Вы здесь

ПРОЯВЛЕНИЕ ЛОВКОСТИ У СОВРЕМЕННЫХ ДЕТЕЙ КАК ОТРАЖЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ТЕЛЕСНОГО ОПЫТА

Пегов В.А., Козлова А.Э. Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма
 
Современная цивилизация, рождённая и оформляемая с начала Нового времени, инициируется достижениями естествознания и производимой им техникой, что радикальным образом преобразовало жизнь людей, особенно в последние 50-100 лет. Характерными чертами этого преобразования являются: существенное увеличение объёма различных видов деятельности, осуществляемых в неожиданно возникающих и постоянно меняющихся ситуациях, что требует от детей и взрослых людей проявления находчивости, быстроты реакции, волевого усилия, способности к концентрации и переключению внимания, телесной и душевной лабильности. Всё это, в свою очередь, заметно повышает значение формирования смысловой структуры двигательных актов [6] для избегания последствий хаотизации жизненных проявлений, в первую очередь, детей и подростков. То, что данная проблема является актуальной для всех западных стран, свидетельствует нарастающее число детей с диагнозом синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Наоборот, свидетельством здорового пребывания детей в собственном теле – здоровой «телесности» (понятие, которое сейчас активно используется философами, социологами, психологами, но не специалистами по физическому воспитанию (!)) – всегда было хорошее или, как минимум, достаточное развитие таких телесных качеств, как ловкость, гибкость, пластичность.
 
Сейчас по отношению к понятию ловкость в научной и учебнометодической литературе существуют разные подходы, среди прочих, и в том числе, выделяющих не одно, а два понятия: ловкость и координационные способности (последнее было введено и разработано в конце XX века). При этом одни авторы считают, что термин «ловкость» входит в состав координационных способностей, другие – выделяют ловкость, как самостоятельное качество. Так С. В. Быстрова под ловкостью понимает комплексное психофизическое качество, неповторимое и индивидуальное, как отпечатки пальцев, позволяющее рационально использовать имеющийся двигательный опыт в новых, необычных условиях [2]. Т. А. Семёнова полагает, что ловкость связана: с осознанным и эффективным использованием двигательного опыта; со способностью создавать новые двигательные акты и двигательные навыки; с умением быстро переключаться с одного движения на другое при изменении ситуации; а также с навыком выполнять сложнокоординационные движения [6].
 
В свою очередь, О. А. Двейрина определяет координационные способности в качестве совокупности свойств организма человека, проявляющихся в процессе решения двигательных задач разной координационной сложности в соответствии с уровнем построения движений и обуславливающих успешность управления двигательными действиями [3]. С. Фёдорова даёт более развёрнутую характеристику координационным способностям, которые у детей проявляются в большом многообразии: способность к динамическому и статическому равновесию; кинестетическая способность, разновидностями которой являются способности регулировать динамические, временные и пространственные параметры движений и точно соизмерять их; способность к переключению (согласованию разнонаправленных движений) в процессе двигательной деятельности в соответствии с программой действий или изменившейся в ходе ее реализации ситуацией; способность к ориентации в пространстве, т. е. к определению и изменению положения тела в пространственновременном поле, особенно с учетом меняющейся ситуации и движущегося объекта; способность к управлению темпом и ритмом целостного двигательного акта, благодаря которой в движениях ребенка формируется целесообразная последовательность и взаимосвязь акцентированных моментов двигательного действия; способность к произвольному мышечному расслаблению [8].
 
Безусловно, современное видение ловкости и ловкого человека отличается от того, что мы находим 150 лет назад в словаре В. Даля: «складный в движениях». Или в «Словаре синонимов»: гибкий, гнуткий, поворотливый, искусный, проворный, расторопный, умелый; тонкий, дипломатический, тактичный; пронырливый, добывчивый, пролаз, пролаза, находчивый; чисто работает. Тем не менее, от прошлого всё равно остался смысл, связанный с виртуозным владением своим движущимся телом. А сейчас ещё добавляется то, что это двигательное качество, в отличие от силы, быстроты и выносливости, имеет у каждого человека не столько количественную характеристику, сколько строго свою индивидуальную (уникальную) структуру.
 
С одной стороны, именно этот аспект ловкости является знаковым в современных условиях – условиях нарастающей манифестации индивидуального начала человека, в том числе, через телесный опыт (достаточно посмотреть в интернете видеозаписи достижений отдельных подростков и молодых людей в искусности владения телом). С другой стороны, несмотря на имеющиеся исследования и разработки, можно наблюдать своего рода декаданс ловкости как в повседневной жизни, так и в профессиональной среде. Приведём лишь два примера. Так, в перечне причин травм у юных гимнасток лишь одна из перечисленных – «несоответствие спортивной техники возможностям спортсмена» [4] – может в какой-то степени быть соотнесена с ловкостью. Хотя вроде бы должно быть совершенно очевидно, что именно неловкое движение ребёнка приводит к возникновению травмы.
 
Другой пример. В проведённом исследовании одного из авторов статьи [5] молодые люди, обучающиеся в вузе физической культуры, при опросе отмечали более слабое развитие у себя таких двигательных качеств и способностей, как ловкость, гибкость, пластичность. Что примечательно, статистически значимо слабое развитие именно гибкости, ловкости, координационных способностей отмечали, в первую очередь, те студенты, которые к данному моменту своей жизни уже имели опыт злоупотребления веществами, изменяющими состояние сознания. Они же, как правило, имели и другой негативный опыт – опыт «зависания» в компьютерных играх.
 
Это неудивительно. Различные исследования показали, что и в семьях, и в детских садах, и в школах развитию ловкости уделяется мало внимания [1]. Само изучение степени развития этого двигательного качества у маленьких детей вызывает вполне объективные трудности. В связи с этим нужно более внимательно посмотреть, во-первых, на утверждение В. Старосты о том, что измерения уровня координации на основе исполнения вращения тела является более точным методом по сравнению с другими [7] (уместно вспомнить русские эпитеты «поворотливый», «неповоротливый», «вёрткий (вертлявый)»; в Германии XIX в. разрабатывалась так называемая «гимнастика Ф.-Л. Яна», которая имела немецкое название «Die deutsche Turnkunst», где Turnkunst буквально означало «искусство изворотливости (вертеться, поворачиваться)»). В предлагаемом им тесте определяются следующие составляющие координационных способностей: быстрота двигательной реакции, ритмизация движений, сохранение равновесия, пространственная ориентировка и кинетическая дифференцировка движений.
 
Во-вторых, следует обратить внимание на предложенный В. Старостой перспективный метод изучения координационных способностей у детей – так называемый «координациометр», который уже применялся в ряде исследований (см., например: [8]).
 
Всё это необходимо иметь ввиду в связи с решением вопроса о степени и качестве переноса ловкости и координационных способностей у детей на другие аспекты их жизни. В частности, не только в исследовательском, но и в практическом (педагогическом) смысле важно понять: фиксируемые повсеместно тенденции, с одной стороны, обеднения телесного опыта подрастающего поколения, а с другой стороны – нарастания сложностей в формировании учебных способностей (в письме, в чтении, в математике и проч.), имеют независимый друг от друга характер, или они сопряжены, в том числе, и на уровне причинно-следственных взаимосвязей?

 

Литература

1. Бесшапошникова, С. Ю. Развитие двигательной координации у детей 5-7 лет с использованием гимнастических упражнений на уменьшенной опоре: автореф. дис. … канд. пед. наук / С. Ю. Бесшапошникова. – Шуя, 2006. – 21 с.

2. Быстрова, С. В. Развитие ловкости у детей младшего школьного возраста с помощью игровых действий / С. В. Быстрова. – Тихвин, 2008. – 34 с. 

3. Двейрина, О. А. Координационные способности: определение понятия, классификация форм проявления / О. А. Двейрина // Учёные записки университета имени П. Ф. Лесгафта. – 2008. – №1. – С. 35-38.

4. Козлова, А. Э. К вопросу о профилактике спортивного травматизма у девочек 5-16 лет, занимающихся спортивной гимнастикой / А. Э. Козлова // Сборник научных трудов молодых учёных / Под общ. ред. В. А. Пегова. – Смоленск: СГАФКСТ, 2014. – Вып. 21. – С.35-38.

5. Пегова, А. В. Двигательный опыт студентов вуза физической культуры в контексте характеристик современного молодого поколения / А. В. Пегова, Л. П. Грибкова, В. А. Пегов // Теория и практика физической культуры. – 2014. – №11. – С.56-58.

6. Семёнова, Т. А. Воспитание ловкости у детей шестого года жизни в подвижных играх: автореф. дис. … канд. пед. наук / Т. А. Семёнова. – М., 2007. – 23 с.

7. Староста, В. Новый способ измерения и оценки двигательной координации / В. Староста // Теория и практика физической культуры. – 1998. – №6. – С.22-26.

8. Фёдорова, С. Диагностика координационных способностей дошкольников на основе использования прыжков с вращением / С. Фёдорова // Физическое развитие. – 2014. – №5. – С.46-49.

Поделиться: