ЮРИЙ ФИЛЁВ
Сенсорный материал не является заменой мира, он помогает и направляет внутреннюю работу ребёнка. Мы не отделяем ребёнка от мира, а лишь даём ему инструменты, чтобы он мог познать культуру. Сенсорный материал – это ключ к миру, а не замена мира.
Мария Монтессори, из лекций, прочитанных в Риме в 1931 году
Анализатор вкусовых ощущений играет важную роль в системе пищеварения. Он даёт информацию и о химическом составе, и о предполагаемом качестве пищи, попадающей в рот. Кроме того, вкусовой анализатор в самом начале всей пищеварительной системы, он рефлекторно воздействует на многие железы внутренней секреции (слюнные), железы желудочно-кишечного тракта, печень, поджелудочную железу, регулируя их деятельность.
Язык, как основной орган вкуса, различает четыре его основные разновидности: солёный, горький, кислый и сладкий. Вкусовые сосочки, ответственные за различение вкуса, расположены по всей поверхности языка, но разные его области по-разному ощущают вкус: за сладкие ощущения ответственен кончик языка; на кислое реагируют края; на солёное – кончик языка и его края; горечь ощущается корнем языка, кроме того, сохраняется долгое горькое послевкусие.
Вкус является ощущением и результирующим восприятием языком химических веществ, растворённых в физиологической слюне или воде. Вкус, как чувство, изменяется гораздо стремительнее других чувств. К примеру, младенец ощущает вкус не только всей поверхностью языка, но и нёбом. У маленького ребёнка вкус — один из ведущих органов чувств, во многом именно поэтому младенцам всё нужно пробовать на вкус и на зуб. Однако с годами вкусовых рецепторов остаётся гораздо меньше.
Для развития и обострения у ребёнка вкусовых ощущений в Монтессори-среде существует отдельный материал – вкусовые бутылочки. Он состоит из четырёх пар одинаковых маленьких стеклянных бутылочек с капельницами на подносе. Первая пара содержит солёный вкус (физиологический раствор), вторая – сладкий вкус (раствор сахара), третья – горький вкус (чаще всего используется сок алоэ), четвёртая – кислый вкус (разведённый уксус или лимонный сок). Ещё понадобятся маленькая кофейная ложечка, два маленьких стаканчика (можно использовать одноразовые) и две бумажные салфетки.
Стаканчики наполняются питьевой водой. Вкусовые растворы из бутылочек поочерёдно капаются на ложечки и пробуются ребёнком. После дегустации для предотвращения смешивания чистых вкусов в одном стаканчике обмывается ложечка, из другого делается глоточек воды. Постепенно ребёнок разбивает все вкусы по парам. Гиду необходимо следить за выражением своего лица и сдерживать яркие проявления «вкусовых» эмоций: ребёнок может захотеть повторить эти гримасы, а иногда и принять их для постоянного применения. Не стоит навязывать ребёнку свою мимику.
В следующем упражнении ребёнок пробует вкусы с открытым, а затем закрытым носом. Вкус из-за этого может претерпеть субъективные изменения. В процессе этого упражнения происходит осознание ребёнком связи между вкусом и обонянием.
Языковые обозначения основных разновидностей вкусов — сладкий, горький, солёный, кислый, — вводятся по мере необходимости.
В качестве дополнительного упражнения можно попробовать с закрытыми глазами различные овощи или фрукты. С течением времени можно ещё усложнить упражнение и дополнительно давать описание, какой именно вкус у этого овоща-фрукта.
Контроль ошибок самостоятельный и зависит от изначальной способности ребёнка различать вкусы.
Прямая цель материала — это обострение вкусовых ощущений. Оптимальный возраст вхождения в материал — 3,5-4 года.