Заметили, что ребенок странно реагирует на некотрые звуки, прикосновения, бытовые процедуры?
Например, агрессивен при приближении к нему, боится качаться на качелях, не позволяет стричь себе ногти, пугается даже негромких звуков, не принимает новую еду и одежду.
Такие явления встречаются в практике специалистов – педагогов и психологов. Эти “побочные эффекты” поведения связаны с тем, что у ребенка нарушена сенсорная интеграция – способность адекватно воспринимать окружающие явления и раздражители. Именно от этого свойства зависит правильная социальная адаптация человека и его способность гармонично взаимодействовать со всем окружающим - в том числе способность к обучению.
Как это работает?
В мозг от органов чувств поступает огромное количество информации. Если нервная система развивается нормально (хорошо работает система проведения информации в мозг, ее организации и отбора), то и сенсорная интеграция устроена правильно. А это значит, развитие двигательных навыков, речи и поведения ребенка не заставляет себя ждать.
При нарушении органов нервной системы и/или чувствительных органов процесс сенсорной интеграции дает сбои: внешняя информация перерабатывается недостаточно эффективно, возникают затруднения в овладении бытовыми навыками, медленно или недостаточно развиваются чувства и мысли, способность общаться и обучаться.
Признаки нарушений сенсорной интеграции
-
ребенок слишком или недостаточно чувствителен к прикосновениям, свету, звукам или движению
-
ребенок избегает прикосновений с определенными фактурами и консистенциями: например, песком, кашей, пластилином
-
у ребенка есть проблемы с моторикой: не может использовать столовые приборы, ножницы, письменные принадлежности
-
ребенок испытывает трудности в обучении письму, чтению (в частности, пропускает буквы и слоги), езде на велосипеде и выполнении инструкций в целом
-
ребенок не различает правую и левую сторону
-
ребенок вспыльчив, нетерпелив и избегает социальных контактов
-
ребенок недостаточно или слишком двигательно активен, у него расстройства мышечного тонуса, плохая координация движений (неуклюжесть)
-
ребенку трудно концентрироваться, он импульсивен или быстро утомляется
-
у ребенка задержка развития речи и двигательного развития
Как помочь ребенку с нарушениями сенсорной интеграции?
Прежде всего, постараться понять ребенка: чем именно обусловлено болезненное восприятие окружающего? Мы расскажем о трех взаимно дополняющих причинах и их проявлениях:
Он не справляется с “требованиями” и свойствами окружающей среды
-
чрезмерность внешних воздействий: “слишком быстро, ярко, громко, быстро”
-
он не понимает ситуацию и других людей: “что происходит?”, “что они имеют в виду?”
-
ему трудно принимать решения: “что мне делать?”, “как мне на это реагировать?”
У него ослабленная, хрупкая нервная система
-
слишком острая реакция на внешние воздействия
-
плохое восприятие информации
-
недостаточное для понимания происходящего взаимодействие областей мозга
-
проблемы с логическим мышлением
-
быстрая утомляемость
-
плохое пищеварение и ослабленная имунная система
Избыточные стрессы
-
повышенный уровень гормонов стресса
-
ощущение запутанности и разбитости
-
чувство разочарования, тревожность, паника
-
сниженный уровень процесса мышления и способности регулировать эмоции
Поняв причину нарушения сенсорной интеграции, постарайтесь уменьшить действие тех раздражителей, которые ребенок плохо переносит, и "подавайте" ему их дозированно через игру. Здесь действует принцип функциональной диеты – только не из продуктов, а из игр, процедур и занятий.
Целебная активность
Приведем несколько базовых видов активности, которые могут комбинироваться в зависимости от конкретного проявления сенсорной дезинтеграции.
-
игры: пальчиковые, с мячом, с макаронами (сырыми и вареными), с воздушным шаром. Про пальчиковые игры читайте здесь.
-
ходьба и танцы: назад и вперед относительно других людей и объектов, в разных стилях – тяжелой и легкой походкой, с разной скоростью.
-
прыжки: на батуте, в высоту, в ширину
-
работа с предметами: сортировка по направлениям (лево - право) по принципу тяжести, цвета, размера; таскание вверх-вниз. Читайте здесь про игры с пирамидкой
-
рисование: толстых и тонких линий, толстым и тонким предметов (карандаш, маркер, мел)
-
работа с глиной, тестом, песком. Например, набирать песок в разные по объему ведерки, чтобы почувстовать разный вес. Про игры с песком читайте здесь
-
качание на качелях, качание ногой
-
работа с собственным телом: принятие разных форм – свернуться в калачик, выпрямиться как палка, имитация животных
-
расслабление под музыку, пение с ритмичными движениями
Общие рекомендации
-
Работа должна быть комбинированной: сочетайте игровую активность, массаж, логопедическую и/или психологическую работу.
-
Слишком сильные стимулы, особенно связанные с прикосновениями, нужно применять в умеренном количестве, но регулярно.
-
Прислушивайтесь к ребенку, не перегружайте его и внимательно следите за появленияем улучшений и сменой настроений – в зависимости от этого регулируйте нагрузку.
-
Приготовьтесь к плановой и, возможно, долгосрочной терапии. Но результат не заставит себя ждать: уже через год поведение вашего ребенка может кардинально измениться: он станет жизнерадостным, общительным и активным.
- http://belikcenter.ru/