Вы здесь

Психомоторное развитие детей возрастом от 2,5 лет до 5 лет. Американская академия педиатрии

ВЕХИ/ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ (ПСИХОМОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ)
Каждый ребенок развивается по-своему, поэтому невозможно сказать, когда именно ваш ребенок в совершенстве овладеет тем или иным навыком. И все же описанные здесь этапы развития помогут вам получить общее представление о том, чего стоит ожидать от ребенка по мере его роста. Не волнуйтесь, если ребенок будет развиваться немного по-другому.

Важно помнить, что развитие это не гонка. Некоторые дети не достигают каждого этапа в одно и то же время со всеми. Это особенно верно, если они родились раньше срока.

Следите за прогрессом. Самое главное, убедиться в том, что ваш ребенок продвигается вперед в своем развитии. Например, ваш ребенок должен начать подтягиваться, чтобы встать, а затем начинает ходить. Помните, что дети достигают новых этапов развития в разном возрасте.

Вы знаете своего ребенка лучше, чем кто-либо другой. Если вы уделяете ему достаточно внимания, то вы увидите, как он хорошо развивается. Вы также поймете, если он нуждается в еще большем внимании/уходе.

(от ред«Возрастные нормы развития ребенка служат только для ориентира. Для развития ребенка важен не возраст, в котором он что либо умеет делать, а ступени, по которым он последовательно поднимается в своем развитии» - Л.Полински.)

Каких достижений в развитии стоит ожидать от ребенка в возрасте 24 - 30 месяцев (2 – 2,5 года)?

Двигательное развитие:
* Рисует каракули круговыми движениями и может рисовать вертикальные линии
* Хорошо бегает, изредка падая
* Ходит вверх и вниз по лестнице самостоятельно
* Стоит на одной ноге без поддержки (от ред. – как минимум 1 секунду, DDST)
* Переворачивает по одной странице в книге

Развитие языковых навыков:
* Говорит предложениями из 2-3 слов
* Выполняет простую инструкцию (распоряжение) из 2-х частей (от ред. – «Поставь чашку на стол»)
* Использует по крайней мере 20 слов (включая местоимения "он", "она", "я")

Развитие процесса познания, когнитивных функций (обучение, мышление, решение проблем):
* Читает книги листая страницы и рассматривая картинки
* Открывает дверь, повернув ручку
* Моет и сушит руки
* Кормит себя самостоятельно не сильно испачкавшись

Социальное и эмоциональное развитие:
* Помогает в простых домашних делах
* Как правило реагирует на замечание о прекращении (об остановке) чего-либо

Каких достижений в развитии стоит ожидать от ребенка в возрасте 2,5 - 3 года?

Двигательное развитие:
* Катается (крутит педали) на трехколесном велосипеде
* Режет (пользуется) маленькими ножницами
* Рисует или копирует (по образцу) полноценные круги
* Подпрыгивает вверх, балансирует на одной ноге (от ред. – как минимум 2 секунды, DDST)
* Поднимается по лестнице уверенно/хорошо
* Бегает легко
Развитие языковых навыков:
* Понятно (четко) разговаривает (понятно/четко, большую часть времени)
* Понимает предлоги, как «в», «на», «под», «рядом»
* Объединяет предложения, используя «и», «или», «но»
* Следует инструкциям из 2 или 3 шагов
* Может назвать самые обычные вещи (часто используемые в быту)
* Говорит, имя, возраст и пол
* Называет друзей по именам
* Говорит слова, как "я", "меня", "мы" и "ты" и некоторые множественные числа (автомобили, собаки, кошки)
* Ведет беседу с использованием 2 - 3 предложений

Развитие процесса познания, когнитивных функций (обучение, мышление, решение проблем):
* Учиться пользоваться туалетом (унитазом), а также мыть лицо и руки
* Может использовать кнопки, рычаги и движущиеся части игрушек по назначению
* Играет понарошку (в куклы, животные и люди)
* Складывает пазлы из 3 или 4 штук
* Понимает, что значит "два" (множественное число)
* Копирует круг карандашом или мелками
* Перелистывает страницы в книге по одной
* Строит башни более чем из 6 блоков
* Закручивает и откручивает крышки на емкостях или поворачивает дверную ручку

Социальное и эмоциональное развитие:
* Дает указания (распоряжения) другим детям
* Играет в определенные ролевые игры («мама», «папа», «преподаватель»)
* Копирует взрослых и друзей
* Показывает привязанность к друзьям без побуждения
* Использует повороты/вращение в играх
* Проявляет заботу о плачущем друге
* Понимает значение слов «мое» и «его» или «ее»
* Показывает широкий диапазон эмоций
* Легко отделяется от мамы и папы
* Может расстраиваться при сильных изменениях в рутинной деятельности
* Пытается одеваться и раздевается самостоятельно

Контроль за развитием ребенка

Сообщите своему педиатру, если обнаружите перечисленные ниже признаки возможного отставания в развитии ребенка в возрасте 3-х лет

* Постоянно падает или имеет проблемы при подъеме по лестнице
* Разговаривает на непонятном языке или имеет очень неясную/нечеткую речь
* Не может играть с простыми игрушками (например, простые головоломки/пазлы, поворачивать ручку/крышку)
* Не говорит предложениями из 3-х слов
* Не понимает простую инструкцию
* Не притворяется или не играет понарошку
* Не хочет играть с другими детьми или игрушками
* Отсутствует зрительный контакт
* Теряет навыки, которыми он когда-то обладал

Каких достижений в развитии стоит ожидать от ребенка в возрасте ТРЕХ-ЧЕТЫРЕХ лет?
  

С 3-м днём рождения вашего ребёнка официально заканчивается период "ужасных 2-х лет" и ваш ребенок вступает в «волшебный возраст» - от трех до пяти – время, когда мир ребенка наполнен фантазиями, рожденными его живым воображением. В ближайшие два года ваш ребенок во многом повзрослеет. 
Ниже приводятся и другие достижения, которых вы можете ожидать от своего ребенка:

Двигательное развитие 
* Подпрыгивает и стоит на одной ножке до 5-ти сек.
* Скачет или прыгает в длину с разбега
* Поднимается и спускается по лестнице без поддержки
* Пинает мяч
* Подбрасывает мяч вверх
* Почти каждый раз ловит мяч, который отскакивает от земли или от стенки
* Движется проворно, как лицом вперед, так и задом наперед

Развитие мелкой моторики и движений рук
* Копирует квадратные формы по образцу
* Рисует человека, изображая от двух до четырех частей тела
* Пользуется ножницами
* Рисует круги и квадраты
* Начинает срисовывать по образцу большие буквы
* Наливает, режет под наблюдением, и делает пюре (давит еду)

Развитие языковых навыков 
* Различает понятия «одинаковое» и «разное» ( «такой же» и «другой»)
* Совершенствует основные грамматические навыки, Читает несколько букв
* Говорит предложениями из 5-6-ти слов
* Говорит достаточно чётко - так, что его понимают даже незнакомые люди
* Рассказывает истории из повседневной жизни
* Выполняет простую инструкцию (распоряжение) из 3-х частей
* Знает некоторые основные правила грамматики, такие как правильно использовать "он" и "она"
* Поет песню или стихотворение говорит по памяти
* Может сказать имя и фамилию

Развитие процесса познания, когнитивных функций (обучение, мышление, решение проблем):
* Правильно называет некоторые цвета, Может сосчитать 5 и более предметов, когда спросили: "Сколько их?"
* Имеет общее понятие о счёте и может знать несколько чисел
* Подходит к проблемам со своей точки зрения
* Начинает обретать чувство времени
* Выполняет просьбы, требующие совершения трех действий
* Вспоминает части рассказа
* Различает понятия «одинаковое» и «разное»
* Застегивает одну или несколько пуговиц
* Перед переходом через дорогу, как правило, смотрит в обе стороны
* Играет в фантазийные игры
* Одевается и раздевается без посторонней помощи, за исключением завязывания/развязывания шнурков
* Моет лицо без помощи
* Играет в настольные или карточные игры
* Сообщает вам, что он думает, что будет происходить дальше в книге

Социальное и эмоциональное развитие 
* С интересом относится ко всему новому
* Объединяется и взаимодействует с другими детьми
* Играет в "маму" или "папу"
* Проявляет все большую изобретательность в ходе фантазийных игр
* Сам одевается и раздевается
* С ребенком можно договориться о том или ином способе разрешения конфликтной ситуации
* Становится более независимым
* Представляет себе разных чудовищ, когда видит непонятные изображения
* Воспринимает себя как целостного человека с телом, разумом и чувствами
* Часто не понимает, где проходит граница между фантазией и реальностью
* Защищает деток младше себя
* Предпочел бы играть с другими детьми, чем сам
* Сотрудничает с другими детьми
* Говорит о том, что ему нравится и о том в чем он заинтересован

Контроль за развитием ребенка

Поставьте в известность педиатра, если ребёнок проявляет какие-то из указанных ниже признаков возможного нарушения развития к 4-м годам.

* не может подбрасывать мяч
* не может подпрыгнуть на месте
* не может кататься на 3-х колёсном велосипеде
* не может держать мелок (карандаш) в пальцах
* с трудом рисует каракули
* не может поставить 4 кубика один на другой
* по-прежнему плачет и цепляется за родителей, когда они уходят
* не проявляет интереса к играм, которые требуют взаимодействия
* игнорирует других детей
* не общается с людьми которые не являются членами его семьи, игнорирует других детей
* не использует фантазию в играх
* сопротивляется одеванию, сну, пользованию туалетом
* выходит из себя, теряя контроль, набрасывается на людей, когда сердится или огорчается
* не может нарисовать круг по образцу
* не использует предложения больше чем из 3-х слов
* неправильно употребляет слова «я» и «ты»
* не может пересказать любимую историю
* не выполняет 3-х фазную команду
* не различает понятия «одинаковое» и «разное» ( «такой же» и «другой»)
* не использует правильно "я" и "ты"
* говорит неясно
* теряет навыки, которыми он когда-то обладал

Каких достижений в развитии стоит ожидать в возрасте от 4 до 5 лет?
 

Прежде, чем вы замечаете это, спокойный ребенок трех лет как-то незаметно становится генератором энергии, возбуждения, беспорядка, воинственности и совершенно недопустимого поведения. Это может напомнить Вам об испытаниях и бедствиях, через которые вы прошли, когда ему было два. Очевидно, что в это время огромный поток творческих идей рвется из детских разумов и ртов. Такое поведение и мышление поможет вашему ребенку создать надежную основу для вхождения в мир детского сада.

Посмотрим на некоторые другие достижения.

Двигательное развитие
* Стоит на одной ноге 10 секунд и дольше
* Подпрыгивает, кувыркается, может сделать сальто
* Раскачивается, карабкается (на что-либо), Самостоятельно качается на качели
* Возможно, перепрыгивает (через что-либо)

Развитие мелкой моторики
* Копирует треугольники и другие геометрические фигуры
* Рисует человека с телом, по крайней мере из 6 частей
* Пишет некоторые буквы, Печатает свое имя
* Одевается и раздевается без помощи
* Использует вилку, ложку и (иногда) столовый нож
* Обычно сам заботится об использовании туалета

Развитие языковых навыков 
* Вспоминает часть рассказа
* Произносит фразы более чем из пяти слов
* Использует будущее время
* Рассказывает длинные истории, используя сложные предложения
* Называет свое ФИО и адрес
* Объясняет смысл знакомых слов
* Узнает большинство букв алфавита
* Говорит очень четко
* Использует будущее время, например, «Бабушка скоро будет здесь".

Развитие процесса познания, когнитивных функций (обучение, мышление, решение проблем):
* Может пересчитать 10 и более предметов
* Правильно называет не менее четырех цветов
* Лучше представляет себе понятие времени
* Знает о вещах, каждый день используемых дома (деньги, еда, приборы)
* Пользуется туалетом без посторонней помощи
* Знает о предназначении, ежедневно используемых вещей, как деньги и еда

Социальное и эмоциональное развитие
* Хочет радовать друзей
* Хочет быть похожим на своих друзей
* Легче соглашается с правилами
* Любит петь, танцевать и разыгрывать представления
* Демонстрирует все больше независимости, даже может самостоятельно посещать ближайших соседей
* Знает о различии полов
* Может отличить фантазию от реальности
* Иногда настойчив, иногда очень отзывчив
* Проявляет лидерство среди других детей
* Играет в «переодевание» и игру, в которой ребенок воображает себя кем-либо
* Проявляет заботу и сочувствие к другим

Контроль за развитием ребенка

Обратите внимание вашего педиатра, если ваш ребенок демонстрирует какие-либо из следующих сигналов возможной задержки развития в возрасте 5 лет. 

* Ведет себя необычно (очень испуганно или робко, очень агрессивно)
* Не может расстаться с родителями без сильного протеста
* Легко отвлекается и не может сосредоточиться на одном виде деятельности дольше 5 минут
* Мало интересуется игрой с другими детьми
* Вообще не реагирует на людей, или реагирует только поверхностно.
* Редко использует воображение или имитирование в игре
* Выглядит несчастливым или грустным большую часть времени
* Не интересуется новыми видами деятельности
* Избегает или сторонится других детей и взрослых
* Не выражает широкого диапазона эмоций
* Есть проблемы с едой, сном или использованием туалета
* Не может различать фантазию и реальность
* Выглядит необычно пассивным
* Не понимает распоряжения, состоящие из двух частей или использующие предлог («Поставь чашку на стол», «Возьми мяч под диваном»)
* Не может правильно назвать свои имя и фамилию
* Не использует в речи множественное число и прошедшее время
* Не рассказывает о своих каждодневных занятиях и впечатлениях
* Не может построить башню из шести-восьми кубиков
* Испытывает неудобство, держа карандаш
* Испытывает трудности, снимая одежду
* Не может чистить зубы, вымыть и вытереть/высушить руки или раздеться без посторонней помощи
* Не рисует картинки
* Теряет навыки, которыми он когда-то обладал

Первоисточники: 1234567
 

Американская академия педиатрии

Поделиться: