Вы здесь

Нарушения сенсорной интеграции

Заметили, что ребенок странно реагирует на некотрые звуки, прикосновения, бытовые процедуры?
 
Например, агрессивен при приближении к нему, боится качаться на качелях, не позволяет стричь себе ногти, пугается даже негромких звуков, не принимает новую еду и одежду.
 
Такие явления встречаются в практике специалистов – педагогов и психологов. Эти “побочные эффекты” поведения связаны с тем, что у ребенка нарушена сенсорная интеграция – способность адекватно воспринимать окружающие явления и раздражители. Именно от этого свойства зависит правильная социальная адаптация человека и его способность гармонично взаимодействовать со всем окружающим - в том числе способность к обучению.
 
Как это работает?
В мозг от органов чувств поступает огромное количество информации. Если нервная система развивается нормально (хорошо работает система проведения информации в мозг, ее организации и отбора), то и сенсорная интеграция устроена правильно. А это значит, развитие двигательных навыков, речи и поведения ребенка не заставляет себя ждать.
 
При нарушении органов нервной системы и/или чувствительных органов процесс сенсорной интеграции дает сбои: внешняя информация перерабатывается недостаточно эффективно, возникают затруднения в овладении бытовыми навыками, медленно или недостаточно развиваются чувства и мысли, способность общаться и обучаться.
 
Признаки нарушений сенсорной интеграции
  • ребенок слишком или недостаточно чувствителен к прикосновениям, свету, звукам или движению
  • ребенок избегает прикосновений с определенными фактурами и консистенциями: например, песком, кашей, пластилином
  • у ребенка есть проблемы с моторикой: не может использовать столовые приборы, ножницы, письменные принадлежности
  • ребенок испытывает трудности в обучении письму, чтению (в частности, пропускает буквы и слоги), езде на велосипеде и выполнении инструкций в целом
  • ребенок не различает правую и левую сторону
  • ребенок вспыльчив, нетерпелив и избегает социальных контактов
  • ребенок недостаточно или слишком двигательно активен, у него расстройства мышечного тонуса, плохая координация движений (неуклюжесть)
  • ребенку трудно концентрироваться, он импульсивен или быстро утомляется
  • у ребенка задержка развития речи и двигательного развития
Как помочь ребенку с нарушениями сенсорной интеграции?
Прежде всего, постараться понять ребенка: чем именно обусловлено болезненное восприятие окружающего? Мы расскажем о трех взаимно дополняющих причинах и их проявлениях:
 
Он не справляется с “требованиями” и свойствами окружающей среды
  • чрезмерность внешних воздействий: “слишком быстро, ярко, громко, быстро”
  • он не понимает ситуацию и других людей: “что происходит?”, “что они имеют в виду?”
  • ему трудно принимать решения: “что мне делать?”, “как мне на это реагировать?”
У него ослабленная, хрупкая нервная система
  • слишком острая реакция на внешние воздействия
  • плохое восприятие информации
  • недостаточное для понимания происходящего взаимодействие областей мозга
  • проблемы с логическим мышлением
  • быстрая утомляемость
  • плохое пищеварение и ослабленная имунная система
Избыточные стрессы
  • повышенный уровень гормонов стресса
  • ощущение запутанности и разбитости
  • чувство разочарования, тревожность, паника
  • сниженный уровень процесса мышления и способности регулировать эмоции
Поняв причину нарушения сенсорной интеграции, постарайтесь уменьшить действие тех раздражителей, которые ребенок плохо переносит, и "подавайте" ему их дозированно через игру. Здесь действует принцип функциональной диеты – только не из продуктов, а из игр, процедур и занятий.
 
Целебная активность
Приведем несколько базовых видов активности, которые могут комбинироваться в зависимости от конкретного проявления сенсорной дезинтеграции.
  • игры: пальчиковые, с мячом, с макаронами (сырыми и вареными), с воздушным шаром. Про пальчиковые игры читайте здесь.
  • ходьба и танцы: назад и вперед относительно других людей и объектов, в разных стилях – тяжелой и легкой походкой, с разной скоростью.
  • прыжки: на батуте, в высоту, в ширину
  • работа с предметами: сортировка по направлениям (лево - право) по принципу тяжести, цвета, размера; таскание вверх-вниз. Читайте здесь про игры с пирамидкой
  • рисование: толстых и тонких линий, толстым и тонким предметов (карандаш, маркер, мел)
  • работа с глиной, тестом, песком. Например, набирать песок в разные по объему ведерки, чтобы почувстовать разный вес. Про игры с песком читайте здесь
  • качание на качелях, качание ногой
  • работа с собственным телом: принятие разных форм – свернуться в калачик, выпрямиться как палка, имитация животных
  • расслабление под музыку, пение с ритмичными движениями
Общие рекомендации
  • Работа должна быть комбинированной: сочетайте игровую активность, массаж, логопедическую и/или психологическую работу.
  • Слишком сильные стимулы, особенно связанные с прикосновениями, нужно применять в умеренном количестве, но регулярно.
  • Прислушивайтесь к ребенку, не перегружайте его и внимательно следите за появленияем улучшений и сменой настроений – в зависимости от этого регулируйте нагрузку.
  • Приготовьтесь к плановой и, возможно, долгосрочной терапии. Но результат не заставит себя ждать: уже через год поведение вашего ребенка может кардинально измениться: он станет жизнерадостным, общительным и активным.
  • http://belikcenter.ru/
Поделиться: