11 апреля 2011 года, 15:13 | Текст: Кирилл Стасевич | Послушать эту новость
В экспериментах нейрофизиологов слепые, получившие возможность видеть, не могли сразу сопоставить осязаемую форму предмета с его внешним видом. Но учились этому очень быстро.
Тестирование прозревших детей (фото авторов работы). |
В 1688 году ирландский эрудит и философ-любитель Уильям Молиньё задал в письме
Для современных нейрофизиологов трёхсотлетний вопрос звучит несколько иначе: может ли мозг преобразовывать разные виды ощущений?
Для его экспериментальной проверки требовались люди, слепые от рождения, но поддающиеся лечению. В развитых странах таких испытуемых найти довольно сложно: врождённую слепоту стараются вылечить как можно быстрее. Исследователи из
Хотя ни с одной из предложенных форм испытуемые раньше не встречались, они почти со стопроцентной точностью находили похожие конструкции. Во втором эксперименте им показывали (но не давали трогать) предмет, а потом они на ощупь, без помощи зрения, находили объект, похожий на виденный. И вновь наблюдалось почти полное попадание.
В третьем (самом важном) испытании детям давали пощупать предмет, после чего они должны были на глаз угадать, что это было. И вот тут положительные результаты резко пошли на убыль: вероятность правильного ответа была чуть более чем случайной.
Таким образом, на вопрос, который был задан 300 лет назад, современные нейрофизиологи дали отрицательный ответ: осязание «ничего не говорит» зрению. Но когда исследователи провели третье испытание ещё раз, через несколько дней, способность превращать осязательные ощущения в зрительную информацию резко возросла: дети давали правильный ответ в 80% случаев. То есть ответ в конечном счёте формулируется так: не сразу, но быстро.
Статья с результатами исследования опубликована в журнале
Для медицины и нейрофизиологии последнее наблюдение особенно ценно. Исследование демонстрирует возможности мозга к быстрой интеграции информационных путей, как это было показано на примере зрительного и осязательного анализатора. В данном случае мозг, с рождения не получавший зрительной информации, сумел за считанные дни наладить «пути сообщения» между блоками разнородных ощущений.