющейся в нарушениях астенического характера (головные боли, нарушения сна, снижение уровня произвольной концентрации, переключения и распределения внимания и др.).
 
Психомышечная релаксация (аутотренинг) – специальный метод самостоятельного воздействия на свой организм, создающий снятие стресса путем глубокого мышечного расслабления, изменения функционального состояния нервной системы.
 
К достоинствам этого метода можно отнести глубокий и стойкий эффект при внешней поверхностности уровня психологической проработки, возможность использования базового навыка релаксации для многих целей: снятие фобических реакций на жизненные ситуации, лучший контроль импульсивности, психопрофилактика вегето-сосудистой дистонии и психосоматических расстройств. В этом направлении существуют многочисленные разработки, доказавшие свою полезность. Эффективность аутотренинга при коррекции тревожно-депрессивных состояний и переутомлений оценивается как достигающая 80% успешности. Чрезвычайно целесообразно также проведение занятий по обучению психомышечной саморегуляции в условиях сенсорной комнаты (СК).
 
Преимущества объединения обучения психомышечной саморегуляции с условиями СК можно определить тем, что Сенсорная комната своей изолированностью, необычностью обстановки естественным образом создает соответствующий настрой релаксации, ухода от стрессовых стимулов внешнего мира.
 
Положительные эмоции являются мощным антистрессовым фактором, считается, что периоды эмоционального напряжения у человека даже в самых острых ситуациях не опасны для здоровья, если они завершаются периодами активного отдыха, расслабления, сопровождаются положительными эмоциональными ощущениями.
Волшебный мир сенсорной комнаты не оставит равнодушным того, кто хоть раз побывал в ней. Оптимальное комплексное воздействие на все органы чувств и нервную систему человека, очарование «живой сказки», создающее радостное настроение и ощущение полной безопасности – все это позволяет говорить об уникальности и ценности сенсорной комнаты для людей.
Цель программы: создание благоприятного психоэмоционального климата в семьях, воспитывающих детей с особенностями развития.
Задачи программы:
  • снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, достижение состояния релаксации и душевного равновесия;
  • активация различных функций центральной нервной системы за счет создания обогащенной мультисенсорной среды;
  • стимуляция ослабленных сенсорных функций (зрение, осязание, слух и т.д.);
  • оздание положительного эмоционального фона.
Методы работы в сенсорной комнате
  • дыхательные упражнения;
  • релаксационные упражнения;
  • беседы;
  • наблюдения;
  • аромотерапия и музыкотерапия.
Возраст, на который рассчитана программа:  взрослые.
Продолжительность программы: 12 занятий (из которых первое и последнее диагностические).
Формы занятий: индивидуально или в группе (не более 4 человек).
Продолжительность занятий  для взрослых 45 минут.
Ожидаемые результаты:
  • снижение уровня психоэмоционального напряжения;
  • развитие сенсорной чувствительности;
  • гармонизация эмоциональной сферы;
  • общее укрепление организма.
Оценка эффективности работы
Эффективность работы отслеживается по данным психологической диагностики (Тест Люшера), проводимой перед началом и по завершении курса.
 
Занятия со взрослыми условно делятся на 3 блока:
 
1. Успокаивающий, в процессе которого используется вербально-музыкальная психокоррекция с целью снятия психического напряжения. Взрослый располагается на мягком пуфе. Затем ему предлагаются зрительные стимулы, направленные на снятие тревожности и создание позитивных установок на последующие занятия.
 
2. Релаксационный, целью которого является обучение релаксирующим упражнениям на вызывание тепла, на регуляцию дыхания, ритма и частоты сердечных сокращений. Упражнения выполняются под функциональную музыку.
 
3. Восстанавливающий — после достижения релаксации под определенную музыку взрослые выполняют специальные упражнения, направленные на коррекцию настроения, на развитие коммуникативных навыков, перцептивных процессов и т.д. Здесь используются элементы психогимнастики.
Вариантом подобных упражнений могут стать упражнения на развитие зрительной, тактильной и слуховой чувствительности.
Литература:
  1. Дети «группы риска» Основы коррекционной и диагностической деятельности психолога. Под ред. Волосовец Т.В., Кутеповой Е.Н. М. 2007 г.
  2. Панфилова М.А. Игротерапия общения. М. 2005 г.
  3. Сенсорные комнаты «Снузлин». Сборник статей и методических рекомендаций. М. 2001 г.
  4. Титарь А.И. Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате. М. 2008 г.
  5. «Сенсорная комната – волшебный мир здоровья» Учебно-методическое пособие под общей редакцией В.Л. Жевнерова
  6. Брусиловский Л.С. Музыкотерапия, в 51Н.: “Руководство по психотерапии”, Ташкент, 1979.
Поделиться: