Вы здесь

Материалы для проведения реабилитационных мероприятий в домашних условиях, для обучения родителей, воспитывающих детей с ОПФР

Материалы для проведения реабилитационных мероприятий в домашних условиях, для обучения родителей, воспитывающих детей с ОПФР

 

Эрготерапия существует более 100 лет. В США называют другой термин -  оккупациионная терапия. Перевод- «трудотерапия» не совсем правильный. Необходимы знания физиологии, медицины, социологии, педагогики. Больше всего эрготерапевтических  школ в Германии, в Англии. В эрготерапии нет понятия «больной», а есть понятие-«клиент»

  В 90-ые года прошлого века понятие «эрготерапия» входит в сферу специального образования силу следующих факторов:

  • новое отношение к детям с ОПФР;

  • эффективная социализация и интеграция детей с ОПФР;

  • обновился категориальный аппарат детей с ОПФР (вошла категория детей с интеллектуальной недостаточностью;

  • расширился контингент детей, нуждающихся в специальном образовании;

  • появился новый тип образовательных учреждений

  • изменение концептуальных основ специального образования (ро-дители ребёнка  могут выбирать тип учреждения);

  • разработка моделей спец.образования.

  Основ­ным объектом внимания эрготерапевтов являются базовые сенсомоторные функции и способности детей. Эрготерапия назначается детям с нарушения­ми двигательного аппарата и восприятия, а также с отклонениями, которые возникают на фоне данных базовых нарушений, например, поведенчески­ми (страх, агрессия, защита, пассивность и др.). Эрготерапия чаще всего на­правлена на профилактику и преодоление следующих явлений:

двигательное беспокойство;

нарушения грубой и тонкой моторики;

отсутствие способности планировать свои движения;

нарушения координации; нарушения способности к обучению;

неспособность перестраиваться; нарушения речи.

Эрготерапевтическое влияние имеет комплексный характер и может проявляться на нескольких уровнях, в частности, на телесном, сенсорном, эмоциональном и когнитивном.

     На телесном уровне объектом внимания являются:

  • активность и самостоятельность ребенка, его способность к спонтан­ным, самопроизвольным движениям;

  • жизненно важные функции организма: дыхание, питание, пищеварение;

  • функционирование органов восприятия: глаз, ушей, вестибулярного аппарата, чувствительности кожи, органов обоняния и вкуса;

  • координация движений: рука-рот, глаз-рука, рука-нога, а также про­извольное применение рук и ног, поворачивание и удержание равно­весия при прыжках, беге, подъеме по вертикальной лестнице; умение кататься на велосипеде, играть в футбол и другие игры с мячом;

  • рефлексы / реакции;

  • оценка и измерение границ своих возможностей.

На сенсорном уровне особое внимание обращают на качество ощу­щений, которое проявляется через такие способности, как:    

  • ориентация на слух и реагирование в комплексе с деятельностью дру­гих органов чувств;

  • зрительная ориентация в комплексе с деятельностью рук и туловища;

  • восприятие соприкосновений с другими людьми и предметами, пра­вильная реакция на них в соответствии с ситуацией;

  • ощущение вкуса и запаха, наличие адекватной реакции на них.

На эмоциональном уровне в поле зрения в первую очередь попадают способности:

  • выражать чувства и потребности, а также адекватно реагировать на происходящее;

  • устанавливать контакт, демонстрировать готовность к диалогу, под­держивать коммуникацию и получать радость от совместной деятель­ности;

  • действовать мотивированно и креативно;

  • подражать чужому опыту, экспериментировать;

  • обучаться путем проб и ошибок;

  • адекватно реагировать на успехи и неудачи;

  • придерживаться правил и очередности в игре;

  • отражать свое состояние с помощью мимики, жестов, языка тела.

На когнитивном уровне обращают внимание на следующие способности:

  • умение внимательно слушать, проявлять заинтересованность в играх;

  • узнавать людей, цвета, формы, ориентироваться в пространстве и времени;

  • опасаться незнакомых;

  • понимать речь в соответствии с возрастом;

  • планировать действия;

  • исследовать предметы, перерабатывать полученную информацию, устанавливать взаимосвязи;

  • концентрироваться, увлекаться каким-либо делом, выполнять пору­чения;

  • осознавать действия, иметь предпочтения и интересы; задавать вопросы.

Эрготерапевтическое влияние стремится обеспечить взаимодействие всех названных уровней. При наличии такого взаимодействия у ребенка наблюдается радость от совершения движений, от учения и исследова­ния; он в состоянии обнаружить и оценить опасность, самостоятельно решать различные проблемы, завязывать дружеские отношения. Такой ребенок, будучи уверенным в себе, способен быть самостоятельным и независимым.

В процессе эрготерапевтической деятельности могут достигаться сле­дующие цели:

 

  • интеграция ощущений как основа для соответствующего возрасту мо­торного, сенсорного и когнитивного развития;

  • укрепление собственной активности как основа развития самостоя­тельности в повседневной жизни;

  • улучшение интеракции и коммуникации с окружающим миром;

  • стабилизация всех базовых функций с целью обеспечения адекватно­го развития и уменьшения вероятности попадания в опасные ситуа­ции из-за тех или иных нарушений.

Перед эрготерапевтическим вмешательством необходимо оценить со­стояние ребенка. Это осуществляется при помощи дифференцированного наблюдения за действиями ребенка в свободной игре, а также специальных заданий, выявляющих состояние моторных функций, деятельности на сен­сорном и когнитивном уровне, а также адекватность реагирования на разно­образные ситуации. При проведении оценочных процедур обязательно учи­тывается индивидуальная психосоциальная ситуация конкретного ребенка.

В зависимости от уровня развития и индивидуального состояния ре­бенка используются различные эрготерапевтические концепции и методы. Среди них наиболее широкое распространение в практике работы с де­тьми с тяжелыми и (или) множественными нарушениями психофизичес­кого развития получили следующие:

  • концепция сопровождаемого движения по Ф. Аффолтеру;

  • концепция сенсорной интеграции по Д. Айрес;

  • концепция нейрофизиологического движения по К. Бобату и Б. Бобат.

Эрготерапия требует тщательного подбора объектов и видов деятель­ности с учетом развития каждого ребенка. Она может осуществляться с применением разнообразных материалов, игрушек, предметов обихода, при этом взаимодействие с ребенком может быть организовано с помощью игры или специальных упражнений-заданий. Очень важно помочь ребенку увидеть и реализовать в этой деятельности собственную цель, а не пред­ставления взрослых о том, к чему он должен стремиться в данной ситуации. Необходимо варьировать условия работы с ребенком и тем самым избегать откровенной дрессировки. Следует помнить об особенностях восприятия детей и предоставлять им достаточное количество времени на выработку ответной реакции, принятие собственного решения и выполнение соответс­твующего действия. Речь специалистов, сопровождающая взаимодействие, должна быть дозированной и умеренной, нужно стремиться избегать «не­прерывного потока» слов. Очень важно создавать условия, при которых ре­бенок может почувствовать и оценить успех своей деятельности.

Таким образом, эрготерапевтическое воздействие - это в большей мере не прямое, а опосредованное влияние на ребенка, сущность кото­рого очень точно раскрывает высказывание Ф. Аффолтера: «Руки должны вести, а не манипулировать, руки должны поддерживать, а не держать».

Основоположником терапии, основанной на сенсорной интеграции, является американский эрготерапевт Дж. Айрес. Под словом «терапия» Джин Айрес понимает не назначение лекарственных препаратов, а строго дозированную и четко построенную специфическую тренировку нарушенных функций в специально организованной терапевтической среде.

Сенсорно-интеграционная терапия – это направление эрготерапии, дисциплины, в которой поведение человека рассматривается с нейробиологической точки зрения. Дефектолог помогает ребёнку выполнять целенаправленные, полезные действия. Большинство видов активности в терапии, основанной на сенсорной интеграции, целенаправленны, ведь у ребенка есть цель, ради которой он ими занимается. Не размышления и рассуждения, а целенаправленная практика – вот лучший способ улучшить «производительность» человека, когда проблема коренится в работе его мозга.

Сенсорная интеграция – характеристика психического развития, отражающая взаимосвязь и взаимовлияние органов чувств. Сенсорная интеграция собирает в мозгу цельную «мозаику» из кусочков. Представьте, как вы чистите и едите апельсин. Вы ощущаете апельсин глазами, носом, ртом, кожей ладоней, мышцами и суставами кистей рук. Откуда вам известно, что это один-единственный апельсин, а не много разных? Что заставляет ваши десять пальцев и две руки работать слаженно? Все ощущения от апельсина и все ощущения, полученные от кистей рук, каким-то образом собираются в мозгу вместе, и эта интеграция позволяет мозгу ощутить апельсин как единое целое и использовать руки для очистки апельсина.

Сенсорная интеграция нужна всем детям. Не важно, говорим ли мы об обычном ребенке или ребенке с задержкой психомоторного развития, о ребенке с ДЦП или синдромом Дауна, ребенке с нарушением зрения или слуха. Абсолютно всем детям нужен сенсорный опыт, адекватная способность обрабатывать и интегрировать  различные виды сенсорной информации, формирование адаптивных ответов. В данных рекомендациях представлены задания, которые способствуют достижению поставленных задач.

Центральной идеей терапии, основанной на сенсорной интеграции, является стимуляция сенсорных систем и контроль над сенсорными «каналами» (особенно это касается двигательной, вестибулярной системы, мышц, суставов и кожи), направленные на то, чтобы ребенок спонтанно формировал адаптивные ответы, интегрирующие различные виды ощущений.

Во время занятия с дефектологом, с эрготерапевтом дети активно играя, получают тактильные, вестибулярные и проприоцептивные ощущения. Эти ощущения являются частью привычных нам игр, опыта, который многие дети переживают регулярно. Однако ребенку с нарушением сенсорной интеграции нередко требуются более или менее интенсивные ощущения, чем дает обычная игра. Если бы он мог развиваться как все, самостоятельно, без посторонней помощи, терапия не понадобилась бы.

Дефектологи знают о неполадках сенсорных и двигательных функций у детей, с которыми они занимаются. Специалист старается вовлечь ребенка в такие виды активности, которые удовлетворяли бы потребности ребенка и развивали бы адаптивные ответы, облегчающие жизнь. Если мы не превратим занятие в игру,  ребенок не проявит интереса, столь необходимого для эффективной терапии. За ребенка никто не сможет организовать его мозг. Но он делает это сам, когда играет (так мы определяем его действия).

 ПРАКТИЧЕСКИЙ БЛОК

Правила организации и проведения занятий по сенсорно-интеграционной терапии

 Основная идея терапии сенсорной интеграции: впечатления собственного тела (тактильные, проприоцептивные, вестибулярные) являются базой для приобретения и накопления сенсорного опыта, развития личности в целом.Это положение обусловлено онтогенезом развития сенсорных систем.Тактильная, проприоцептивная, вестибулярная сенсорные системы формируются практически полностью до рождения. Другие (зрительная, слуховая, обонятельная, вкусовая) развиваются на их основе значительно позже. Поэтому терапия сенсорной интеграции направлена, прежде всего, на развитие взаимодействия между тактильной, проприоцептивной и вестибулярной сенсорными системами как предпосылки для формирования других чувств.

Важно, чтобы при выполнении упражнений было как можно меньше принуждения. Ребёнок не должен испытывать даже кратковременного стресса, поэтому лучше начинать с таких воздействий, которые он хорошо переносит, постепенно переходя к менее приятным для него.

Занятия по сенсорно-интеграционной терапии проводятся в игровой форме.Помните, что игру в основном направляет внутреннее стремление ребенка. Принуждение здесь чревато потерями. Просто организуйте подходящую обстановку и покажите ребенку, как выполнять какое действие, пока он сам не справится. Не объясняйте логически, покажите на практике! Подбадривайте ребенка, чтобы он почувствовал свои силы, подчеркивайте положительное и пропускайте отрицательное. Фантазия и воображение поддержат в нем интерес, не дадут оставить попытки: горка песка может превратиться в огромную пустыню, выкапывание ямки – в поиск сокровищ. Дайте волю и своему воображению – и ребенок получит от игры еще больше пользы и удовольствия.

Старайтесь не подрывать веру ребенка в свои силы, заставляя его делать то, что он пока делать не может. Иначе игра утратит смысл. Родители нередко предлагают ребенку с нарушением сенсорной интеграции слишком сложные для него игры.

Играя в мяч с обычно развивающимся ребенком, вы ожидаете, что с каждым новым броском он будет принимать мяч все ловчее или, по крайней мере, сноровки у него не убудет. Дети обычно учатся непосредственно в процессе игры и сохраняют полученные навыки, поскольку его нервная система остается организованной. Но не ожидайте того же от ребенка с нарушением сенсорной интеграции. Сбои в сенсомоторных процессах сделают игру неровной: на несколько минут она может улучшиться, а потом снова ничего не будет получаться. Вооружитесь терпением: пусть ребенок неуклюж, пропускает мяч, кидает его не в ту сторону. Именно так он учится, и ваше терпение облегчит ему освоение навыка. Также помогайте сделать игру эффективнее. Пусть его броски и удары не безупречны, но если он радуется, это, вероятно, означает, что кирпичики в его мозгу складываются, как следует. Ваша задача – «обеспечивать тылы» на протяжении всей игры.

На занятиях важно наблюдать не только за реакциями ребенка, но и за его безопасностью. Дети с нарушениями сенсорной интеграции всегда уязвимее других, хотя некоторые компенсируют уязвимость излишней осторожностью. Они сильнее других детей нуждаются в защите, потому что не могут обрабатывать всю необходимую для защиты информацию. Убирайте предметы, контакт с которыми чреват порезами, ушибами, падение, столкновением, обращайте на них внимание ребенка, чтобы он себя не поранил. Предположите, что инцидент вот-вот произойдет, подумайте, как и где, и примите меры предосторожности.

От ушибов и ссадин никуда не денешься, но они не страшны, ведь нужно закреплять навыки. Не заботьтесь об этом, если только они не мешают игре. Дети с тактильной гиперчувствительностью, как правило, чрезмерно реагируют даже на малейшие царапины на коже. Если ребенок плачет из-за синяков и шишек, обнимите, покачайте его или как-то эмоционально поддержите, а затем дайте вернуться к игре. Объясните, что порезы и царапины, – это вовсе не катастрофа, что они сами заживут. Ощущение надежности и безопасности в границах собственного тела – это основание для хорошо организованных мозговых функций. 

Материалы и оборудование для проведения занятий по сенсорно-интеграционной терапии в домашних условиях

 Придумайте интересные и увлекательные решения для сенсорной стимуляции. Создайте игровую среду, богатую сенсорными стимулами: для этого могут потребоваться маты (матрасы), большие подушки и мешки с различными наполнителями. В проеме дверей установите турник. В ванной поместится немало игрушек, стимулирующих тактильные ощущения: щеточки, мыло разной формы, небольшие емкости для воды.

 Специальное оборудование для занятий. Для занятий по сенсорно-интеграционной терапии могут понадобиться горки, разного рода качели, гимнастические снаряды, батут, тележки, а также специальное терапевтическое оборудование – роликовые доски, туннели, большие маты и подушки, эластичные гамаки.

В качестве заданий  можно использовать и обычные предметы, которые есть в каждом доме. Выбор игрушек зависит не от возраста ребенка, а от его способности использовать руки и концентрировать внимание, от умственного развития и понимания языка. Поэто­му, желательно, при выборе подходящих игрушек, посоветоваться со специалис­том, который занимается с вашим ребенком.

Для занятий совсем не обязательно иметь дорогие игрушки. Нередко любимой игрушкой оказывается старая ложка или любой другой предмет из хозяйственного обихода. На деле эта ложка может оказаться, куда лучшим стимулятором для развития сенсорной интеграции, чем дорогие игрушки. Игра должна давать ребенку массу возможностей использовать воображение и творческий потенциал, и ребенок не должен все время бояться, что сломает предмет.

Пустые картонные коробки, пластиковые бутылки, трубки, толстые веревки, кухонная утварь, куски пенопласта, подушки и другие вещи, каких немало найдется в доме, – все пойдет в дело. Не беспокойтесь о том, как их приспособить: ребенок сам что-нибудь придумает!

Для домашних игр хороши кубы-блоки. Игрушки, которыми нельзя манипулировать, не годятся, а вот те, что разжигают фантазию, – костюмы для переодевания, куклы, – наоборот приветствуются. Чем проще в них играть, тем больше у ребенка возможностей использовать их в играх разного рода

 Из одного или двух вместе сложенных одеял можно сделать валик. Даже просто перекатываться, лежа на нем, – уже удовольствие. Соорудите полосу препятствий, где нужно ползти на животе, на четвереньках, карабкаться, прятаться, прыгать на месте и т.д. Изменяйте препятствие каждый раз после того, как ребенок успешно их преодолеет, чтобы у него возникали новые адаптивные ответы. Работа по дому благодаря сильным сокращениям мышц дает много тактильных ощущений и сигналов от мышц и суставов.

При покупке игрушек отдавайте предпочтение тем, занятия с которыми требует движений всего тела или работы руками. Трехколесные велосипеды, скакалки, горки, качели, лошадки-качалки, турники, кубики, мозаика, конструкторы и другие подобные игрушки – вот ваш арсенал. То, что можно лишь толкать или возить за собой (например, собака на колесиках), не имеет большого значения для сенсорной интеграции и не требует каких-либо адаптивных ответов. Хорошие игрушки не предполагают раз и навсегда заданных действий и допускают разнообразное использование, чтобы ребенок привлекал воображение, создавая  свою игру.

  Примеры игрушек для сенсорно-интеграционной терапии, сделанных из подручных материалов

 Пустая пластиковая бутылка от напитка.Наполните ее разноцвет­ными бусинами, стеклянными шариками, чем угодно, что будет создавать приятный шум, когда ваш малыш начнет двигать ею и поднимать её. Это хорошее занятие для развития ранних навыков двусторонней координации рук, так как бутылку приходится брать двумя руками.

Пластиковая «пузырчатая» обёрточная бумага.Это материал, в ко­торый упаковывают многие хрупкие предметы и электронику. Его можно использовать для развития разных видов чувственного опы­та или силы пальцев при попытке нажать на пузырь так, чтобы тот лопнул. Хорошо присматривайте за ребенком — он имеет дело с пластиком!

Пластиковые коробочки для фотоплёнки.С них можно снимать и надевать крышку; их можно трясти, наполнив рисом (крышки вполне надёжны); эти коробочки можно использовать даже для иг­ры в сопоставление звуков (наполните каждые две коробочки ри­сом, фасолью, рисовыми хлопьями и разными другими сухими ве­ществами, чтобы получить по-разному звучащие контейнеры, к каждому из которых ваш малыш может подбирать пару).

Картонные коробки.Используются как табуретки, подставки под ноги или «столики» для детей, играющих на полу (вырежьте им по­лукруг для ног). Это поможет в игре ребёнку, который только начи­нает самостоятельно сидеть.

Коробки для обуви.Их можно использовать для строительства как большие кубики.

Пуговицы.Их можно использовать, чтобы научиться брать и отпу­скать маленькие предметы; пуговицы также используются в раз­ных видах детского творчества.

Бельевые прищепки. Их можно использовать для тренировки мелкой моторики.                        

Многие другие предметы из нашего обихода, если к ним применить немного фантазии и смекалки, можно использовать в качестве забавных игрушек, и вам не придется тратить деньги.

Широкие полоски ковровой, шелковой, шерстяной, пушистой ткани, наклеенные на банки, помогут ребенку развить тактильную чувствительность. На каждую банку наклеивайте не более трех разных полосок. Играя с банками, ребенок научится различать материалы на ощупь. Можно также связать или сшить отрезки из разных тканей в ленту, а затем дать ребенку разрозненные куски тех же тканей и предложить подобрать пару к каждому отрезку на ленте.

Шикарный почтовый ящик можно изготовить из любой прямоугольной короб­ки, чтобы ребенок имел возможность с интересом следить за тем, что туда «при­шло». Ящик можно сделать из проволоки или сетки, чтобы ребенок с удовольстви­ем наблюдал, как предметы проваливаются в щелочку. Ящик можно разбить кар­тонными перегородками на 3-4 секции, и помимо писем, эти секции ребенок смо­жет заполнять орехами, пуговицами и т.п. Следите за тем, чтобы он называл, либо указывал на секцию, которую называете вы. Затем покажите ему, что получается, когда вы убираете перегородки – все содержимое перемешивается. Попросите ре­бенка достать из коробки однородные предметы.

Детей всегда захватывают игры с исчезновением и появлением предметов. Возьмите большой спичечный коробок с несколькими отделениями (можно скле­ить обычные спичечные коробки) и положите в каждое из них какой-нибудь пред­мет, пусть малыш выдвигает то одно, то другое отделение. Другой вариант - сделайте одно отверстие в крышке маленькой коробочки и еще одно сбоку около дна. Ребенок должен положить в коробку стеклянный шарик или другой предмет, а затем, поворачивая коробку, добиться, чтобы он выпал из дырки.

Надеюсь, что все вышесказанное убедит вас в том, что даже среди предметов домаш­него обихода можно отыскать много идей для изобретения всевозможных разви­вающих игр.

Примеры специальных упражнений

 Специальные упражнения, направленные на улучшение интеграции между тактильной, проприоцептивной и вестибулярной сенсорными системами.

  • изменение положения тела с помощью поворотов

  • обведение контура тела массажным мячиком

  • обведение контура тела (ладони, стопы) на бумаге

  • растирание поверхности тела тканями различной текстуры

  • рисование на спине тактильными ладошками

  • прикосновение и надавливание предметами различной формы, температуры

  • вращение по кругу

  • раскачивание на качелях или в гамаке

  • перекатывание со спины на живот

  • заворачивание в ковер, одеяло, тяжёлые ткани, рулон бумаги

  • пролезание в ограниченное пространство

  • толкание тяжёлых предметов

  • растягивание эластичных лент

  • балансирование на гимнастических мячах

  • катание на животе на роликовой доске

  • ползание (ходьба, бег) по неровной, наклонной, ограниченной, неустойчивой поверхности

  • прохождение лабиринтов, преодоление препятствий

  • лазание по тренажёрным стенкам

  • прыжки на мате, матраце, батуте, в мешке, через скакалку

  • перетягивание каната

  • движения под музыку, пение песен с движениями

  • подражание позам и очерёдности движений

  • работа с пластичными материалами (тесто, пластилин, глина, гипс)

Задания с мячом

 Все дети любят мяч. Когда вы выбираете мяч, помните, что одни мячи мягкие, а другие - твердые; некоторые с картинками, а иные - музыкальные. Кто-то захо­чет купить мяч, наполненный жидкостью с плавающими утятами, а у другого внутри среди цветных бусинок будет "порхать бабочка" - оба варианта, конечно же, вызо­вут интерес у ребенка.

Обратите внимание. Детям с гиперкинезами легче играть с тяжелым мячом, так как их движения неорганизованные и неуклюжие, и обычный мячик будет по­стоянно "убегать" от них. Спастичному ребенку, наоборот, лучше подойдет ма­ленький и упругий мячик, так как малыш удерживает предметы, очень крепко сжи­мая их в руке, поэтому поднимать и бросать тяжелый мяч ему будет крайне трудно. Ребенку с гемиплегией следует играть с большим волейбольным мячом, который заставит его действовать обеими руками. Если малыш способен удержать в руке только палку или шест, ему подойдет игра с мячом, который привязан на резинке. Для ребенка, который очень хочет бросать и ловить мяч, но при этом не способен удерживать его, вместо мяча можно предложить подушку. Подушечки любых цве­тов, размеров, формы и тяжести можно сделать самим - насыпьте в наволочку из материала, который легко моется, наполнитель из пенопластиковых шариков. Чтобы малышу было веселее и легче ловить мяч обеими руками, пришейте к рука­вичкам ленты-липучки и возьмите мяч, который к ним прилипает.

 Задания с кубиками и шариками

Для других игр (типа конструирования) используются крупные и легкие дере­вянные кубики. Например, можно положить их в мешок с цветными или пронуме­рованными карточками, а затем раскладывать по группам. Если на кубики накле­ить полоски-липучки, чтобы они лучше держались друг на друге, то ребенку будет легче что-то построить. Запомните, что ребенку с церебральным параличом с ку­биками справиться легче, чем с карточками.

  Восприятие формы через игру с шарами и кубиками:

а) дать ребенку шар (мячик), чтобы он его рассмотрел, ощупал и т.п.;

б) ввести в игру больше шаров - мягкий, из твердого дерева, резиновый и т.п.;

в) бросать шарики в какую-либо емкость, чтобы извлечь звук;

г) добавить в игру с шарами кубик, что позволит малышу осознать различие форм на ощупь и по другим свойствам - кубик не может катиться;

д) убрать шарики, добавляя больше кубиков - и ребенок построит башню, мостики и т.д.;

е) играя с шариками и кубиками, ребенок ищет способы использовать их одновременно: делает горку из кубиков и пускает с нее шарики, бросает шарики с башни из кубиков и т.д.

Задания с водой

 Материалы: Вода в большом тазу.

Играйте в игры, во время которых ребенок должен вас обрызгать. Не бойтесь, ребенок обрызгает свое лицо. Положите в воду несколько плавающих игрушек, чтобы ребенок мог доставать их и заставлять плыть, приводя ручками воду в движение.

Это упражнение хорошо использовать во время купания. Пусть игра будет ве­селой!

Обратите внимание: используйте воду нейтральной темпера­туры, особенно если у ребенка спастичные мышцы. Если вода слишком холодная, ребенок может испытывать большие трудности с движением. Помогите ребенку на­дежно сесть, чтобы он мог свободно играть руками

          Задания, связанные с поиском предметов в различных сыпучих материалах (пальчиковый бассейн)

 Материалы: Высокая коробка или обычный тазик для стирки, наполненные слоем в 6-8 см фасолью, рисом, чечевицей или песком, каштанами, ма­ленькая любимая игрушка ребенка.

1. Справа и слева от таза расположить два ведерка – в них следует помещать каштаны правой и левой рукой соответственно.
Если ребенок не пытается раскопать игрушку, возьмите ручки ребенка в свои и сделайте это вместе. Вытащите игрушку и дайте ребенку поиграть. Говорите о том, где игрушка была и что вы, прячете ее снова.2. Положите ручку ребенка на коробку с фасолью, рисом, чечевицей или песком и помогите ему ощупать их. Утопите игрушку, гладкую на ощупь, в содержимое коробки так, чтобы ее почти не было видно. Затем вытащите ее наружу (или дайте это сделать ребенку). После этого закопайте игрушку полностью и попросите ребенка ее найти.

Если ребенок так и не начал искать игрушку, повторите первую часть игры, закапывая ее не полностью, или закопайте ладошки ребенка, чтобы он понял, как вытащить предмет из содержимого коробки наружу.

Это упражнение хорошо подходит для игры в песочнице.

3. В нескольких таких коробках, стоящих на расстоянии друг от друга в разных углах комнаты, положите кубики. Ребенок должен найти все кубики и собрать из них определенный рисунок (узор).

 Обратите внимание: следует следить за тем, чтобы ребенок не брал в рот содержимое ко­робки. Он может подавиться. Если ребенок часто берет предметы в рот, поместите в ко­робку сухие овсяные хлопья.

 Задания с использованием мягких материалов

 Материалы: Бумага (например, бумага разной формы, цвета и фактуры), пальчиковые краски, пена для бритья, бумажные полотенца, вода, чтобы умыться, специальная рубашка или халат для рисования.

1. Положите лист бумаги с выдавленной на него пальчиковой краской перед ре­бенком. Дайте ребенку потрогать краску и испачкаться в ней, так чтобы немного краски попало не только на лист, но и на его пальчики. Если ребенок не прояв­ляет интереса и не хочет прикасаться к краске, легонько направьте его ручки к краске.

Покажите, как размазывать краску по бумаге. Если ребенок не реагирует на вашу демонстрацию, снова подскажите ему, двигая его ручками соответствующим образом.

Если ребенок сильно сопротивляется, выдавите немного краски в целлофановый пакетик и закройте его. Пусть ребенок «рисует», водя пакетиком по бумаге.

Меняйте плотность краски с помощью воды, песка или муки. Пробуйте рисовать кашей вместо краски. Рисуйте пеной от жидкости для мытья посуды, смешанной с водой, или пеной от взбитых яиц.

2. Рисование пеной для бритья на зеркале

Нанесите небольшое количество пены для бритья на поверхность зеркала. Предложите ребенку распределить его по поверхности зеркала и предложите порисовать.

 3. Поиск в пене для бритья предметов, различных по форме и размерам. На поверхности размещаются различные по форме и размерам предметы – это могут быть и кубики разного размера, и теннисные шарики, и ключи, и ложки и т.п. Предметы должны быть хорошо знакомы ребенку. Сверху все это покрывается слоем пены для бритья. Ребенок должен наощупь определить и назвать спрятанные предметы. При необходимости можно поставить перед его глазами такой  же набор предметов.

Рисовать пальцами можно перед купанием, чтобы потом было легче отмыть крас­ку. Это также может стать хорошим занятием для группы и способствовать разви­тию навыков общения и умению делиться.

Обратите внимание: убедитесь, что ребенок с двигательными на­рушениями находится в удобном положении и его ручки свободны. Некоторым детям может быть полезно поддерживающее устройство. При необходимости физически по­могайте ребенку участвовать в игре. Помогите ребенку разжать кулачки и положите его ладошки на бумагу с краской. Помогите ребенку манипулировать пальчиками.

Задания сглиной, тестом, пластилином, другими густыми материалами

Материалы: Различное тесто, глина, пластилин.

Дайте ребенку кусок глины или теста. Возьмите кусочек себе и покажите ребенку, как вы его катаете, делаете плоским, растягиваете и т. д. Дайте ребенку описание материала («Его приятно трогать», «Его весело сдавливать»).

Если ребенок просто держит глину, физически помогите ему ее катать или растягивать. Побуждайте ребенка делать попытки создавать из него что-то нужное.

Пусть ребенок помогает вам делать тесто, с которым будет играть. Пусть смешивать ингредиенты руками. Изменяйте цвет глины, добавляякраски или пищевые красители. Изменяйте фактуру глины, добавляя песок, воду, масло, мыло и т. д.

Пусть ребенок оставит отпечатки своих пальчиков, ручек, ножек или каких-нибудь маленьких игрушек на тесте (можно сохранить отпечатки и потом раскрасить).

Для ребенка, хорошо владеющего имитацией, попробуйте показать несколько действий с глиной, таких как сплющивание, скатывание мячика или змейки.

                   Преодоление «Полосы препятствий» (паркур-терапия)

 Разные варианты данных заданий – наиболее распространенный вариант организации и проведения занятий по сенсорно-интеграционной терапии

1. Преодоление «Полосы препятствий», следуя по веревке, пролегающей под, внутри и поверх различных предметов (стульев, маты с различными наполнителями, пустые коробки из-под бытовой техники и т.п.). Такое упражнение позволит ребенку больше узнать о возможностях своего тела и научит применять свои руки для опоры и захвата. На последней станции располагаются различные по цвету предметы, например, красные и зеленые. Ребенок должен взять один предмет и положить его в специально подготовленную коробку.
 Для большей мотивации к выполнению упражнения, положите в конце «полосы препятствий» маленький приз в коробочке.

Можно организовать паркур-терапию в виде работы по «станциям», на каждой из которых ребенок выполняет определенное задание по сенсорной интеграции.

Важность родительской заботы сильно недооценивается. Родители, как никто другой, могут изменить мир для ребенка с проблемами в обучении или поведении, помогая ему развить сенсорную интеграцию. Без родительского понимания и поддержки трудности ребенка усугубятся и, скорее всего, обрекут его на несчастливую жизнь.

Самое главное, что могут сделать родители, это:

– понять проблему, чтобы уяснить потребности своего ребенка;

– помочь ему сохранить позитивную самооценку;

– контролировать окружающую среду;

– помочь ребенку научиться играть;

– обратиться за профессиональной помощью к дефектологу.

 

Литература

1. Айрес, Э.Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития / Э.Дж. Айрес: Пед. с англ. Ю.Даре. – М.: Теревинф, 2009. – 272 с.

2. Современные проблемы физической реабилитации и эрготерапии: Материалы VIII Международной научной сессии по итогам НИР за 2004 год «Научное обоснование физического воспитания, спортивной тренировки и подготовки кадров по физической культуре и спорту» / Сост. Т.Д. Полякова, М.Д. Панкова. – Минск: БГУФК, 2005. – 160 с.

3. Финни, Нэнси Р. Уход за ребенком с церебральным параличом: Книга для родителей / Нэнси Р. Финни; пер. с англ. И.Титова, М.Володькин. – Минск: Минсктиппроект, 2003. – 256 с.

 4.  Обучение и воспитание детей в условиях центра коррекционно- развивающего обучения и реабилитации: Пособие для педагогов и родителей / С.Е. Гайдукевич, В. Гайслер, Ф. Готан и др..; Науч. ред. С.Е. Гайдукевич. 2-е изд. - Мн.: УО «БГПУ им. М. Танка», 2008. – 14

 5.  Как организовать и провести занятие по сенсорно-интеграционной терапии в домашних условиях: Учителям-дефектологам, инструкторам физической реабилитации, воспитателям центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, родителям, воспитывающим детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата / И.В. Якимец – кандидат педагогических наук, преподаватель кафедры физической реабилитации БГУФК, эрготерапевт; И.В. Малькевич – инструктор ЛФК, эрготерапевт./Программы поддержки Беларуси Белорусский государственный университет физической культуры

ГУО Минский городской центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации / -Мн., 2011. – 43 с.

Поделиться: