AUTISM DISCUSSION PAGE by Bill Nason
ПЕРЕВОД Любовь Бородина
Зоны комфорта - это места, где ребенок чувствует себя в безопасности, тревога в них минимальна. Это зоны знакомого, ожидаемого и контролируемого, в которых ребенок защищен от хаотичного, пугающего мира вокруг. Они минимизируют неопределенность и тревогу. Часто они включают в себя ригидные ритуалы. Ребенок может изо всех сил сопротивляться попыткам вытащить его хоть на шаг из этих зон. Выход из зон комфорта обычно приводит в сильнейшей тревоге.
Несмотря на то, что зон комфорта может быть множество, следующие пять наиболее характерны, и их надо уважать.
Несмотря на то, что зон комфорта может быть множество, следующие пять наиболее характерны, и их надо уважать.
Сенсорные:
Мы должны знать сенсорные предпочтения и непереносимости ребенка; что его перегружает, какая стимуляция его бодрит, а какая - успокаивает. Ребенок может быть гиперчувствительным (сенсорно избегающим) в каких-то сферах и сенсорно ищущим в других. У него могут быть сенсорные области, запускающие панику, что необходимо уважать и к чему надо его приспосабливать. Из-за его чувствительности к чркому свету, громким звукам, сильным запахам и разным прикосновениям мир для ребенка может быть перегружающим и страшным. Мы должны очень точно знать особенности детей и помогать им смягчать сенсорную "бомбардировку", которую они испытывают.
С другой стороны, эти дети могут иметь и сенсорные предпочтения, привлекающие их, которых они ищут и которые могут использоваться для их привлечения. На этих предпочтениях можно также выстраивать обучение. Ими можно успокаивать и организовывать ребенка. У многих детей есть одно предпочитаемое чувство, с помощью которого они исследуют мир и учатся (тактильный, зрительный или слуховой стиль). Важно, чтобы мы определили и использовали это предпочитаемое чувство для максимального обучения. Идентифицируя этот сенсорный опыт, мы можем использовать привлекающие ребенка моменты для мотивации и отношений, и обучения.
Мы должны знать сенсорные предпочтения и непереносимости ребенка; что его перегружает, какая стимуляция его бодрит, а какая - успокаивает. Ребенок может быть гиперчувствительным (сенсорно избегающим) в каких-то сферах и сенсорно ищущим в других. У него могут быть сенсорные области, запускающие панику, что необходимо уважать и к чему надо его приспосабливать. Из-за его чувствительности к чркому свету, громким звукам, сильным запахам и разным прикосновениям мир для ребенка может быть перегружающим и страшным. Мы должны очень точно знать особенности детей и помогать им смягчать сенсорную "бомбардировку", которую они испытывают.
С другой стороны, эти дети могут иметь и сенсорные предпочтения, привлекающие их, которых они ищут и которые могут использоваться для их привлечения. На этих предпочтениях можно также выстраивать обучение. Ими можно успокаивать и организовывать ребенка. У многих детей есть одно предпочитаемое чувство, с помощью которого они исследуют мир и учатся (тактильный, зрительный или слуховой стиль). Важно, чтобы мы определили и использовали это предпочитаемое чувство для максимального обучения. Идентифицируя этот сенсорный опыт, мы можем использовать привлекающие ребенка моменты для мотивации и отношений, и обучения.
Социальные.
Социальная тревога у людей аутистического спектра может быть очень сильной. Так какмэти дети испытывают трудности считывания социальных смыслов, понимания неписанных социальных правил и со-регулирования своих взаимодействий с другими, они часто побаиваются вступать в эти взаимодействия. Так как более 80% нашего нового знания приходит к нам из знания социального (наблюдение, имитация, следование за другими), важно определить тип взаимодействия, который наилучшим образом работает для вашего ребенка. Тип отношений с ребенком, который обеспечивает ему чувство безопасности, принятости и включенности.
Ваш ребенок лучше всего откликается на оживленный, радостный стиль или на более медленный, нежный подход? Он жаждет физического контакта или всеми силами избегает его? Здесь можно выделить несколько зон комфорта:
Социальная тревога у людей аутистического спектра может быть очень сильной. Так какмэти дети испытывают трудности считывания социальных смыслов, понимания неписанных социальных правил и со-регулирования своих взаимодействий с другими, они часто побаиваются вступать в эти взаимодействия. Так как более 80% нашего нового знания приходит к нам из знания социального (наблюдение, имитация, следование за другими), важно определить тип взаимодействия, который наилучшим образом работает для вашего ребенка. Тип отношений с ребенком, который обеспечивает ему чувство безопасности, принятости и включенности.
Ваш ребенок лучше всего откликается на оживленный, радостный стиль или на более медленный, нежный подход? Он жаждет физического контакта или всеми силами избегает его? Здесь можно выделить несколько зон комфорта:
(1) тип личного взаимодействия, ощущаемый как наиболее комфортный,
(2) количество социальной стимуляции, которое ребенок может выдержать без перегрузки за один раз,
(3) тип социальной активности (один на один, группа из двоих или троих, большая группа), который он переносит с комфортом и
(4) уровень участия (пассивно наблюдать, следовать, активно участвовать или вести), который ребенок выдерживает.
После сенсорных аспектов, социальные требования являются следующим большим стрессором для людей спектра. Пожалуйста, знайте и уважайте их зоны комфорта в этой области.
Эмоциональные.
Эта зона комфорта имеет дело с общей способностью эмоционально приспосабливаться к разнообразию, новизне и изменениям вокруг. Она включает в себя и то, как Ваш ребенок переживает и справляется со своими эмоциями. У многих детей очень плохая эмоциональная регуляция. Они очень легко расстраиваются, быстро заводятся и долго успокаиваются. Часто они боятся своих эмоций и быстро перегружаются ими. Они очень быстро взвиваются от нуля до максимума, часто - в ситуациях минимальной фрустрации. Важно знать, как Ваш ребенок реагирует на собственные эмоции и как наилучшим образом можно его успокоить. К тому же многие дети очень пугаются эмоциональных реакций других людей. Если другие расстроены, встревожены или критикуемы, ребенок может вести себя так, как будто это его собственные эмоции. Они расстраиваются от любой сильной эмоции, исходящей от людей вокруг. Люди, значимые в жизни Вашего ребенка, должны знать, что дает ему чувство эмоциональной безопасности и чего надо избегать, чтобы это чувство не нарушалось.
Эта зона комфорта имеет дело с общей способностью эмоционально приспосабливаться к разнообразию, новизне и изменениям вокруг. Она включает в себя и то, как Ваш ребенок переживает и справляется со своими эмоциями. У многих детей очень плохая эмоциональная регуляция. Они очень легко расстраиваются, быстро заводятся и долго успокаиваются. Часто они боятся своих эмоций и быстро перегружаются ими. Они очень быстро взвиваются от нуля до максимума, часто - в ситуациях минимальной фрустрации. Важно знать, как Ваш ребенок реагирует на собственные эмоции и как наилучшим образом можно его успокоить. К тому же многие дети очень пугаются эмоциональных реакций других людей. Если другие расстроены, встревожены или критикуемы, ребенок может вести себя так, как будто это его собственные эмоции. Они расстраиваются от любой сильной эмоции, исходящей от людей вокруг. Люди, значимые в жизни Вашего ребенка, должны знать, что дает ему чувство эмоциональной безопасности и чего надо избегать, чтобы это чувство не нарушалось.
Когнитивные.
Аутизм - это "отличие в переработке информации". Каждый ребенок спектра испытывает трудности одновременной переработки множественной информации. Многое из того, что мы обрабатываем интуитивно, на подсознательном уровне, дети спектра должны перерабатывать сознательно. Это может быть очень затратно и истощающе. У каждого ребенка свой порог количества и скорости поступления информации до наступления перегрузки. У многих детей обработка информации замедлена, и им необходимо визуальное предъявление информации, в последовательности из малых порций, и больше времени для обработки. У многих детей проблемы обработки слуховой информации, и они лучше справляются со зрительной информацией (картинки, написанные инструкции, демонстрация и т.д.). Если обучение не соответствует их типу обработки, они часто отстраняются и закрываются. Важно знать, сколько информации в единицу времени может переработать Ваш ребенок, каков его наилучший способ обучения, как часто ему нужны перерывы для восстановления и какие стратегии помогают ему успокоиться и организоваться для учебы. Мы должны защитить ребенка от умственного истощения и перегрузки. Знать, как давать, сколько давать, как быстро давать, чтобы учеба шла весело.
Аутизм - это "отличие в переработке информации". Каждый ребенок спектра испытывает трудности одновременной переработки множественной информации. Многое из того, что мы обрабатываем интуитивно, на подсознательном уровне, дети спектра должны перерабатывать сознательно. Это может быть очень затратно и истощающе. У каждого ребенка свой порог количества и скорости поступления информации до наступления перегрузки. У многих детей обработка информации замедлена, и им необходимо визуальное предъявление информации, в последовательности из малых порций, и больше времени для обработки. У многих детей проблемы обработки слуховой информации, и они лучше справляются со зрительной информацией (картинки, написанные инструкции, демонстрация и т.д.). Если обучение не соответствует их типу обработки, они часто отстраняются и закрываются. Важно знать, сколько информации в единицу времени может переработать Ваш ребенок, каков его наилучший способ обучения, как часто ему нужны перерывы для восстановления и какие стратегии помогают ему успокоиться и организоваться для учебы. Мы должны защитить ребенка от умственного истощения и перегрузки. Знать, как давать, сколько давать, как быстро давать, чтобы учеба шла весело.
Неопределенность.
Эта зона комфорта имеет дело со способностью ребенка справляться с неопределенностью, не реагировать паникой и быстро восстанавливаться, если разволновался. Чем более дети ригидны и негибки, тем в большей степени знакомости и и контроля они нуждаются. Для детей с недостаточной гибкостью нужна четкая структура с очень предсказуемыми событиями. Неопределенность крайне пугает их, и они паникуют, если что-то не соответствует их ожиданиям. Они не чувствуют себя в состоянии справиться с нормальными переменами в их повседневности. Они будут стремиться контролировать все вокруг них, чтобы чувствовать себя в безопасности. Так что важно определить, какую степень определенности надо привнести в жизнь ребенка, чтобы он чувствовал себя комфортно. Какой тип неопределенности, новизны и обучения новому он может выдержать? Нуждается ли он в жесткой структуре дня, чтобы чувствовать себя в безопасности? Пугает ли его новизна? Нужно ли ему управлять всем, чтобы быть спокойным? Какую степень определенности он требует, чтобы чувствовать себя безопасно? Важно знать, какие ритуалы помогают ему чувствовать себя безопасно и насколько Вы можете расширить их за один раз?
У детей существует множество других зон комфорта, которые важны для их чувства безопасности, принятости и компетентности. Вы как родитель можете определить эти зоны наилучшим образом и призывать других знать и уважать их. Очень важно, чтобы Вы снабдили учителей, терапевтов и любых людей этой информацией и требовали, чтбы те уважали зоны комфорта Вашег ребенка. Если Вы не сделаете этого, каждый будет догадываться сам, что подходит ребенку, часто требуя, чтобы он соответствовал их ожиданиям и повергая ребенка в панику или вынуждая закрываться.