Тренировка навыка тогда, когда от повторения качество воспроизведения уже не улучшается, называется переобучением. Ещё в конце девятнадцатого века основатель экспериментального изучения памяти Герман Эббингхауз отмечал, что переобучение помогает запомнить выученное на более длительный срок. Однако которые учёные считают переобучение бесполезным, и однозначного мнения насчёт пользы этого процесса до сих пор нет. Но вот авторы статьи в журнале Nature Neuroscience утверждают, что переобучение – не пустая трата времени.
Понять роль переобучения в том, как именно закрепляются навыки, помогли добровольцы. В эксперименте они учились выполнять задание, связанное с распознаванием картинки. В контрольной группе однотипные задания повторялись то количество раз, за которое достигался лучший результат, а в группе переобучения — в два раза большее. После перерыва испытуемые учились выполнять задание другого типа, а на следующий день проходили тест на использование полученных умений.
Если между обучением первому и второму типам заданий проходило 30 минут, то на следующий день люди из контрольной группы умели выполнять только задания второго типа, тогда как люди из группы переобучения выполняли оба типа заданий правильнее, чем до обучения, причём, первые задания лучше, чем вторые. Если же между обучением двум типам заданий проходило 3,5 часа, люди из обоих групп одинаково хорошо выполняли оба типа заданий на следующий день.
Учёные объясняют результаты так: навык, полученный без переобучения, может быстро перекрываться другим навыком и не сохраниться до перехода в стабильное состояние, который требует нескольких часов. Если между двумя тренировками проходит мало времени, переобучение стабилизирует первый полученный навык и не позволяет следующему перекрыть его. Однако, если тренировки разделены достаточно длительным перерывом, первый навык успевает стабилизироваться стандартным путём и не конкурирует со вторым навыком за «зал ожидания» вне зависимости от того, проходил ли человек переобучение.
С помощью магнитно-резонансной спектроскопии исследователи измерили концентрации возбуждающих и тормозящих сигналов (глутамата и гамма-аминомасляной кислоты соответственно) в оптических областях мозга, участвующих в визуальном обучении. Оказалось, что стабилизация навыка при переобучении связана с повышением относительного уровня тормозящего медиатора.
Итак, переобучение помогает закрепить только что полученный навык, но мешает освоить следующий. Как ни крути, при переизбытке информации что-нибудь да не влезет. Так что умение вовремя устроить переменку – залог успешного обучения.
Текст: Галина Клинк http://neuronovosti.ru