Вы здесь

«Rebound Therapy» (дословно можно перевести как «лечение с помощью отскоков» )

Прыжки на батуте могут быть не только развлечением. Занятия на батуте с использованием специальных упражнений являются одним из методов лечения для людей, имеющих особые потребности.

На вопрос «Что такое Rebound Therapy?» – (дословно можно перевести как «лечение с помощью отскоков» ) отвечает Эдди Андерсон – основоположник данного направления.

Краткие сведения
Термин «Rebound Therapy» был предложен основателем, Е.Г. Андерсеном в 1969 году для обозначения использования батутов при проведении лечебной гимнастики и для отдыха людей, имеющих широкий спектр особых потребностей.

Лица, которым подходит данный вид терапии, могут иметь инвалидность как легкой, так и тяжёлой степени, иметь различные сложности с обучением, как легкой, так и тяжёлой степени, включая при этом, сочетанное поражение зрительной системы и потерю слуха. А так же подходит лицам, имеющим различные проявления аутизма.
 
Rebound Терапия используется для облегчения двигательной активности, улучшения чувства равновесия, помогает повысить или понизить мышечный тонус, улучшить сенсорную интеграцию, оказывает общеукрепляющий эффект, а так же позволяет совершенствовать навыки общения.
 
Принципы, на которых построена Rebound Терапия, помогают овладеть базовыми основами всех гимнастических упражнений. Логическая последовательность учебного плана построена таким образом, что позволяет поддерживать учеников в процессе непрерывного совершенствования, при этом они могут одновременно как выполнять полезные упражнения, так и получать удовольствие.
 
В соответствии с вышесказанным, курс тренинга по Rebound Терапии широко применяется как отправная точка обучающего курса для тренеров по прыжкам на батуте, даже тех, кто не планирует работать с лицами, имеющими ограниченные возможности. 
 
Большинство из нас испытывает замешательство, когда встречается с ещё одним непонятным сленговым выражением. «О! Rebound Терапия! Что это ещё такое, непонятно что придумали на этой земле?» В каком-то смысле это несколько неточный вопрос. По правде говоря, основным достоинством Прыжковой Терапии является тот факт, что часть того, что происходит, происходит не на земле. Самое главное заключается в том, что в тот момент, когда земля остается где-то в стороне, появляется новое чувство свободы, которое можно испытать, управляя своим телом за пределами смирительной рубашки гравитации. Это своего рода снимающая напряжение «поэзия движения», доступная всем, и при этом не важно, что какие-то функции организма могут быть ограничены. 
 
Выводы, которые представлены далее, получены после проведения большого числа практических семинаров в Великобритании на протяжении 30 лет. Работа в данном направлении продолжает развиваться, но при этом всё сказанное остаётся в силе. А так же я хочу воспользоваться возможностью выразить свою признательность и благодарность коллегам, персоналу, ученикам, родителям и клиентам, которые сделали большой вклад в развитие и продвижение Прыжковой терапии.
 
Благодаря уникальным свойствам батута, каждому, кто захочет усовершенствовать свои двигательные навыки, может быть предложен широкий спектр возможностей. 
 
Усилия, прилагаемые во время тренировок, имеют внутреннюю мотивацию и возвращаются через некоторое время высокими результатами терапевтических сессий и ощущением личного успеха. Польза существенно дополняется, когда тренер достигает такого уровня совершенства, что может сам создавать комбинации движений в соответствии с потребностями учеников. Если на полотне батута находятся два человека, то тренер может взять на себя управление нагрузкой и скоростью, дополняя постоянную присутствующую страховку между фазами движения. 
 
Такова в итоге сущность обсуждаемого вопроса. А теперь позвольте мне остановиться на свойствах батута более детально:

Физические свойства батута

1) Уникальное, тройное воздействие на органы и системы организма, а так же на мышцы:
А) нагрузка возрастает и снижается при прохождении точки невесомости
Б) имеет место ускорение при переходе из состояния покоя к 
переменным скоростям
В) имеет место торможение при переходе от переменных скоростей в 
состояние покоя
2) Резерв потенциальной энергии - т.к. полотно батута находится в натянутом состоянии благодаря пружинам, оно является источником потенциальной энергии
3) Выделенная энергия - изменяется в зависимости от сохранённой энергии: полотно батута сохраняет поступающую энергию до её освобождения. В соответствии с Третьим Законом Ньютона: «для каждого действия есть равное по силе и противоположное по направлению противодействие».

4) Потенциальная возможность для поднятия тела в воздух является результатом п.2 - когда полотно батута натянуто, оно имеет потенциальную возможность поднять тело в воздух. Количество необходимой для этого энергии будет пропорционально массе поднимаемого тела.

5) Потенциальная энергия даёт не только возможность начать движение тела на какое-то расстояние в любой момент времени, но ещё и высвобождается по всей площади полотна батута. При этом высвобождение энергии наиболее эффективно происходит в центре полотна. В основе одной из техник лежит данная особенность, позволяющая начать управляемое движение.

6) Движение на нестабильной, зыбкой поверхности, которая при этом является эластичной и находится в напряжённом состоянии за счёт пружин, является источником, который усиливает её напряжение. Освобождение энергии, к которому приводит такое движение, способствует появлению активной базы в тот момент, когда оно происходит.

7) Амортизация - представляет собой поглощение телом энергии, выделенной полотном батута. Это происходит благодаря тому, что часть энергии полотна батута поглощается за счёт сгибания в тазобедренных и коленных суставах. 

8) Изменчивая поверхность - поверхность поддаётся трансформации, при необходимости даёт возможность усилить симметрию, создавая при этом благоприятные условия для симметричного подъема веса, поддерживая, таким образом, равновесие.

Физиологические эффекты
1) Сердечно-лёгочный
Имеет место высокая нагрузка на мышцы как в условиях увеличения силы тяжести при торможении, так и при необходимости управлять движением в условиях, когда сила гравитации фактически устранена при ускорении. В результате увеличивается частота дыхания, а затем и частота сердечных сокращений. Соответственно происходит улучшение венозного и лимфатического дренажа. Постоянная работа мышц, которая необходима для поддержания положения тела и баланса, повышает потребление кислорода.

2) Мышечный тонус
Если использовать упрощённые термины, то можно сказать, что при прыжках на батуте постуральный мышечный тонус, как правило, повышается и происходит это просто для предотвращения падения. Если говорить о Прыжковой Терапии, то её эффект может проявляться в виде различных результатов - повышать или понижать мышечный тонус. Как правило, прыжки с низкой амплитудой уменьшают гипертонус за счёт такого воздействия на мышечные веретёна, как сотрясение (вибрация), которое в свою очередь, приводит к снижению мышечного тонуса. Прыжки с высокой амплитудой способны повысить тонус за счёт стимуляции рецепторов растяжения. Таким образом, эти два свойства можно использовать либо для повышения мышечного тонуса, либо для его снижения там, где это требуется. Легко заметить влияние, которое оказывают прыжки на мышечный тонус у людей, имеющих мышечную спастичность и даже гемиплегию или атетоз, а так же можно наблюдать как изменяется мышечный тонус при атаксии. 

3) Постуральный механизм
Стимуляция сенсорных систем, которая возникает за счёт воздействия на суставы, мышцы и кожу, может способствовать улучшению исходящего из центральной нервной системы стимулирующего воздействия на важные тонические (позные) мышцы. 

4) Механизм равновесия
При создании ситуаций динамического перемещения, требующих напряжённой работы механизмов, отвечающих за равновесие, можно получить заметное улучшение. Особенно это касается работы со взрослыми, когда имеются трудности с поддержанием динамического равновесия в положении лёжа, сидя или на коленях.

5) Кинестетическая осознанность
Кинестетическая осознанность улучшается благодаря многократной стимуляции суставов, прессорецепторов, рецепторов растяжения, кожи, мышц и т.д. В итоге лучше осознаётся схема тела и его расположение в пространстве.

Терапевтические эффекты
При движении:
Улучшать динамику движения можно во время различных фаз прыжка. Наибольшая активность достигается в верхней точке прыжка, когда происходит уравнивание ускорения тела и притягивающей вниз силы гравитации, что даёт возможность на мгновение оказаться во «внегравитационной» зоне. Даже незначительная двигательная активность может быть очень эффективной при правильном использовании упругой поверхности. Для помощи при освоении новых двигательных навыков и придания энергичности движениям возможно использование импульса силы и ритма. За счёт стимуляции постуральных механизмов можно добиться развития чувства равновесия и способности поддерживать баланс. Защитные и оберегающие реакции могут быть развиты благодаря созданию состояний динамического перемещения. Упреждающая корректировка движений происходит благодаря эффектам, которые дают синхронизация, ритм и импульс силы. Для того, что бы проявилось либо тормозящее, либо стимулирующее влияние на мышечный тонус, необходимо, чтобы имело место активное движение. Используя правильную позицию и отскоки с низкой амплитудой можно довольно легко добиться хорошей релаксации. 

На перцепцию
Улучшение способности к осознанию общей схемы тела, частей тела и его расположения достигается при помощи тактильной и суставной чувствительности. Возросшая способность к восприятию схемы тела и его расположения в пространстве, в сочетании с ритмом и самим движением как таковым, приводит к очень хорошему развитию координации. Опыт движений в пространстве без твёрдой опоры с последующим возвращением к стабильности, если при этом ситуация находится под контролем, даёт более широкие возможности при обучении людей с нарушенной функцией моторной системы.

Коммуникация
Благодаря кардио-респираторному эффекту, при восклицаниях возникающих на фоне затрудненного дыхания, происходит усиление голосового сигнала. Зрительный контакт и концентрация дополняются «эффектом фокусировки».

Выводы
- Это весело
- Даёт чувство уверенности во время движения
- При правильной постановке цели обычно достигаются хорошие результаты
- Способствует развитию хорошей физической формы
- Развивает уверенность в себе и обеспечивает хорошее самочувствие
И какие же другие возможности существуют для того, что бы кто-либо смог подняться выше уровня своих глаз и посмотреть на вас свысока?

Навыки, необходимые для инструктора/физиотерапевта
Для того чтобы получить хорошие результаты, инструктор должен владеть определёнными навыками на хорошем уровне, особенно такими как:
- умение выполнять различные упражнения на батуте, при этом иметь развитую координацию движений и хорошее чувство равновесия
- умение регулировать работу батута как снаряда для упражнений
- умение регулировать работу батута для ещё кого-либо 
- должен соблюдать требования к безопасности при выполнении всего вышеперечисленного как в отношении клиента, так и в отношении самого себя.

Кроме того, инструктор должен проводить полную и точную оценку, основываясь на которой он будет использовать Прыжковую Терапию для достижения поставленных целей, путь к достижению которых, как и при любом другом обучении, будет состоять из небольших, доступных шагов.

перевод И.В. Ефременко

оригинал статьи http://www.reboundtherapy.org/papers/rebound_therapy/what_is_rebound_therapy.pdf

источник https://vk.com/wall-110260564_34

https://www.youtube.com/watch?v=bWR8OQniO1o часто используемые движения в терапии на батуте
 
Основные типы прыжков на батуте
* Первый тип прыжков - обычный, привычный нам всем, так мы прыгаем непроизвольно - прыжки с небольшим сгибанием ног, с отрывом ног от поверхности батута. Ноги прямые, во время прыжка сгибаются немного в коленях.
* Второй тип - так же, как обычно, но высоко поднимая пятки, согнув ноги в коленях. Самый "сильный" вариант этого прыжка, когда пятки ударяются от бедра сзади.
 
*Далее - обычные прыжки (см. первый тип), но ноги разведены в стороны (на разную ширину - по желанию и по возможности). Ноги прямые. Ступни смотрят вперед.
 
* Вариант - то же, но ступни смотрят в стороны, ноги согнуты.
 
* Следующий тип прыжков - стоя, как солдатик, прыгать, просто раскачивая батут телом. Ноги от батута не отрываем, колени не сгибаем.
 
* Тоже самое, но, помогая себе руками, делая ими маховые движения.
 
*Прыжки, не отрывая ног от батута, но ноги не вместе, а разведены в стороны. Ноги прямые. Без помощи рук и с помощью махов.
 
*То же, но ноги согнуты в коленях. Ступни повернуты в стороны.
 
* Прыжки, изображающие бег на месте - перескакиваем с ноги на ногу, колени сгибаем.
 
*То же, но, высоко поднимая колени.
 
* Прыжки с одной ноги на другую, ноги разведены в стороны, колени при прыжках слегка сгибаются.
 
* Прыжки на одной ноге, вторая поджата.
 
*Прыжки на одной ноге, вторая отведена в сторону.
 
*Прыжки, при которых ноги оказываются попеременно то вместе, то разведены в стороны - шире плеч.
 
*Прыжки, при которых ноги попеременно оказываются то впереди, то сзади - правая впереди, левая сзади и наоборот.
 
*Прыжки, при которых ноги оказываются крест накрест по отношению друг к другу, то есть, правая впереди левой, а потом наоборот.
 

Теги: 

Поделиться: