ТАКТИЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА, ИГРЫ, ИДЕИ И УПРАЖНЕНИЯ
Ольга Хлебец
В развитии мелкой моторики мы особое внимание уделяем сенсорному восприятию, тактильным ощущениям, ведь это благоприятно сказывается на общем состоянии ребенка, активизирует работу мозга.
Сегодня есть масса игрушек, игр и тренажеров для развития сенсорики, тактильных книг, но хотелось бы остановиться на более простых и интересных идеях, играх и упражнениях, которые можно делать дома каждый день, особо к этому готовясь. Помните, развивается то, что тренируется.
1. Тактильные крышечки - берем крышечки из-под баночек с пюре или сока, набираем разнофактурную ткань, вырезаем по размеру крышечки и клеем на внутреннюю поверхность. Как пользоваться: можно сшить дополнительно коврики из такой же ткани и предложить ребенку соединить крышечку и ткань одной фактуры; положить все крышечки в непрозрачный мешочек и просить ребенка вытащить крышечку с гладкой фактурой (кожа), пушистой (мех), шершавой (бархат),ребристой (вильвет) и т.д.; можно искать пары одинковых фактур; можно искать противоположные фактуры (не похожие),например, мех и кожа.
2. Поделки из природного материала и круп. Тут уже ваша фантазия что делать из того, что есть под рукой.
3. Поделки из пуговиц и проволоки. Берете проволоку, которая легко гнется и фантазируете с имеюшимися пуговицами. Можно сделать бабочку - крылья будут собранные и закрученные в кружочек (4 шт.) пуговицы, а тело выложить из пуговиц одного размера и цвета (можно пришить тело к ткани, а затем стежками прикрепить крылья). Фантазируйте.
3. Рисование пальчиками и ладошками.
4. Рисование паролоном на ватмане - это очень интересно и быстро видно результат работы (можнно сделать автопортрет ребенка и повесить на стену).
5. Если малыш еще маленький, просто ходите с ним по дому и трогайте, как можно больше предметов. Называетй их свойства: шершавый, гладкий, пушистый. Трогайте не только ручками малыша, но и его ножками. Приводите, как можно больше сравнений. Это поможет ребенку развить образное мышление намного быстрее.
6. Поиграйте в игру «Магазин тканей». Возьмите заготовки различных кусочков ткани. Разложите их на "прилавке". Пусть к вам приходят в магазин различные игрушки, куклы и покупают ткань для одежды. Например, пришел зайчик, ему нужна тонкая, нежная ткань для кофточки. Мишке нужна ткань потеплее для свитера. Кукле – для шубы. Предложите ребенку разделить ткань на две кучки: ткань для зимы и для лета. Поговорите о том, чем они отличаются.
7. Намочите разные куски ткани в воде. Посмотрите, какая ткань намокнет быстрее, какая медленее. Намокли? Теперь предложите ребенку выкрутить ткань. Очень полезное упражнение.
8. Делайте аппликации с крупой и цветной солью (ее можно купить готовую, можно взять соль для ванн разных цветов, а можно покрасить обычную соль гуашью и высушить в духовке от 5 до 15 минут, пройтись по ней скалкой для измельчения). Для этого вам понадобятся готовые шаблоны картинок. Намажьте их клеем, и пусть ребенок посыпает в
середину картинки крупу или соль.
9. Ребенок садится на стул, закрывает глаза. Взрослый кисточкой рисует по руке малыша разные фигуры: треугольник,квадрат, солнышко, домик. Ребенок должен почувствовать, какой это предмет.
Начинать нужно с простых фигур, постепенно переходя к сложным. В более старшем возрасте можно писать и угадывать буквы и цифры.
10. Насыпьте в миску крупу или фасоль и "спрячьте" в эту крупу мелкие игрушки, пуговицы, бусины, киндеры и т.д. Предложите ребенку отыскать "клад".
11. Собирайте бусы, нанизывайте большие бусины на шнурок.
12. Насыпьте в коробку из-под конфет манки или муки и предложите порисовать в ней. Можно использовать различные кисточки, "расчески", предметы с неровными краями, чтобы рисунок получался более оригинальный.
13. Ребенок закрывает глаза, вы даете ему в руки вырезанную из картона фигурку и спрашиваете, что это за предмет. После ответа фигурка убирается, ребенок открывает глаза и рисует ее по памяти. Затем ребенка просят сравнить его рисунок с контуром и обвести фигурку карандашом.
Есть еще очень много различных игр,помогающих в тактильном развитии:сенсорный коврик — это коврик, состоящий из материалов разных фактур, и прикосновение к нему обеспечивает разнообразные тактильные ощущения;
сенсорные игрушки-мешочки — это игрушки из ткани, наполненные маленькими шариками (или сшитые самостоятельно и заполненные фасолью,
горохом, крупами); пальчиковые краски;
емкости разного размера (коробки,стаканчики, ведерки, маленькие кастрюльки с крышками, шкатулочки) — ребенок не без удовольствия будет вставлять емкости друг в друга, складывать в них маленькие игрушки, вынимать и снова складывать;стаканчики- пирамидки, всевозможные пирамидки; кубики; вкладыши — это небольшие предметы, которые необходимо вложить в соответствующие
отверстия в плоской рамке или в ящичке с прорезями; копилки; матрешки и т.д. Хороши и интересны игры с водой - переливания, ловля рыбы, доставание со дна тазика или ванны предметов из воды; можно красить воду красками или проводить легкие опыты - гасить соду, делать шипучку.