by Ann Logsdon
Ann Logston - школьный психолог, специализирующийся на оказании помощи учителям и родителям детей с особыми образовательными потребностями и отклонениями в развитии.
Воспитание ребенка с проблемами сенсорной интеграции может быть сложной задачей, но также дает возможность приобрести очень полезный опыт. Эти советы могут помочь:
-
Дети с проблемами сенсорной интеграции будут действовать по-другому, чем действуют обычные дети. Вам необходимо будет изучать нестандартные и разнообразные способы, чтобы помочь вашему ребенку.
-
-
По мере того, как ваш ребенок с сенсорными проблемами растет и развивается, он будет в состоянии все лучше контролировать свое поведение в школе, но в тоже время может полностью потерять контроль над собой дома (сенсорный срыв), из-за усталости, которая накапливается от необходимости быть "собранным" весь день в школе.
-
-
По мере того, как ваш ребенок становится старше, для него может становиться более сложным вступать в социальные отношения. Поймите, что ваш ребенок может нуждаться в меньших дозах социальных взаимодействий, чем другие дети. Потребность в уединении не должна рассматриваться как проблема.
-
-
Договоритесь с вашим ребенком относительно недопустимого поведения. Определите структурированные, непротиворечивые (однозначные) правила, которые будут помогать ему контролировать свое поведение. Не реагируйте на агрессию, бросание вещей, вопли даже тогда, когда вам это трудно.
-
-
Не стыдитесь особых потребностей вашего ребенка. Будьте откровенны с другими людьми о проблемах, с которыми сталкивается ваш ребенок. Некоторые люди будут критично настроены, т.к. они считают себя всегда правыми, независимо от того, есть у вашего ребенка особые потребности или нет. Так вы узнаете, кого стоит избегать. Однако, к счастью, многие люди имеют личный опыт общения с друзьями или членами семей, в которых есть похожие проблемы, и будут понимать ситуацию, с которой вы пытаетесь справиться.
-
-
Поиск группы поддержки родителей и семей, воспитывающих детей с расстройствами сенсорной интеграции, может оказаться полезным.
-
-
Знайте, что многие учителя будут более чем хотеть поработать с вами, чтобы выбрать лучшие методы обучения вашего ребенка. Эти специалисты будут выражать готовность произвести в их учебном классе изменения, способствующие обучению вашего ребенка. Они будут приветствовать ваше понимание того, какими способами можно лучше управлять поведением вашего ребенка и захотят узнать о его индивидуальных особенностях и интересах. Они будут заинтересованы в разработке эффективных методик, для того чтобы общаться с вашим ребенком.
-
-
Сказанное не означает, что каждый педагог будет принимать вашего ребенка и относиться к нему доброжелательно. Когда такое случается, заручитесь поддержкой школьного консультанта, руководителя или директора специального образования, чтобы получить для вашего ребенка ту помощь, в которой он нуждается.
-
-
Составьте распорядок дня. Последовательность дел на каждый день поможет ребенку знать, что его ожидает, и может помочь ему соответствовать вашим ожиданиям. Упорядочение повседневных рутин может стать успокаивающим фактором для ребенка с сенсорными проблемами и может помочь ему контролировать свое поведение.
-
-
Осознайте, что собранность в течение целого дня в школе физически и морально истощает вашего ребенка. Поговорите с учителем об уменьшении объема домашней работы, если это необходимо. Внесите в расписание вашего ребенка немного свободного времени после школы, чтобы позволить ему успокоиться, прежде чем начать домашнюю работу.
-
-
Поддерживайте доброжелательные отношения с учителями вашего ребенка. Будьте волонтером. Оказывайте школе помощь, когда можете.
-
-
Если то, что беспокоит вашего ребенка, серьезно затрагивает его способность участвовать в стандартной деятельности, вы можете рассмотреть возможность взвешенно обсудить лечение с детским доктором.
-
-
Необходимо, чтобы оценку развития вашего ребенка дал специалист ОТ, знакомый с проблемами сенсорной интеграции. Специалист ОТ может определить способы помочь вашему ребенку учиться, способы помочь ему справиться с проблемой, и наметить практические стратегии для использования дома и в школе, чтобы помочь контролировать обучение и поведение.
-
-
Может оказаться полезным, чтобы специалист ОТ встретился с учителем вашего ребенка, чтобы поделиться информацией по части сенсорной интеграции, что это такое и как с этим справляться.
-
-
Помните, что как родитель, вы не являетесь источником проблем сенсорной интеграции вашего ребенка, и вы не должны себя винить.
-
-
Если занятия в школе проводятся в разных классах, проследите, может ли школа поручить своему сотруднику помочь вашему ребенку переходить в другой класс до того, как другие ученики будут отпущены в коридоры. Шум и толкотня в коридорах могут очень беспокоить ребенка с проблемами сенсорной интеграции.
-
-
Старшие дети с проблемами сенсорной интеграции могут извлечь пользу от изучения техник, помогающих контролировать стрессовые состояния.
-
-
Сообщите сотрудникам школы, если ваш ребенок чрезмерно чувствителен к определенным звукам, запахам или прикосновениям. Это может помочь предотвратить проблемы.
-
-
Разработайте план действий, которые помогут вашему ребенку справляться с гневом. Отведите безопасное для него место дома и в школе, куда он мог бы уединиться из "взрывоопасных" ситуаций и остыть.
Автор: Ann Logsdon
Перевод С. Архиповой, АКМЕ г. Москва - для Ассоциации специалистов сенсорной интеграции
Редактор Жеглова Е.К.