В последнее время специалисты все чаще наблюдают различные нарушения, которые влияют на развитие детей, и пытаются найти пути помощи таким ребятишкам.
Изначально была установлена связь между развитием и нарушениями у детей с проблемами слухового и зрительного восприятия. Потом ученые выяснили, что причиной некоторых слуховых и большинства зрительных проблем, возникающих у детей, является плохая интеграция ощущений, обеспечивающих нас информацией о прикосновениях, положении тела и движениях. Что же такое «Сенсорная интеграция» (СИ)? Чтобы не вдаваться в научные дебри, мне кажется, можно выделить основные тезисы, которые позволят нашим родителям понять, о чем идет речь. И так, СИ, прежде всего, является бессознательным процессом, который происходит в головном мозге. Это означает, что мы не задумываемся об этом сложном процессе, как, например, не задумываемся о дыхании. Следующим основным моментом стоит выделить, что СИ организует информацию, которую мы и, в частности, дети получают с помощью органов чувств (вкуса, запаха, звуков, прикосновений, движений, воздействия силы тяжести и положения в пространстве). Далее все испытываемые нами ощущения наделяются определенным значением, фильтруя информацию и отбирая то, на чем следует сконцентрироваться. Также СИ позволяет нам осмысленно действовать и реагировать на ситуацию, в которой мы находимся. То есть, в результате правильной обработки полученных сигналов наш мозг выдает адаптивный ответ. Следовательно, СИ формирует базу для теоретического обучения и социального поведения ребенка.
Важно помнить, что окружающая среда представляет нам разного рода ощущения: звуковые, обонятельные, осязательные, гравитационные и, в некоторой степени, тактильные. Двигаясь, мы получаем ощущения от мышц и суставов. Именно эти ощущения во всей их совокупности, а также наши реакции на них заставляют мозг развиваться.
Когда речь идет об оптимальном развитии тела и мозга, занятия, основанные на сенсорном опыте и ответах на него, в некоторых случаях могут оказаться эффективнее лекарств, психоанализа и системы поощрений и наказаний.
Ребенок в норме развития не нуждается в специальных занятиях, так как естественные игры обеспечивают его необходимым мозгу сенсорным опытом и дают возможность целенаправленно реагировать на стимулы, т.е. сенсорный опыт он получает спонтанно. Дисфункция нервной системы у ребенка с нарушением сенсорной интеграции препятствует обработке ощущений от игры, не давая развиваться адаптивным ответам, организующим мозг. Иными словами, играть-то ребенок играет, но к интеграции это не приводит. Здесь требуется обстановка, специально приспособленная под нужды ребенка.
Центральной идеей терапии, основанной на сенсорной интеграции, является стимуляция сенсорных систем и контроль над сенсорными каналами (особенно это касается двигательной, вестибулярной системы, мышц, суставов и кожи), направленные на то, чтобы ребенок спонтанно формировал адаптивные ответы, интегрирующие различные виды ощущений…
Считается, что занятия наиболее эффективны, если ребенок сам направляет свои действия, а педагог лишь ненавязчиво меняет обстановку. Как правило, интеграция происходит, когда ребенок стремится к ощущениям и делает что-то, чтобы их получить. Если занятие ребенку интересно, его мозг, как правило, способен организовать ощущения от этого занятия… Однако, при более серьезных нарушениях, особенно при аутизме, ребенок нуждается во внешнем руководстве и структурировании жизни сильнее. Самоконтролю могут мешать страх, агрессия и другие эмоции. Таким образом педагог помогает ребенку управлять негативными ответами и эмоциями, пока тот получает необходимый ему сенсорный опыт и формирует адаптивные ответы, которые приводят к организации импульсов.
Во время занятий мы не пытаемся научить ребенка ни тому, что он делает сию минуту, ни любым другим специфическим двигательным навыкам. Наша цель – помочь ему эффективнее функционировать физически и эмоционально и, как следствие, лучше учиться…
Родителям рекомендую ознакомиться с книгами, которые могут быть полезными в поисках ответов и путей помощи их детям: Улла Кислинг «Сенсорная интеграция в диалоге», Джин Айрес «Ребенок и сенсорная интеграция».
Ольга Реброва, психолог,
автор программы сенсомоторного развития детей
с тяжелыми нарушениями «В мире ощущений»