Пол Айзекс описывает некоторые из основных сенсорных трудностей, с которыми сталкиваются люди с аутизмом, и как они влияют на его повседневную жизнь
Я был невербальным ребёнком - не владел речью лет до семи-восьми. В 2010 году в возрасте 24-х лет мне диагностировали аутизм.
С каждым днём всё более широко признается, что аутичные дети и взрослые сталкиваются с проблемами сенсорной и информационной обработки. Ниже приводится краткая информация о некоторых из этих проблем и как они затронули и меня. Это важная информация для педагогов, потому что дети-аутисты не могут обучаться, если вызванные особенностями сенсорной обработки проблемы оцениваются ненадлежащим образом и неверно.
Визуальная обработка (зрение)
Ограничение зрительного поля только одним объектом (симультанная агнозия)
У некоторых людей в спектре аутизма есть неспособность к обобщению изображения, несмотря на то что они воспринимают одновременно разные части визуальной информации. В детстве я зацикливался на частях вещей, не понимая и не обрабатывая всю картину. Например, моя мама с ужасом обнаружила меня, таскающего кошку за хвост. А мне казалось, что я взял мягкий и пушистый предмет, с которым всё в порядке.
Предметная слепота (предметная агнозия)
Осознание только через визуальное восприятие тоже может быть проблемным, часто приходится задействовать и другие органы чувств. Меня можно назвать сенсорным исследователем. В детстве мне требовалось нюхать, касаться, тереть, лизать и брать на язык вещи, чтобы достоверно оценить их форму, размер и другие параметры. И это работало и для предметов, и для людей. Я снимал свою обувь, чтобы чувствовать землю. Я лизал руку, чтобы сделать мою ладонь чувствительной и получить понимание того, какие предметы и вещи находятся в моём поле зрения.
Лицевая слепота (прозопагнозия)
Распознавание лиц тоже может оказаться проблемой для людей с аутизмом. Для меня лицо является сложной частью визуальной информации, похожей на пазлы, кажется, что оно содержит бесконечное количество информации, которую требуется принять в один момент. Я пытаюсь вспоминать голос как отпечаток, чтобы запоминать людей. Знаю одного аутичного парня, который запоминает прическу и цвет волос для того, чтобы различать людей, но это работает до тех пор, пока их не изменят. Еще я знаю одного ученика, который принял двух разных учителей за одного человека только потому, что оба носили одинаковые очки.
Слепота понимания (оптическая буквенная агнозия)
Этот вид агнозии может ввести в заблуждение наблюдающего за аутичным человеком. Некоторые люди в спектре аутизма могут озвучить или прочитать информацию, и это выглядит так, будто они понимают проговариваемое или читаемое. Я считаю, что это может быть одной из форм письменной эхолалии. В общем, информация для меня представляет проблему. Я могу долго читать (и озвучить), но мало что усвою из текста, возможно, и не усвою ничего. Еще мне требуется помощь с понимаем смысла анкет и брошюр.
Аудиальная обработка (слух)
Глухота к смыслу звуков окружающей среды (простая слуховая агнозия)
Некоторые люди в спектре аутизма имеют трудности с осмыслением и определением происхождения слуховых стимулов, даже если они неоднократно слышали эти звуки. Смысл звуков не обрабатывается и не понимается. Часто это очень пугает. Даже мне, взрослому человеку, когда я слышу шум, простое словесное напоминание, например "шум от грузовика, дающего задний ход", помогает как с обработкой слуховой информации, так и справиться с тревогой. А уж детям формулировка "прозвенел звонок - пора идти домой" очень поможет справиться с этой трудностью.
Глухота к смыслу речи (слухоречевая агнозия)
Проблема может быть и с пониманием смысла при речевом общении. Когда моя способность к обработке речи снижается, я могу различить первые несколько слов, а затем возникает мешанина звуков. Чтобы помочь аутичным детям понять вас, используйте короткие и четкие предложения без социальных нюансов и пространных объяснений.
Тональная глухота (тональная агнозия)
Некоторые люди в спектре аутизма не улавливают тон, интонацию или выражение голосом того, на чём следует сделать упор. Варьирование голосом часто подразумевает подтекст, который аутичный ребёнок полностью пропустит, потому что не услышит выделение интонацией или смену тона. Говорите ему четко и конкретно то, что имеете в виду. Одного аутичного ребёнка сочли непослушным, потому что он стал разговаривать с Дэвидом после того, как ему велели прекратить разговоры с Беном. Он просто не понял подтекст по интонации, а нужно было вообще замолчать.
Звуковая "каша"/звуковая перегрузка
Фильтрация звуковой информации для некоторых аутичных людей невозможна, а для других - это болезненный опыт. Прогуливаясь по оживленной улице, я могу четко слышать каждый разговор, я не в состоянии сосредоточиться на беседе с обращающимся ко мне человеком. С годами эта проблема усугубилась, стало хуже чем в школе.
Обонятельная (запах) обработка
Чрезмерная чувствительность обоняния (гиперосмия)
Обостренное чувство обоняния может создавать проблемы для людей с аутизмом, вызывая серьёзные физические реакции - такие как тошнота и рвота. Тем не менее я знаю женщину, которая пользуется собственным обостренным обонянием для успокоения во время стресса и тревоги, нюхая надушенный шарф. Также она использует запахи, чтобы помочь себе вспомнить вещи и людей.
Потеря обоняния (аносмия)
У некоторых людей из спектра аутизма вообще нет обоняния. Знаю один случай, когда у человека спросили, нравится ли ему запах конкретного парфюма, а он ответил, что не чувствует, но когда попробовал, то сказал, что на вкус как клубника.
Вестибулярная обработка (равновесие и координация движений)
Восприятие глубины (дифференциальное восприятие расстояния)
Проблемы с равновесием тела и координацией распространены среди всех людей с аутизмом. Они изо всех сил стараются понять взаимосвязи отдельных частей тела и соотнести своё положение с окружающим пространством. Это подразумевает возможность несчастных случаев в школе, например оступаться на лестницах или не понять, как далеко находится стол. Визуальные эффекты при этом могут быть очень страшными; например, если ко мне летит мяч, я вижу только то, что он становится всё больше, и я не осознаю, что он становится всё ближе именно потому, что он визуально увеличивается.
Обработка восприятия боли
Пониженная болевая чувствительность (анальгезия)
Помню, как вывихнул руку и чуть не выбил себе зуб, но при этом не было ощущения боли. Случалось, что я пил кипящие напитки, от чего образовывались волдыри, и принимал ванну с водой столь высокой температуры, что возникали перегрев, головокружение и тошнота.
Важно признать наличие трудностей обработки сенсорной информации у детей аутистического спектра и последствия для школьной среды. Можно ввести целесообразные формы поддержки для уменьшения воздействия проблем сенсорного восприятия на детей в школе, но сперва нужно понять, как повлияет каждая из них на конкретного ребёнка.
Пол Айзекс работает в Оксфордском проекте поддержки трудоустройства людей с аутизмом в составе команды аутичных мужчин и женщин, подготавливающей специалистов для сферы здравоохранения, социальной помощи и уголовного правосудия. Он также работает в качестве консультанта и докладчика в www.autismoxford.org.uk.
Пол хотел бы отметить работу Донны Уильямс за терминологию, используемую в данной статье.
Перевод текста "Sensory issues and autism: an insider’s guide".