Об Ассоциации Специалистов Сенсорной Интеграции
  • Забыли пароль?
  • Регистрация

  • Главная
  • Об Ассоциации
    • Права и обязанности
    • Членство в Ассоциации
  • Новости
  • Форум
    • Ссылки по СИ на русском

Вы здесь

Главная

Тематический план курса «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»

Форма поиска

Тематический план курса 
«Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для учащихся 1—4 классов специальных (коррекционных)  образовательных учреждений VIII вида
 

Название раздела, тематика занятий

Количество
часов

1 класс

68

Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий

2

Развитие моторики, графомоторных навыков

14

Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога (бросание в цель)

1

Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога (повороты, перестроения)

1

Формирование чувства равновесия («дорожка следов»)

1

Развитие согласованности действий и движений разных частей тела (повороты с движениями рук, ходьба с изменением направления и т. д.)

2

Развитие мелкой моторики пальцев рук. Пальчиковая гимнастика

2

Развитие навыков владения письменными принадлежностями (карандашом, ручкой)

2

Обводка по трафарету (внутреннему и внешнему) и штриховка

2

Развитие координации движений руки и глаза (завязывание шнурков, нанизывание бусин)

1

Работа в технике рваной аппликации

1

Сгибание бумаги. Вырезание ножницами прямых полос

1

Тактильно-двигательное восприятие

4

Определение на ощупь величины предмета (большой — маленький — самый маленький)
Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

1

Определение на ощупь плоскостных фигур и предметов

1

Упражнения в раскатывании пластилина. Лепка «Угощение»

1

Игры с крупной мозаикой

1

Кинестетическое и кинетическое развитие

4

Формирование ощущений от различных поз тела, вербализация собственных ощущений. Дидактическая игра «Море волнуется»

1

Движения и позы верхних и нижних конечностей (сенсорная тропа для ног, «акробаты», имитация ветра)

1

Движения и позы головы по показу, вербализация собственных ощущений

1

Выразительность движений. Имитация движений (оркестр, повадки зверей)

1

Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов

18

Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник)

2

Выделение формы предмета, обозначение формы предмета словом

2

Группировка предметов и их изображений по форме (по показу: круглые, квадратные, прямоугольные, треугольные)

1

Дидактическая игра «К каждой фигуре подбери предметы, похожие по форме»

1

Работа с геометрическим конструктором (по показу: крупный напольный «Лего»)

1

Дидактическая игра «Какой фигуры не стало» (3—4 предмета)

1

Различение предметов по величине (большой — маленький)

1

Сравнение двух предметов по высоте и длине

1

Сравнение двух предметов по ширине и толщине

1

Моделирование геометрических фигур из составляющих частей по образцу

1

Знакомство с основными цветами (красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый)

1

Дидактическая игра «Назови цвет предмета»

1

Различение и обозначение основных цветов. Дидактическая игра «Угадай, какого цвета»

1

Конструирование объемных предметов из составных частей (2—3 детали)

2

Составление целого из частей (2—3 детали) на разрезном наглядном материале

1

Развитие зрительного восприятия

5

Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2—3 деталей, по инструкции педагога)

1

Нахождение отличительных и общих признаков двух предметов. Игра «Сравни предметы»

1

Дидактическая игра «Какой детали не хватает» (у стола — ножки, у стула — спинки, у ведра — ручки)

1

Дидактическая игра «Что изменилось» (3—4 предмета)

1

Упражнения для профилактики и коррекции зрения

1

Восприятие особых свойств предметов

4

Развитие осязания (контрастные температурные ощущения: холодный — горячий), обозначение словом

1

Вкусовые ощущения (кислый, сладкий, горький, соленый). Дидактическая игра «Узнай по вкусу»

1

Развитие обоняния (приятный запах — неприятный запах). Дидактическая игра «Определи по запаху»

1

Барические ощущения (восприятие чувства тяжести: тяжелый — легкий). Упражнения на сравнение различных предметов по тяжести

1

Развитие слухового восприятия

5

Выделение и различение звуков окружающей среды (стон, звон, гудение, жужжание). Дидактическая игра «Узнай на слух»

2

Различение музыкальных звуков и звуков окружающей среды (шелест листьев, скрип снега, шум шин). Прослушивание музыкальных произведений

1

Различение речевых и музыкальных звуков

1

Дидактическая игра «Кто и как голос подает» (имитация крика животных)

1

Восприятие пространства

7

Ориентировка на собственном теле (правая или левая рука, правая или левая нога)

1

Движение в заданном направлении в пространстве (вперед, назад и т. д.)

1

Ориентировка в помещении (классная комната). Определение расположения предметов в помещении

1

Ориентировка в линейном ряду (крайний предмет, первый, на третьем месте и т. д.)

1

Ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая или левая сторона)

1

Составление на листе бумаги комбинаций из полосок, плоскостных геометрических фигур

1

Расположение предметов на листе бумаги. Дидактическая игра «Расположи верно»

1

Восприятие времени

5

Сутки. Части суток (утро, день, вечер, ночь). Упражнения на графической модели «Сутки»

1

Последовательность событий (смена времени суток)

1

Понятия «сегодня», «завтра», «вчера»

1

Неделя. Семь суток. Порядок дней недели

1

Дидактическая игра «Веселая неделя»

1

2 класс

68

Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий

2

Развитие моторики, графомоторных навыков

14

Развитие точности движений (метание в цель мяча, стрел; «Кольцеброс»)

2

Координация движений (игры с мячом, обручем)

2

Обучение целенаправленным действиям по двухзвенной инструкции педагога (2 шага вперед — поворот направо и т. д.)

1

Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением

1

Упражнения на синхронность работы обеих рук (работа со шнуром, нанизывание бус)

1

Штриховка в разных направлениях и рисование по трафарету

2

Обводка по трафарету орнамента из геометрических фигур

1

Развитие координации движений рук и глаз (по инструкции педагога)

1

Графический диктант (по показу)

1

Вырезание ножницами из бумаги по шаблону прямоугольных, квадратных, треугольных форм

1

Работа в технике объемной аппликации

1

Тактильно-двигательное восприятие

4

Определение на ощупь предметов с разными свойствами (мягкие, жесткие, холодные, теплые)

1

Определение на ощупь формы предметов. Дидактическая игра «Волшебный мешочек»

1

Работа с пластилином и глиной (твердое и мягкое состояние)

1

Игры со средней мозаикой

1

Кинестетическое и кинетическое развитие

4

Движения и позы верхних и нижних конечностей (упражнения по инструкции педагога)

1

Движения и положения головы (по инструкции педагога), вербализация собственных ощущений

1

Движения и позы всего тела. Дидактическая игра «Зеркало»

1

Имитация движений и поз (повадки зверей, природных явлений)

1

Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов

14

Формирование эталонов объемных геометрических фигур (шар, куб)

2

Группировка предметов по форме (объемные и плоскостные)

1

Сравнение 2—3 предметов по высоте и толщине

1

Сравнение 2—3 предметов по длине и ширине

1

Группировка предметов по форме и величине по инструкции педагога

1

Группировка предметов по форме и цвету по инструкции педагога

1

Составление сериационных рядов по величине из 3—4 предметов по заданному признаку

1

Различение цветов и оттенков. Дидактическая игра «Что бывает такого цвета»

1

Подбор оттенков к основным цветам. Дидактическая игра «Подбери предмет такого же цвета»

1

Конструирование предметов из геометрических фигур (2—4 детали)

1

Выделение и различение частей знакомых предметов (стул — спинка, ножки, сиденье; шкаф — дверцы, стенки и т. д.)

1

Составление целого из частей (3—4 детали) на разрезном наглядном материале

2

Развитие зрительного восприятия

5

Формирование навыков зрительного анализа и синтеза предметов, состоящих из 3—4 деталей (по инструкции педагога)

1

Нахождение отличий на наглядном материале (сравнение двух картинок)

1

Развитие зрительной памяти. Дидактическая игра «Что изменилось?» (4—5 предметов)

1

Различение наложенных изображений предметов (2—3 изображения)

1

Упражнения для профилактики и коррекции зрения

1

Восприятие особых свойств предметов

6

Развитие осязания (температурные ощущения). Приборы измерения температуры (градусник)

1

Различие вкусовых качеств (сладкое — горькое, сырое — вареное). Дидактическая игра «Узнай на вкус»

1

Развитие обоняния (контрастные ароматы: резкий — мягкий; пищевые запахи), обозначение словом ощущений

2

Восприятие чувства тяжести от разных предметов (вата, гвозди, брусок и т. д.), словесное обозначение барических ощущений

2

Развитие слухового восприятия

5

Дифференцировка звуков шумовых и музыкальных инструментов (погремушка, барабан, колокольчик, ложки, гармошка, бубен)

1

Характеристика звуков по громкости и длительности (шумы, музыкальные и речевые звуки)

1

Различение мелодии по характеру (веселая, грустная). Прослушивание музыкальных произведений

1

Звуковая имитация (подражание звукам окружающей среды)

1

Дидактическая игра «Кто позвал тебя, скажи» (различение по голосу)

1

Восприятие пространства

7

Ориентировка в помещении, движение в заданном направлении, обозначение словом направления движения

1

Ориентировка в школьном помещении, понятия «дальше — ближе»

1

Ориентировка на листе бумаги (выделение всех углов)

1

Расположение плоскостных и объемных предметов в вертикальном поле листа

1

Расположение плоскостных и объемных предметов в горизонтальном поле листа, словесное обозначение пространственных отношений между предметами

1

Пространственная ориентировка на поверхности парты

1

Дидактическая игра «Определи положение предмета», вербализация пространственных отношений с использованием предлогов

1

Восприятие времени

7

Порядок месяцев в году

2

Времена года. Работа с графической моделью «Времена года»

1

Знакомство с часами (циферблат, стрелки)

1

Меры времени (секунда, минута, час, сутки)

1

Определение времени по часам. Игры с моделью часов

2

3 класс

68

Обследование вновь принятых детей

1

Развитие моторики, графомоторных навыков

12

Упражнения на развитие меткости («Кольцеброс», дартс, «Тир»)

1

Развитие согласованности движений на разные группы мышц (по инструкции педагога)

1

Обучение целенаправленным действиям по двух- и трехзвенной инструкции педагога (два шага вперед — поворот направо — один шаг назад и т. д.)

1

Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением

1

Совершенствование точности мелких движений рук (завязывание, развязывание, шнуровка, застегивание)

1

Обводка контуров предметных изображений, штриховка в разных направлениях

1

Рисование бордюров по образцу

1

Графический диктант (зрительный и на слух)

2

Вырезание ножницами из бумаги по контуру предметных изображений

2

Работа в технике объемной и рваной аппликации

1

Тактильно-двигательное восприятие

5

Определение предметов на ощупь, выделение разных свойств и качеств (мягкие и жесткие, крупные и мелкие предметы)

1

Восприятие поверхности на ощупь (гладкая, шершавая, колючая, пушистая). Дидактическая игра «Что бывает ... (пушистое)»

2

Работа с пластилином и глиной (раскатывание, скатывание, вдавливание). Лепка «Овощи»

1

Игры с сюжетной мозаикой

1

Кинестетическое и кинетическое развитие

4

Формирование ощущений от статических и динамических поз различных частей тела (глаза, рот, пальцы), вербализация собственных ощущений

2

Выразительность движений (имитация повадок животных, инсценирование школьных событий)

2

Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов

14

Сравнение и обозначение словом формы предметов (3—4 предмета)

1

Понятие «овал». Упражнения в сравнении круга и овала

1

Комбинирование разных форм из геометрического конструктора по инструкции

1

Сравнение и обозначение словом величины разных предметов по двум параметрам (длинный и широкий, узкий и короткий и т. д.)

1

Дидактическая игра «Часть и целое»

1

Составление сериационных рядов по величине из 4—5 предметов

2

Группировка предметов по самостоятельно выделенному признаку

1

Цветовой спектр. Цвета теплые и холодные

1

Составление сериационного ряда из 4—5 кругов разной насыщенности одного цвета

1

Дидактическая игра «Цветик-семицветик»

1

Узнавание предмета по его отдельным частям. Дорисовывание незаконченных изображений знакомых предметов

1

Составление предмета или целостной конструкции из мелких деталей (пазлы, настольный «Лего»)

2

Развитие зрительного восприятия

6

Совершенствование зрительно-двигательной координации рук и глаз. Рисование бордюров по наглядному образцу

1

Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (сравнение двух картинок)

1

Сравнение трех предметов, отличающихся незначительными качествами или свойствами

1

Тренировка зрительной памяти. Дидактическая игра «Что изменилось?»

1

Дидактическая игра «Повтори узор» («Сделай так же»)

1

Упражнения для профилактики и коррекции зрения

1

Восприятие особых свойств предметов

6

Развитие осязания (теплее — холоднее), словесное обозначение. Определение контрастных температур предметов (грелка, утюг, чайник)

1

Различение пищевых запахов и вкусов, их словесное обозначение

1

Определение различных свойств веществ (твердость, сыпучесть, вязкость, растворимость)

2

Развитие дифференцированных ощущений чувства тяжести (тяжелее — легче). Взвешивание на ладони, определение веса на глаз

2

Развитие слухового восприятия

6

Определение направления звука в пространстве (справа — слева — спереди — сзади). Дидактическая игра «Догадайся, откуда звук»

1

Выполнение действий по звуковому сигналу (поворот головы на определенный звук). Дидактическая игра «Прерванная песня»

2

Различение музыкальных и речевых звуков по высоте тона

1

Различение мелодий по темпу, прослушивание музыкальных отрывков

1

Развитие чувства ритма. Дидактическая игра «Мы — барабанщики»

1

Восприятие пространства

7

Ориентировка в пространстве (в помещении и на улице), вербализация пространственных отношений с использованием предлогов

1

Развитие пространственного праксиса, словесный отчет о выполнении задания. Дидактическая игра «Куда пойдешь, то и найдешь»

1

Моделирование пространственного расположения мебели в комнате. Дидактическая игра «Обставим комнату»

1

Деление листа на глаз, на две и четыре равные части

1

Расположение предметов в вертикальном и горизонтальном полях листа

1

Ориентировка на листе бумаги разного размера, прикрепленном к доске (вертикальное расположение листа)

1

Расположение предметов и их перемещение на поверхности парты

1

Восприятие времени

7

Определение времени по часам

2

Длительность временных интервалов (1 с, 1 мин, 5 мин, 1 ч)

1

Дидактическая игра «Успей за 1, 2, 5 мин»

1

Объемность времени (сутки, неделя, месяц, год)

2

Времена года, их закономерная смена. Дидактическая игра «Когда это бывает?»

1

4 класс

68

Обследование вновь принятых детей

1

Развитие моторики, графомоторных навыков

10

Развитие согласованности движений на разные группы мышц (по инструкции педагога)

1

Соотношение движений с поданным звуковым сигналом (один хлопок — бег вперед, два хлопка — бег назад и т. д.)

1

Выполнение целенаправленных действий по трехзвенной инструкции педагога (поворот направо — два шага вперед — один шаг назад), словесный отчет о выполнении

2

Совершенствование точности мелких движений рук (мелкая мозаика, «Лего», соединение колец в цепочку)

1

Графический диктант с усложненными заданиями

2

Вычерчивание геометрических фигур (окружность, квадрат, треугольник)

1

Дорисовывание симметричной половины изображения

1

Вырезание ножницами на глаз изображений предметов (елочка, снежинка, яблоко)

1

Тактильно-двигательное восприятие

5

Тонкая дифференцировка предметов на ощупь по разным качествам и свойствам (выпуклый, вогнутый, колючий, деревянный, горячий)

2

Закрепление тактильных ощущений при работе с пластилином и глиной

1

Игра «Волшебный мешочек» (с мелкими предметами)

1

Игры с мелкой мозаикой

1

Кинестетическое и кинетическое развитие

4

Сочетание движений и поз различных частей тела (по инструкции педагога), вербализация поз и действий

1

Упражнения на расслабление и снятие мышечных зажимов

1

Воображаемые действия (вдеть нитку в иголку, подбросить мяч, наколоть дров, прополоскать белье)

2

Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов

12

Группировка предметов по двум самостоятельно выделенным признакам, обозначение словом

1

Сравнение и группировка предметов по форме, величине и цвету

2

Составление сериационных рядов по самостоятельно выделенным признакам из 4—5 предметов

1

Использование простых мерок для измерения и сопоставления отдельных параметров предметов (по длине, ширине, высоте)

2

Цветовой спектр. Смешение цветов (оттенки)

1

Определение постоянных цветов. Дидактическая игра «Назови цвет»

1

Конструирование сложных форм предметов («Технический конструктор», мелкие пазлы)

1

Узнавание предмета по одному элементу

1

Узнавание предмета по словесному описанию. Дидактическая игра «Узнай по описанию»

2

Развитие зрительного восприятия

7

Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (сравнение 2—3-предметных (сюжетных) картинок)

2

Нахождение нелепиц на картинках

2

Дидактическая игра «Лабиринт»

1

Тренировка зрительной памяти. Дидактическая игра «Нарисуй по памяти»

1

Профилактика зрения. Гимнастика для глаз

1

Восприятие особых свойств предметов

10

Развитие дифференцированных осязательных ощущений (сухое — влажное — мокрое и т. д.), их словесное обозначение

1

Температура. Градусники для измерения температуры тела, воды, воздуха

2

Развитие дифференцированных вкусовых ощущений (сладкий — слаще, кислый — кислее и т. д.), словесное обозначение

1

Дифференцированное восприятие ароматов (запах фруктов, цветов, парфюмерии). Дидактическая игра «Угадай предмет по запаху»

1

Упражнения в измерении веса предметов на весах

1

Определение противоположных качеств предметов (чистый — грязный, темный — светлый, вредный — полезный)

2

Определение противоположных действий, совершаемых с предметами (открыть — закрыть, расстегнуть — застегнуть, одеть — раздеть)

2

Развитие слухового восприятия

6

Различение звуков по длительности и громкости (неречевых, речевых, музыкальных)

1

Дифференцировка звуков по громкости и по высоте тона (неречевых, речевых, музыкальных). Дидактическая игра «Определи самый громкий (высокий) звук»

1

Развитие слухомоторной координации. Дидактическая игра «Запрещенный звук»

1

Определение на слух звучания различных музыкальных инструментов. Дидактическая игра «Угадай, что звучит»

1

Формирование чувства ритма. Игровые упражнения

1

Дидактическая игра «Угадай по голосу»

1

Восприятие пространства

6

Ориентировка в помещении и на улице по словесной инструкции

2

Определение расположения предметов в ближнем и дальнем пространстве

1

Моделирование расположения предметов в пространстве, вербализация пространственных отношений

1

Моделирование пространственных ситуаций по инструкции педагога (расстановка мебели в кукольной комнате)

1

Ориентировка на листе бумаги разного формата (тетрадный, альбомный, ватман) и по-разному расположенного (горизонтально, вертикально, под углом)

1

Восприятие времени

7

Определение времени по часам

1

Длительность временных интервалов. Дидактическая игра «Береги минутку»

2

Работа с календарем и моделью календарного года

1

Дидактическая игра «Когда это бывает?»

1

Последовательность основных жизненных событий

1

Возраст людей

1

 

Поделиться:

Главное меню

  • Главная
    • А у проблемы есть имя - НАРУШЕНИЕ ОБРАБОТКИ СЕНСОРНОЙ ИНФОРМАЦИИ (НОСИ).
    • Была открыта биологическая основа нарушений обработки сенсорной информации у детей
    • Мозг и сенсорная интеграция
  • Об Ассоциации
  • Мероприятия Ассоциации
  • Новости
  • Статьи
  • Библиотека
  • Документы
  • Презентации, видеофайлы, аудиофайлы
  • Часто задаваемые вопросы о методе ASI® (теория сенсорной интеграции Джин Айрес)
    • Способы диагностики дисфункции сенсорной интеграции у детей
    • Нарушение, которого не видят, не понимают и не диагностируют
  • Форум

Подписка на новости

Календарь событий

Мы в соцсетях

 

Контактная информация

Контакты по вопросам сотрудничества

и консультаций :

https://t.me/sensornaya_integraciya

 

статистика

Реквизиты

НП "Ассоциация специалистов сенсорной интеграции"

Р/С   40703810405100000040 В
МОСКОВСКИЙ ФИЛИАЛ ОАО "ГУТА-БАНК"

БИК 044583915

К/С  30101810600000000915 

ИНН  7718748236

КПП  771801001

ОГРН  1127799025045

ОКПО  16343133 

нас читают

Новые обсуждения на форуме

  • Обученные специалисты программы «Оценка нейромоторной готовности к обучению».
  • Список сертифицированных специалистов по сенсорной интеграции
  • Программы по курсу "Коррекция психомоторики и сенсорных процессов"
  • Сенсорные игрушки по доступным ценам.
Еще

Copyright ©2013- 2023  Ассоциация специалистов сенсорной интеграции.