Как учится не только головой!
(Доклад основан на книге доктора нейрофизиологии Карлы Ханнафорд).
Теория и практика легкого учения, снимаем стресс, выесняем доминантный профиль по Деннисону!
Доктор Карла Ханнафорд – доктор нейро-физиологических наук, более 30 лет работает в области образования. На потяжении 20 лет она является профессором биологии. Последние 6 лет трудится в качестве консультанта по проблемам трудности учения детей начальной и специальной школы.
В 1988 г. Она получила статус всемирно признанного образовательного консультанта за более,чем пятьсот презентаций по всему миру по нейрологии учения и Образовательной Кинесиологии. Она была приглашена в бывший СССР как педагог по совместной Советско-Американской программе АПН СССР в 1988 г. Карла Ханнафорд – победитель конкурса «кто есть кто в системе Американского образования»,награжденный Гавайским Университетом и Американской Ассоциацией Развития Научных Исследований за свои выдающиеся изыскания в нейрофизиологии и образовании.
Ныне живет на Гавайях и в Монтане.
Данные до 1999 года.
Мы все признаем громадное разнообразие человеческих личностей
Для того, чтобы лучше понимать человека психологи и педагоги разработали системы для выявления и обобщения этих разнообразий. Понимание индивидуальных особенностей и стилей обучения помогает планированию образования и обучающих программ для лучшего учета индивидуальных особенностей личности.
Предлагаемый метод определения и отображения индивидуальных стилей обучения был впервые разработан доктором Полом Деннисоном и Гей Хардгров (сейчас Гей Деннисон). Доминирующие профили, описанные Деннисоном, определяют латеральное доминирование глаз, ушей и рук по отношению к ведущему полушарию мозга. Такие модели латерального доминирования в значительной степени влияют на способ, которым личностью производит внутреннюю переработку информации, и, соответственно, на обучающие стратегии, которые он или она предпочитают.
Что такое доминирующий профиль?
Существуют 32 различных доминирующих профиля. Их различие зависит от того, какой глаз, какое ухо, какая рука или нога, какое полушарие мозга преобладает (наиболее часто используется и более значимо).
Наша латеральная доминанта является, в основном, врожденной и влияет на способ, которым наше тело и мозг первоначально обрабатывают информацию. Эти врожденные или основные доминирующие признаки являются особенно полезными для понимания трудностей отстающих учеников. Но они также освещают поведение взрослых в стрессогенных условиях.
По мере того, как мы обучаемся, приобретаем новые способности и применяем новые способы обучения, мы естественно растем, продолжая построение нашего основного профиля. Однако, наш базовый Доминирующий профиль будет продолжать влиять на наше поведение в окружающей жизни, особенно, когда мы находимся под стрессом.
Тридцать два профиля дают дополнительную информацию о том, как мы принимаем, усваиваем, обрабатываем чувственную информацию и затем реагируем на нее и применяем новые знания. Они даже дают практические советы. Профили также дают нам ценную информацию для понимания нас самих и других людей: в наших отношениях в семье, с друзьями, в деловых связях и в наших творческих усилиях.
Наше предпочтения в способах обучения.
Мозг не может изучать все сам. Ему нужна информация. Другие части тела снабжают мозг необработанной информацией, которую он использует для получения знаний о мире. Каждый орган, каждая мышца, железа и т.д. имеют представительство в мозге.
Кроме того, мы не одинаково используем наши обучающие органы тела. Например, мы предпочитаем одной руке другую, одному глазу – другой, одному уху – другое. Когда это происходит в нашем сознании, мы стремимся оказать внимание одному полушарию мозга. Такое стремление к предпочтению одной стороны другой называется латеральной доминантой.
Как ученики мы также оказываем предпочтение некоторым чувствам. Одни люди учатся лучше, когда видят вещи, другие предпочитают слышать о вещах, некоторым для понимания необходимо мастерить модели
В основном индивидуальный обучающий стиль зависит от особых способов нервных связей человека, которыми связаны его органы. Когда поступает новая информация, или, что более значимо, во время стресса, мы больше задействуем те сенсоры, которые напрямую связаны с доминирующим полушарием мозга. Наше сенсорное восприятие идет гораздо легче, когда доминирующий глаз, ухо, рука или нога находятся в противоположной стороне тела от доминирующего полушария.
Два полушария мозга
Наш мозг состоит из двух различных полушарий, связанных в центре узлом нервных окончаний, который называется мозолистым телом. Каждое полушарие развивает и обрабатывает информацию специфическим образом.
Обработка логической доминантой
Логическое полушарие обрабатывает информацию из кусков до целого линейным способом. Это полушарие имеет дело с частями языка (алфавит, слова, синтаксис, произношение) и должно рассматриваться как языковое полушарие. Оно также имеет дело линейным способом с числами и предпочитает технику обучения новому мастерству шаг за шагом. Ученик с логической доминантой имеет тенденцию к обладанию большим преимуществом в нашей сегодняшней системе образования, ориентированной на язык.
Обработка гештальт доминантой
Гештальт полушарие обрабатывает информацию из целого по кускам в виде контекста. Это полушарие обрабатывает через образ, ритм, движение, эмоции и интуицию. По отношению к языку, это полушарие обеспечивает образы, эмоции, диалект языка, который способствует пониманию. Это полушарие должно быть рассмотрено как творческое сознание из-за его любознательной спонтанной природы. Ученик с гештальт доминантой не будет обладать преимуществом в нашей образовательной системе.
У некоторых людей полушария транспонированы и обрабатывают логические действия на правой стороне, а гештальт действия - на левой. Чтобы различить их функционально, автор использует термины «логическое» и «гештальт», а не левое и правое полушарие.
Мозолистое тело между полушариями действует как сверхбыстрый путь, позволяющий быстро воздействовать на оба: линейное детальное в логическом полушарии и общий образ - в гештальт полушарии. Когда существует хорошая связь между двумя половинами, в результате появляется единое мышление. Чем больше активизируются оба полушария для использования, тем больше связей формируется через мозолистое тело. Чем больше связей, тем быстрее обработка между полушариями, и тем более разумно мы способны действовать. В действительности необходимо использовать оба полушария мозга, чтобы быть действительно мастером в чём-либо. Но, как замечено выше, мы все имеем определенный уровень доминанты полушария во время стресса или получения новых знаний, и люди всегда будут предпочитать либо логическую, либо гештальт обработку.
Перекрестный латеральный контроль
Вдобавок к этим различиям в специализации полушарий, существует другое: мозг обладает скрещенным способом соединения с частями тела так, что каждая сторона тела связана с полушарием на противоположной стороне.
Все сенсорно-моторные функции правой стороны тела либо реализуются, либо контролируются левым полушарием. Следовательно, правый глаз связан с левым полушарием, а левый глаз – с правым полушарием и т.д.
Во время получения новых знаний или стресса недоминирующее полушарие стремится радикально уменьшить свои функции, предоставив доминирующему полушарию заботится о базовых потребностях. Это состояние подавленного функционирования в одном полушарии называется односторонним состоянием. В противном случае, когда оба полушария функционируют оптимально и враз, называется интегрированным состоянием, и это ключ к высшему уровню логичного рассуждения и творчества.
Влияние односторонней обработки
Во время стресса только доминирующие чувства, рука и нога противоположного полушария будут в состоянии принимать участие в обработке информации. Кроме того, мы ограничены в доступе к тем чувствам и функциям физического движения, которые доминируют на той же стороне тела, что и доминирующее полушарие мозга.
Если, например, все обучающие компоненты – глаз, ухо, рука, нога и полушарие мозга имеют доминанту на правой стороне, то такой профиль будет полностью ограничен в одностороннем состоянии. Во время стресса такая личность не способна иметь доступ к большей части аудиальной и визуальной информации и имеет трудности в тонкой моторике и в общении.
Для оптимального обучения нам необходимы оба полушария, работающие вместе в равной степени. Хотя логическое полушарие и рассматривается как язык мозга, нам необходимо понимание гештальт полушария, чтобы получать полную функцию языка. Такое состояние является истинным творчеством. Через гешьальт полушарие рассматривается творчество мозга. Но чтобы достичь высокого творчества в живописи, музыке, танцах, театральном искусстве, спорте необходима отточенная техника, то есть функции логического полушария.
Интеграция целого мозга
Оптимальное обучающее состояние является состоянием целостной интеграции мозга. В этом состоянии оба полушария все время одинаково активны, имея доступ ко всей чувственной информации и эффективно взаимодействуют, управляя движением и обработкой информации. Для того, чтобы способствовать обучению с использованием всего мозга можно специально создавать и улучшать окружающую среду, в которой происходит обучение. Для этого обстановка должна быть стимулирующей, но максимально свободной от стресса. Как было сказано выше, стресс вызывает усиление латеральной асимметрии. Кроме того, ученикам должен быть предоставлен широкий спектр мультисенсорных возможностей.
Другой важной составляющей успешного обучения является возможность чаще двигаться – для того чтобы пробудить мозг и закрепить знание.
Широкий спектр различных движений может быть очень эффективным в закреплении знаний в системе сознание/тело. Среди них: гимнастика ума, ритмика, Тай Чи, вокал или групповое пение, самодеятельная музыка и танцы, кооперативные (не соревновательные) физические образовательные программы, одиночное и групповое самовыражение через творчество, групповой поиск решений и тихое время для размышления.
2. Как определить доминирующие профили
Введение в ДомиЗнаю
Данный рисунок является схемой, удобной для сохранения результатов вашего определения. Закрашенные области ДомиЗнаю показывает доминанты в полушарии мозга, рук, глаз, ушей и ног. Когда вы закончите определение, сохраните ваши результаты, закрашивая темным области на бланке ДомиЗнаю.
Метод Самоопределения
Рука – не зависимо от руки, которой Вы в настоящее время постоянно пишете. Вы можете помочь другим людям определить их ведущую руку, предложив им ручку или карандаш на уровне их средней части тела (на уровне талии). Какой рукой они коснуться, чтобы взять ручку или карандаш, та и будет их действующей доминирующей рукой.
Глаз - Держите ваш большой палец вытянутой руки, направляя его на вертикальную линию интерьера (дверь, оконную раму, картинную раму и т.д.) и сфокусируйте на нем оба глаза. Вы, вероятно, увидите двойное изображение – это нормально. Не двигая большим пальцем и головой, закройте один глаз, затем откройте его и закройте другой глаз. Который глаз держит изображение вертикального объекта на одной линии с пальцем, тот и является доминирующим. Или, сделайте окошко пальцами двух рук. Держите окошко на длине вытянутой руки. Сфокусируйте оба глаза через окошко на линейном объекте (лице другого человека, дверном косяке и т.д.). Не двигая окошко или голову, закройте один глаз, затем откройте его и закройте другой глаз. Тот глаз, который держит изображение – ведущий.
Ухо - Представьте, что за стеной есть люди, которые говорят о вас. Подойдите к стене и приложите ухо так, чтобы слышать, что они сказали. Которое ухо вы приложили к стене?
Или лягте на пол, на живот и отметьте, которое ухо вы поднимаете, чтобы слышать звуки вокруг.
Или вручите определяемому человеку морскую раковину или пустую чашку на уровне талии. Попросите его послушать звук раковины или чашки и отметьте, каким ухом они прикладывают раковину или чашку, чтобы услышать звук. К какому уху Вы обычно прикладываете телефонную трубку?
Нога - Поднимитесь на подножку или кресло и отметьте, какую ногу вы использовали первой. Или пните мяч и отметьте, какой ногой вы это сделали (полезно, чтобы кто-нибудь посмотрел, чтобы вы об этом не думали).
Или вы можете наклониться далеко вперед, держа ноги вместе, пока не упадете вперед и заметьте, на которую ногу вы переносите тяжесть, чтобы не упасть.
Или, что бы быть более точным, пусть кто-нибудь вас подтолкнет, когда вы этого не ожидаете этого. (Очевидно, с последним тестом будьте осторожней).
Полушарие мозга – Используйте Логическую и Гештальт Карты, чтобы решить, которое полушарие вам в настоящее время наиболее доступно. Это должно дать вам некоторые указания о вашем доминирующем полушарии. Однако лучшим тестом будет вспомнить, как вы первоначально реагируете во время сильно напряженной ситуации. Во время стресса вы больше полагаетесь на ваше доминирующее полушарие.
Если у вас доминирующее логическое полушарие, то под стрессом вы сначала анализируете ситуацию, пишете или говорите об этом, рассматриваете специфические причины, вызвавшие ее. Вы фокусируетесь на деталях, и вам очень нужно понимание каждого аспекта ситуации.
Если у вас доминирующее гештальт полушарие: тогда под стрессом ваша первая реакция охватить всю ситуацию в целом и понять, что вы чувствуете по этому поводу. Но вы можете быть не способны расшифровать детали. Вам будет трудно рассказать о ситуации по частям. Выражение ситуации через словесное описание не является первоначальной потребностью. Чаще вы чувствуете сильную потребность в физическом движении или выражении эмоций.
Определение по мышечной проверке
Мышечная проверка - методика, используемая, чтобы получить информацию из тела о нем же самом. Благодаря мышечной проверке вы можете спросить ваше тело, и оно даст вам ответ. Тело, которое, конечно, включает мозг, знает себя так, как иногда даже не отражено в сознании. Каждая мышца и каждый орган в теле человека взаимодействует с нервами. Все нервы, идущие начиная от вашей маленькой пятки и кончая вашим большим мозгом, находятся во взаимодействии друг с другом, создавая вам комплексную сложную систему по обмену информацией. Выявляя реакцию мышц, вы можете использовать непосредственно всю информацию, особенно о том, что вы не могли бы знать на сознательном уровне.
Чтобы проверить это, здесь приводится эксперимент, который вы можете проделать с вашим другом или членами семьи.
1) Стоя подумайте о чем-либо приятном, а в это время другой человек должен не сильно надавить рукой у вас между лопаток, в правое плечо, левое плечо и в верхнюю часть вашей груди. Отметьте, как ваши мышцы легко и устойчиво поддерживают тело и сопротивляются давлению.
2) Затем подумайте о чем-то вызывающим стресс в вашей жизни, и другой человек снова должен не сильно надавить на вашу спину, правое плечо, левое плечо и в верхнюю часть груди. Отметьте, что мышцы уже не поддерживают вас так же стабильно против давления. Мы образно говорим про это, что «ситуация вывела нас из равновесия». Такие тонкие различия в мышечной реакции позволяют нам использовать мышечную проверку как внешний индикатор внутренних (ментальных, эмоциональных, физических) процессов.
Здесь будет приведен очень простой способ мышечной проверки. Этот метод требует двух людей: помощника и субъекта. Помощник будет задавать вопросы, чтобы проверить субъекта, который будет отвечать посредством реакции мышц. Дельтовидная мышца в плече будет действовать как индикатор, типа детектора правды, помогая получить как можно более точный Доминирующий профиль.
Стать на «ты» с дельтовидной мышцей
1)Встаньте и опустите вниз правую руку, затем коснитесь правого плеча левой рукой.
Исследуя мышцу от плеча, вплоть до середины верхней части руки, вы почувствуете в плече, как мышца собирается в точку, как бы образуя треугольник (дельту). Это и есть дельтовидная мышца.
2) Теперь, выпрямив локоть, вытяните руку под углом 90о к телу и “зажмите” мышцу так, чтобы было легко держать руку. Почувствуйте дельтовидную мышцу еще раз. Заметьте, что она связана с поднятием руки вверх, и сейчас ее легче выделить. Поднимите и опустите руку несколько раз так, чтобы вы действительно получили ощущение дельтовидной мышцы.
Мы рассмотрели два специфических состояния мышцы, «зажатое» и «свободное». Когда мышца «зажата» ощущение похоже на то, которое вы испытываете, когда мышцы вашего тела держат вас в устойчивом состоянии, когда кто-либо неожиданно толкает вас, когда вы задумались о чем-либо приятном. «Свободные» ощущения более похожи на поддержку в менее устойчивом состоянии, когда кто-нибудь толкнул вас, когда вы думаете о чем-то тревожном. Во время проверки мышц проверяющий и субъект будут проверять появление «зажатой» и «свободной» дельтовидной мышцы согласно вопросам.
Чтобы определить силу нажатия на руку испытуемого помощник должен испытать это непосредственно на себе.
1. Стоя, положите два пальца вашей левой руки на предплечье вашей правой руки между запястьем и локтем.
2. Вытяните правую руку под углом 450, сохраняя локоть прямым, и зажмите дельтовидную мышцу.
3. Отметьте, как сильно вы можете надавить двумя пальцами левой руки, пока не встретите давление зажатой руки. Это обычно очень легкое давление, приблизительно 0,5кг, если измерять по динамометру. Когда вы проводите измерение, то для достижения точности давление не должно превышать 0,5кг в любом случае. Чтобы испытать, что мы имеем в виду под “свободной” мышцей, пусть правая рука свободно опустится под давлением 0,5кг левой руки.
Когда вы попрактикуетесь с проверкой мышц, вы будете способны различать эти два состояния, даже когда различия тонкие, и когда испытуемый не осознает их. Это умение является в равной мере искусством и «техникой» и с практикой становится все более и более точным. Профессиональные кинезиологи используют эту и похожие техники для многих целей, но этот простой метод должен стать для вас основным инструментом для определения Доминирующих профилей.
Процедура для мышечной проверки субъекта
1) Стоя перед субъектом, помощник приглашает испытуемого поднять свою руку на 450 и зажать дельтовидную мышцу. Помощник кладет два пальца на руку испытуемого на 3см выше запястья, а другую руку на противоположное плечо испытуемого (правая рука на левом плече или левая рука на правом плече).
Замечание: Это формирует устойчивую «треногу» между испытуемым и помощником, также облегчая помощнику применять меньшее давление и возможность ощутить, если субъект напрягает другие мышцы. Напряжение других мышц для того, чтобы противостоять давлению, может исказить истинную реакцию субъекта.
2) Субъект инструктируется сделать шумный выдох, чтобы показать помощнику, что он готов к проверке.
Замечание: Благодаря подтверждающему шумному выдоху во время мышечной проверки субъект не может использовать добавочные мышцы, чтобы удержать руку.
3) Затем помощник применяет легкое давление на предплечье испытуемого (во время выдоха), пока субъект и помощник не почувствуют зажатость дельтовидной мышцы. Перед продолжением процедуры проверки удостоверьтесь, что вы оба одновременно чувствуете действительную «блокировку» дельтовидной мышцы.
Замечание: Проверка мышц - не проверка силы, скорее точный индикатор, необходимый для самоисследования. Субъект должен блокировать мышцы легко, без использования других мышц, не пытаясь казаться сильным. Иначе это приведет к искажению результатов проверки.
4) Для того, чтобы почувствовать, как работает мышца в качестве индикатора, субъект на вопрос: «как тебя зовут?» сначала называет свое имя, а затем - фиктивное имя. Мышцы должны легко блокироваться, когда они говорят свое имя и освобождаться, когда называет фиктивное. Если субъект почувствовал, что экзаменатор применил большее давление для одного вопроса, чем для другого, это указывает на то, что мышца освобождена, и что другие мышцы пытаются поддержать руку. Чувствительность к блокировке и освобождению со стороны субъекта может значительно увеличить точность при мышечной проверке.
Замечание: Если субъект не способен получить хорошую блокировку мышц (если ощущение от руки мягкое) НЕОБХОДИМО ВЫПИТЬ ВОДЫ, это должно помочь. Когда мы обезвожены, у нас нет достаточного количества электролита для создания оптимальной электрической активности между нервами и мышцами и, в результате, возникают трудности с удержанием руки.
5) Намерение очень существенно для использования мышцы в качестве индикатора. Оба, как помощник, так и субъект должны установить намерение на точное получение именно Основного Доминирующего профиля, в противном случае будет установлен текущий (адаптированный) или интегрированный профиль. Хотя это также дает полезную информацию о текущих процессах, но не расскажет нам о базовой функциональной асимметрии, предпочитаемой субъектом во время новой обучающей активности или стресса.
Субъект может даже мысленно вернуться в свое детство, для того, чтобы получить доступ к своему основному состоянию.
6) При мышечной проверке всегда лучше получить разрешение от субъекта. Поэтому, спросите субъекта вслух с последующей мышечной проверкой: “Желаете ли Вы определить свой базовый Доминирующий профиль сейчас?” Если рука блокируется, то можно продолжать. Для перепроверки спросите субъекта вслух с последующей мышечной проверкой: “Может быть лучше не проверять основной Доминирующий профиль сейчас?” Если мышца освобождается, то можно приступать к проверке.
Если вы не получили ясного ответа для определения базового профиля, спросите, есть ли желание проверить текущий профиль. Если рука все еще дает ответ НЕТ, то просто примите это сообщение и прекратите проверку.
Замечание: Правильной позицией, как субъекта, так и помощника по отношению к процедуре мышечной проверки будет получение как можно более точного отклика мышечного индикатора безотносительно результата процедуры. Субъект и помощник должны полностью отдаться самоисследованию, отодвинув все предварительно сложившиеся представления, которые они могут иметь относительно Доминирующего профиля субъекта.
7) Для того, чтобы определить какая рука является доминирующей помощник просит субъекта обратить внимание сначала на одну руку, посмотрев на нее или как можно более полно ее ощущая, и затем - на другую руку, в то время как мышечная проверка каждой руки обнаруживает, какая рука заблокирована и какая освобождена. Ведущей рукой считается та, которая наиболее четко блокируется. Отметьте ведущую руку на бланке ДомиЗнаю.
Используйте ведущую руку как индикатор для всех остальных проверок.
8) Чтобы определить ведущее ухо, субъект должен держать одно ухо за мочку и сосредоточить все внимание на нем, во время мышечной проверки по доминирующей руке. Сделайте то же самое с другим ухом. Которое ухо является ведущим (то, при проверке которого мышечный индикатор более четко заблокирован)? Отметьте это на ДомиЗнаю.
9) Для того, чтобы определить ведущий глаз, субъект должен коснуться большим пальцем внешнего края одного глаза, глядя на что-нибудь, во время мышечной проверки по доминирующей руке. Сделайте то же самое и с другим глазом. Который глаз будет ведущим (тот, при проверке которого мышечный индикатор более четко заблокирован)? Отметьте это на ДомиЗнаю.
10) Для того, чтобы определить ведущую ногу субъект должен коснуться рукой верхней части одной ноги и обратить на нее внимание во время мышечной проверки по ведущей руке и затем сделать то же самое с другой ногой. Какая нога будет ведущей (при проверке которой мышечный индикатор более четко заблокирован)? Отметьте это на ДомиЗнаю.
11) Для того, чтобы определить доминирующее полушарие мозга субъект должен коснуться и сосредоточить внимание на одной стороне головы выше уха, во время мышечной проверки по доминирующей руке, затем сделать то же самое с другой стороны головы. Которое полушарие будет ведущим (при проверке которого мышечный индикатор более четко заблокирован)? Отметьте это на ДомиЗнаю.
12) Иногда (редко) полушария мозга бывают транспонированы (перевернуты), это означает, что гештальт функция находится в левом полушарии, а логическая функция – в правом. Для того, чтобы установить, где размещена логическая функция, попросите субъект громко сосчитать вслух от 1 до 5 и проверить правую руку. Затем снова сосчитать вслух и проверить левую руку. Счет идет только из логического полушария. Если правая рука блокируется, числа при счете идут из левого полушария, и оно рассматривается как логическое полушарие. (Запишите 1,2,3 в левом полушариии ДомиЗнаю). Если левая рука блокируется при счете, числа идут из правого полушария, и оно рассматривается как логическое полушарие. (Запишите 1,2,3 в правом полушарии ДомиЗнаю). В последнем случае личность транспонирована. Дальнейшие объяснения по этому случаю будут даны во 2-ой части.
Гимнастика мозга.
Пол Деннисона создал эту программу, решая собственные проблемы – дислексии и слабого зрения. Он разработал эту Гимнастику Мозга в 1970 – х годах в центре группового учения для неуспевающих «Walley» («Долина») в Калифорнии, где он в течении 20 лет помогал детям и взрослым.
Более чем за семьдесят лет пионеры в области сенсомоторного тренинга, прикладной кинесиологии и детской оптометрии выработали статистические методы исследования, позволяющие определить влияние движения на обучение. Деннисон начал синтез своей теории на основе этих работ в 1969 г. Он адаптировал результаты этих исследований (особенно в отношении детей, диагностированных как «неспособные к обучению»), разработав систему быстрых, простых, специфичных по каждой задаче движений, приносящих пользу каждому обучающемуся.
С момента основания в 1987 году Организации Образовательной Кинесиологии, исследовательские проекты, использующие Гимнастику Мозга, распространились по всему миру и принесли замечательные результаты.
Гимнастика Мозга также высоко эффективна для занятий спортом, музыкой, живописью и танцами всех видов.
Кнопки мозга.
Для того, чтобы выполнить это упражнение, необходимо положить одну руку на пупок, а другой рукой легко массировать углубления между первыми и вторыми ребрами в зоне под ключицами, слева и справа от грудины.
Рука на пупке позволяет сосредаточить внимание на центре тяжести тела. Упражнение приводит в готовность вестибулярный аппарат, который активизирует мозг, подготавливая его к восприятию сенсорной информации. А массаж точек под ключицей стимулирует приток крови через сонные артерии е мозгу.
Перекрестные шаги.
ПШ – это перекрестно – латеральная ходьба на месте. Когда вы касаетесь правым локтем левого колена, а затем наоборот, то активизируются одновременно обширные зоны обоих полушарий. Они способствуют сбалансированной активизации нервов мозолистого тела. ПШ выполняются очень медленно. В этом случае оно вовлекает и тонкую моторную координацию и требует сознательной активизации вестибулярного аппарата и лобных долей мозга.
Это упражнение эффективно для активизации полноценного функционирования мозга и распространения активности на передние доли.
Крюки.
Вначале скрестите лодыжки как вам это удобно. Затем скрестите руки в замок и выверните их внутрь на уровне груди, чтобы локти были направлены вниз. Это сложное перекрестное движение оказывает на мозг, тот же интегрирующий эффект, что и ПШ. Находясь в этом положении, прижмите язык к твердому небу за верхними зубами. Это действие возбуждает средний мозг, который находится прямо над твердым небом, а также помогает избавится от напряжения в языке, вызванного несбалансированной позой.
Поза «Крюков» способствует объединению эмоций лимбической системы с процессами мышления в лобных долях мозга, приводя к интегрированному состоянию, которое помогает наиболее эффективному учению и реагированию на происходящее.
Проведем опыт.
Подготовительная процедура, которая называется «Ритмирование», означает обретение Позитивности, Активности, Ясности и Энергитичности сознания и тела в процессе учения. Эту процедуру автор предлагает проводить перед любой деятельностью, когда вы хотите быть полностью вовлечены в ее процесс. Р. включает питье воды для энергетичного учения, «КМ», «ПШ», «Крюки».
Далее описаны упражнения ГМ, которые помогают развитию специфических навыков.
«Ленивые восьмерки» для письма.
Упражнение для улучшения письменной коммуникации.
Помогают установить необходимый ритм для улучшения координации «руки – глаза».
Чтобы сделать это упражнение нужно нарисовать «бесконечность» на доске или бумаге непрерывным движением.
Начиная от центра, затем по часовой стрелке. Каждой рукой рисуете 5 или более «восьмерок», затем 5 или более обеими руками вместе.
Лучше всего рисовать из крупно, но в пределах поля зрения.
Это действие способствует расслаблению мышц кистей, предплечий и плеч, а также облегчает процесс слежения глазами.
«ЛВ» очень помогают в периоды творческого застоя и при выполнении контрольных работ.
«Ленивые восьмерки» для глаз.
При выполнении внимание фокусируется на движениях глаз и системе координации «руки – глаза» и «глаза – руки».
Заключаются в слежении глазами за движущимся большим пальцем, описывающим «8 – ку» в горизонтальном поле видения.
Выставьте руку вперед на расстоянии локтя, поднимите большой палец на уровне переносицы в переднем зрительном поле и начните движения по форме «8». Движения должны быть медленными и осознанными для достижения максимальной мышечной концентрации. Держите голову прямо и расслабленно. Следите при этом за движением только глазами. Большой палец начитает движение от центра зрительного поля и идет вверх по краю поля зрения, далее против часовой стрелки вниз и возвращается в центр. Затем аналогично по часовой стрелке. Движение повторить как минимум по 3 раза каждой рукой, плавным и непрерывным движением. После этого сцепите руки в замок: большие пальцы направлены вверх и образуют «Х». Сосредоточьтесь на центре перекрестия и проделайте восьмерку двумя сцепленными руками.
Упражнение эффективно усиливает наружные глазные мышцы, способствует развитию и миелинизации нервных сетей, идущих от зоны, ответственной за центральное зрительное поле и точное моторное слежение. Устанавливает схемы координации «руки – глаза» и «глаза – руки».
Рисунок «ЛВ» может быть изображон в трехмерном варианте, приближаясь и удаляясь от глаз. Это упражнение тренирует внутренние мышцы глаз, которые отвечают за положение хрусталика и размер зрачка.
Люди которые носят очки могут снять из, чтобы поле зрения не было ограничено оправой. При правильном выполнении вы должны чувствовать максимальное движение мышц обоих глаз. Если мышцы глаз слабые – ощущение как после гимнастики для глаз. Это упражнение часто сложно дается людям, испытавшим сильный стресс (до боли в глазах).
«ЛВ» - важное коррекционное упражнение после работы на компьютере. Снимает усталость глаз, напряжение мышц шеи и боли в спине.
Слон.
Это одно из наиболее интегрирующих упражнений. При его выполнении левое ухо прижимается к левому плечу так плотно, чтобы между ними можно было держать лист бумаги, затем левая рука вытягивается как, хобот. Колени расслаблены, а рука рисует «ЛВ» против часовой стрелки, при этом глаза следят за движениями кончиков пальцев. Медленно 3 – 5 раз обеими руками.
«Слон» активизирует и балансирует всю систему «интеллект – тело». Возбуждает вестибулярный аппарат, особенно полукружные каналы уха. Задействует координацию «руки – глаза». Активизирует работу базального ганглия лимбической системы, мозжечка, сенсорные и моторные зоны коры, особенно лобные доли. Зрительная информация активизирует затылочные доли, а если добавить «слоновьи звуки», то и височные.
Упражнение рекомендуется людям с хроническим воспалением уха и нарушенной концентрацией внимания.
Думающий колпак.
Активизирует весь механизм слухового восприятия и способствует развитию памяти.
Нужно оттягивать ушные раковины, слегка выворачивая их и продвигаясь сверху вниз, мин. По 3 раза.
Эксперимент: закройте глаза и на напрягите слух. Слышите ли вы одинаково обоими ушам? Не кажется ли вам, что одно ухо больше другого и не слышите ли вы им яснее? Не кажутся ли какие-нибудь звуки приглушенными? Если вокруг вас шумно, способны ли вычленить отдельные звуки?
Теперь сделайте «ДК» и отметьте разницу.
Связь между слухом в височной доле и памятью в лимбической системе очень сильна. Рекомендуется делать когда нужно что-нибудь запомнить или вспомнить.
Энергетическая зевота.
Для выполнения этого упражнения нужно массировать мышцы вокруг зоны нижнечелюстного сустава.
Через этот сустав проходят стволы пяти черепных нервов, которые собирают информацию от всего лица, глазных мышц, языка и рта, активизируют все мышцы лица, глаза и рта при жевании и воспроизведении звуков.
Когда мы находимся в состоянии стресса, челюсть сжимается. ЭЗ расслабляет все лицо и поэтому поступление сенсорной информации проходит более эффективно. Оно также способствует более эффективной коммуникации и ясному звучанию.
Помпа.
Стресс может вызвать рефлекс, называемый «защитой ахиллова сухожилия», который вызывает напряжение и укорочение икроножной и камбаловидной мышцы
Помпа – это растягивающее упражнение, которое способствует расслаблению этих мышц.
Держитесь за спинку стула, стойте прямо; одну ногу выставьте вперед и согните колено, другую отведите назад примерно на 30 см. и расположите на носочке. Глубоко вдохните, а на выдохе опустите пятку на пол, одновременно, сгибая колено ноги, выставленной вперед. Тело должно оставаться в прямом положении, не наклоняясь вперед.
Упражнение связано с вербальными навыками, и , вниманию логопедов и детских психологов, сильно облегчает коммуникацию детей с дефектами речи или симптомами аутизма.
Энергетизатор.
Э – расслабляющее мышцы корпуса упражнение, сопровождающееся глубоким дыханием, повышающим уровень кислорода в крови; расслабляет мышцы шеи и плеч и способствует усилению тока спинномозговой жидкости. Э помогает пробудить весь организм особенно после работы за компьютером или долгого сидения.
Положите руки на стол перед собой. Наклоните подбородок к груди, ощущая растяжение мышц спины и расслабление плеч. С глубоким вдохом запрокиньте голову назад, прогните спину и раскройте грудную клетку. Затем сделайте выдох, снова расслабьте спину и опустите подбородок к груди.
Если выполнять это упражнение 10 -15 мин., стимулирует и повышает концентрацию внимания. Активизирует вестибулярный аппарат, «пробуждает» мозг, расслабляет плечи, что способствует улучшению слуха, и увеличивает циркуляцию кислорода, облегчая функционирование нс.
Латеральное переобучение по Деннисону.
Это серия специфических упражнений, кторые восстанавливают эффективное, интегрированное выполнение перекрестно – латеральных движений, зрение и слух. (Для тех кто не может делать перекрестные шаги). Выполняются под руководством квалифицированного инструктора.
В книге не приведены.
Список использованной литературы.
1.Карла Л. Ханнафорд. Мудрое движение. Мы учимся не только головой. Пер. с англ. М., 1999 г. – 238 с. ил.
2. Карла Ханнафорд. Доминирующий фактор. Как, зная ведущий глаз, ухо, руку и ногу, можно улучшить обучение. Перевод: А.Патрушев, Н.Казанцева (http://www.koob.ru/xannaford/)