Говорю и слышу...
Человеческий слух капризен. Он значительно капризнее, чем многие думают. Сложившийся "сидячий" порядок в жизни - дома и на работе, насыщенная жирами еда, употребление спиртных напитков, курение, способствуя опасному увеличению холестерина в крови, не щадят кровообращение, в том числе и в области, прилегающей к уху, что влечет за собой развитие тугоухости. Болезни, да и просто возрастные изменения в организме ухудшают слух. Причем правое ухо страдает больше левого. Ухудшение слуха провоцируют развивающиеся сердечно-сосудистые недомогания, диабет. Врачебная статистика утверждает: потери слуха более свойственны людям, имеющим первую группу крови. У молодых людей, отличающихся избыточным весом, в возрасте старше 25 лет риск тугоухости увеличивается вдвое. У женщин независимо от группы крови ухудшение слуха встречается в 2-3 раза чаще, чем у мужчин. Не правда ли, не слишком оптимистичная перспектива?
Диапазон звуков, слышимых ухом как мужчин, так и женщин в цветущем возрасте, простирается от 16 до 18 000-20 000 Гц (колебаний в секунду). Чтобы слышать и понимать речь, уху требуется поддиапазон от 60 до 6000 Гц. Однако речевой аппарат способен произносить звуки в еще более узких пределах: у мужчин - в границах частот от 80 до 150 Гц, у женщин - от 120 до 400.
Расширенный речевой диапазон (от 60 до 6000 Гц) необходим потому, что речь представляет собой сложные (непериодические и нелинейные) сигналы, которые помимо основных тонов содержат еще много кратных им по частоте гармоник. Да и не всегда человек только разговаривает и слышит разговоры - он еще и поет, слушает музыку, голоса природы, наконец. Верхние звуковые пределы оперных голосов составляют примерно: 125-575 Гц - тенор, 260-1400 Гц - колоратурное сопрано. Для того чтобы в полной мере ощутить все разнообразие звуков оркестровых инструментов, а также их окраску, от уха требуется воспринять полосу частот, превышающую 6000 Гц - верхний предел названного речевого поддиапазона.
В возрасте близком к 40-50 годам у большинства людей частотный диапазон слуха сужен до 7000-8000 Гц. Специалисты по охране труда и психологи считают его достаточным для выполнения множества обязанностей на работе и дома. Вроде бы больше и не надо. Однако ученые-аудиологи не согласны с этим. Они предполагают, что частотные ограничения аппарата слуха ослабляют жизненный тонус, понижают интерес к окружающему миру. Если вы слышите в ночной тишине тиканье ходиков или будильника, это еще не означает, что ваш слух хорош. Хорошо, когда ночью слышно тиканье ручных механических часов с расстояния 6 м. Ориентировочно можно считать, что это нижний предел слышимости, для большинства людей недосягаемый.
Статистика США и европейских стран свидетельствует о том, что примерно 16% ведущих здоровый образ жизни людей сохраняют хороший слух в возрасте до 60 лет, а 12% - до 70.
"Музыка лечит душу"
Слова "музыка лечит душу" можно было прочитать на корпусах музыкальных инструментов, сделанных средневековыми итальянскими мастерами. Великие мыслители, ученые и поэты древности - от Гомера до Авиценны - оставили нам свидетельства того, какую важную роль играла музыка в жизни народов того времени, и ее лечебного воздействия.
В XIX веке в Европе после того, как знаменитый французский врач-психиатр Ж. Д. Эскироль (1772-1840) провел опыты по применению музыкальной терапии для лечения душевнобольных, она, то есть музыкальная терапия, получила довольно широкое распространение в клиниках. Благодаря трудам знаменитых физиологов, неврологов и психиатров И. М. Сеченова, И. М. Догеля, И. Р. Тарханова, В. М. Бехтерева музыкальная терапия нашла применение и в России.
Интерес к лечению музыкой возобновился после Второй мировой войны. Так, в 1950 году в США была организована Национальная ассоциация музыкальной терапии (МТ), в 1975 году появился Центр МТ в Лондоне, в 1985 году в Германии при университете Виттен-Хердекс (земля Рейн-Вестфалия) заработал институт МТ. В Москве в 1997 году открылась Международная академия интегративной музыкотерапии. В настоящее время во многих развитых странах по направлению МТ готовят специалистов учебные заведения, издаются журналы, проводятся внутренние и международные конференции.
Отец современной звуковой терапии
В начале 1950-х годов во Франции талантливый исследователь, врач-фониатр и оториноларинголог А. Томатис (Alfred Tomatis) предложил рассматривать орган слуха как генератор, возбуждаемый приходящими извне звуковыми колебаниями и заряжающий энергией мозг, а через него весь организм. Он предположил, а в последующем и доказал, что мозг человека, у которого орган слуха "глух" на частотах выше 7-8 кГц или имеющий выраженные недомогания (например, потерю чувствительности и др.), склонен к некоторой потере взаимодействия с внешним миром, деградации и, следовательно, к потерям энергетики. Говоря по-другому, мозг не может компенсировать уменьшение информативности поступающих через ухо сигналов, а посему сокращает объем выполняемых операций, косвенно оказывающих воздействие и на самочувствие, и на другие внутренние органы тела. Было заявлено еще, что "недомогающее" ухо оказывает неблагоприятное влияние на сознание и подсознание.
На основе проведенных исследований Томатис пришел также к заключению, что голосовой и слуховой аппараты неразрывно связаны между собой. С годами у людей голос тускнеет и теряет чистоту потому, что ухудшается способность слышать и воспроизводить высокие частоты; у пожилых мужчин и женщин с нарушениями слуха голос становится дребезжащим.
В 1960-х - 1970-х годах Томатису удалось выяснить, что внутреннее ухо взрослого человека сохраняет способность к регенерации, а слуховые центры полушарий головного мозга проявляют пластичность, означающую готовность к налаживанию утраченной функции, то есть к восстановлению стимулирования клеток мозга электрическими импульсами, приходящими по нервным волокнам из улитки внутреннего уха. (см. "Наука и жизнь" № 10, 2006 г.). Более того, стало понятно, что и здоровое ухо с некоторыми отклонениями в слухе совместно с мозгом восприимчиво к расширению качественных характеристик, изначально заданных ему от рождения.
Томатис предложил лечить и корректировать нарушения слуха путем передачи в ухо внешних звуковых раздражителей от электроакустических вещателей. Он установил, что основные тоны (в интервале от 3000 до 8000 Гц) активизируют воображение, творческую активность, улучшают память, а среднечастотные (750-3000 Гц) уравновешивают мышечное напряжение, вносят успокоение.
Томатис пришел к выводу, что музыка обладает поистине мистической силой. Для реализации своих идей в области звуковой терапии он предложил использовать радиоаппаратуру, чтобы транслировать больному классическую музыку, содержащую высокочастотные звуки и гармоники таких инструментов, как скрипка, флейта, арфа, фортепьяно, кларнет и др. Из композиторов он особо выделил В. А. Моцарта. По мнению Томатиса, тональный звуковой ряд у Моцарта близок к тембральным окраскам человеческого голоса. Кроме того, в своих сочинениях композитор свободно использовал плавные тридцатисекундные переходы от "forte" (громко) к "piano" (тихо), совпадающие с биоритмами в полушариях головного мозга.
Подобными музыке Моцарта были признаны григорианские песнопения, а также произведения И.-С. Баха, А. Вивальди, Г. Генделя, П. И. Чайковского, Ф. Шопена, Ф. Шуберта, Р. Шумана. Было подмечено, что оркестровые и камерные сочинения перечисленных композиторов, исполняемые в темпе один такт в секунду, оптимальны для музыкальной терапии.
Разработанная программа лечения предусматривала 20 или 40 посещений студии музыкальной терапии с двухчасовыми прослушиваниями рекомендованных "концертов". Новаторский подход в работе с пациентами заключался еще в том, что им разрешали заниматься лечением на дому с предварительной консультацией в стационаре. Больные могли по собственным ощущениям изменять время проигрывания лечебных мелодий, подбирать их по собственному вкусу.
Чудесный метод восстановления слуха с помощью коррекции функции собственного уха быстро получил признание и широкую известность. Методику проверяли в нейрофизиологических центрах медицинских академий и университетов разных стран, и повсюду она встречала одобрение. Через короткое время Томатису пришлось расширить клинику в Париже и пригласить помощников для приема увеличившегося потока пациентов. В дальнейшем институты и центры Томатиса открылись в крупных городах многих экономически развитых стран. Биографы Томатиса утверждают, что за время пятидесятилетней работы лично у него побывало на приеме около 100 000 пациентов. Звуковые "внушения", выправление слуха и дикции получили у него известные актеры Ф. Барди, Ж. Депардье и др. Помощники и близкие стали называть Томатиса "маэстро Моцарт" или "Эйнштейн звука".
Для практической реализации лечебного метода широко использовалась домашняя звуковая аппаратура: стационарные стереосистемы, музыкальные центры, радиолы и магнитолы, а также портативные аудиоплееры с выходом на громкоговоритель или головные телефоны. Лучшими наушниками считаются те, что имеют большие амбушюры. Воздушный объем внутри них, демпфируя звук, защищает ухо от неожиданных громких звуковых всплесков. Вся эта аппаратура и методика, используемая в лечебных целях, оказывают благотворное влияние и на совершенно здорового человека, слушающего музыку. Погружаться в слушание рекомендуется, выключив яркое освещение. Сочетание звука с телевизионным изображением, например прослушивание и просмотр оперного спектакля, может способствовать не только совместному лечебному регулированию функции уха и мозга, но и большему проникновению в музыкальное произведение.
В утробе со стереомузыкой
Еще одно достижение, названное специалистами феноменальным, принадлежит Томатису в области педиатрии - лечение музыкой детей в утробе матери. Томатис провел исследование и доказал, что ухо еще не родившегося ребенка начинает слышать звуки извне по прошествии 4,5 месяца после зачатия. Чтобы повысить интеллект ребенка и привить ему интерес к музыке на самом раннем этапе развития, Томатис предложил проводить музыкальные сеансы для будущих мам как в специально оборудованной клинике, так и в домашних условиях. Музыкальные произведения он рекомендовал те же, что и для взрослых, - классическую музыку (однако без резких перепадов громкости), а также детские колыбельные песни.
Обобщив результаты тридцатилетних научных исследований и практики, Томатис в 1991 году выпустил книгу "Pourqoui Mozart?" ("Почему Моцарт?"). Пересказал ее и популяризировал метод Томатиса в 1997 году в книге "The Mozart effect" американский просветитель в области МТ Дон Кемпбелл (на русском языке книга "Эффект Моцарта" в переводе с английского вышла в 1999 году в белорусском издательстве "Попурри").
Специалисты провели множество инновационных исследований по проверке положительного влияния классической музыки (в частности, сочинений Моцарта) на различные аспекты жизни, помимо лечебной и театрально-концертной деятельности. Разработаны музыкальные программы из произведений для скрипки или фортепьяно с оркестром, симфоний, сонат, вокальных партий и др. Установлено, что такое музыкальное воздействие (эпизодическое, периодическое, фоновое) на человека повышает успеваемость в учебе, уменьшает количество ошибок при подготовке сложных текстов и редактировании их, повышает производительность труда.
Диапазон голоса перуанской певицы Имы Сумак почти в пять октав простирался от звука "си" большой октавы (123,5 Гц) до "ля" четвертой октавы (3520 Гц).
Благотворное влияние звуков высокой частоты. Великий физик А. Эйнштейн посвящал свободное время игре на скрипке
.
Герой детективных рассказов А. Конан Дойла знаменитый сыщик Шерлок Холмс прекрасно играл на скрипке и удостоился чести попасть в Музей восковых фигур мадам Тюссо с инструментом в руках
.
Первопроходец фонотерапии Альфред Томатис (1920-2001).
Положение плода в утробе беременной женщины (а) и специальная одежда с аудиоплеером и динамиками для передачи музыки будущему малышу (б).
Аудиоплеер на животе беременной женщины: а - моно; б - стеро
.
В родильном доме младенцы слушают Моцарта
.
Для домашнего музыкального театра пока еще не предложено ничего лучшего, чем "классическое" стерео.
Подробнее см.: http://www.nkj.ru (Наука и жизнь, Поликлиника в ухе)