Вы здесь

Была открыта биологическая основа нарушений обработки сенсорной информации у детей

Нарушения обработки сенсорной информации (НОСИ) включают гипочувствительность или гиперчувствительность к различным стимулам, а также искажения сенсорного восприятия. Наиболее часто они встречаются у детей с аутизмом, и они так же распространены, как и синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), но при этом они не получают такого же внимания. Основная причина этого в том, что их до сих пор не признают в качестве отдельного заболевания.

Новое, по сути, революционное исследование, проведенное учеными из Калифорнийского университета Сан-Франциско, показало, что у детей с НОСИ есть качественные отличия в структуре мозга. Впервые ученым удалось показать биологическую основу для этой группы расстройств, что позволяет выделить их как отдельную группу нарушений нейропсихического развития.

Одна из причин того, что НОСИ по большей части игнорируются, в том, что, как правило, они сопровождают другие нарушения у детей — в основном аутизм или СДВГ, к тому же эти расстройства не указаны в клинических руководствах, по которым работают психиатры и психологи.

«До сегодняшнего дня НОСИ не имели известного биологического объяснения, — говорит главный автор исследования, доктор Пратик Мукхирджи, профессор радиологии, биомедицинского сканирования и биоинжении при университете. — Открытые нами данные указывают на способ определения биологических признаков этого заболевания, которые легко поддаются измерению и могут использоваться в качестве диагностического инструмента».

Результаты исследования были опубликованы в открытом онлайн-журнале «NeuroImage: Clinical».

Нарушения сенсорной интеграции встречаются у 5-16% детей школьного возраста. Детям с НОСИ трудно воспринимать сенсорную информацию, что может приводить к широкому спектру симптомов, включая гиперчувствительность к звукам, освещению и прикосновениям, низким навыкам мелкой моторики и низкой концентрации внимания. Некоторые дети с НОСИ не могут вынести звук пылесоса, в то время как другим трудно держать карандаш или участвовать в социальной ситуации. Более того, сегодня ребенка может раздражать тот звук, к которому завтра он будет стремиться специально. Заболевание может приводить в замешательство родителей, а среди врачей давно идут дебаты по поводу подобных нарушений.

«Большинство специалистов не знают, как оказать поддержку таким детям, потому что они не соответствуют традиционным клиническим категориям», — считает доктор Элиза Марко, которая возглавляла исследование вместе с коллегой, доктором Джулией Оуэн. Марко — когнитивно-поведенческий невролог в детской больнице Бениоффа при Калифорнийском университете Сан-Франциско, который считается одним из лучших в США неврологических центров.

«Иногда их называют «несинхронными» детьми. У них хорошо развита речь, но практически со всем остальным у них возникают проблемы, особенно с эмоциональной регуляцией и концентрацией внимания. В реальном мире им трудно эффективно обрабатывать входящую информацию, что приводит к социальному исключению и издевательствам сверстников», — говорит Марко, которая занимается лечением таких детей.

«Если мы будем лучше понимать этих детей, чьи проблемы на данный момент игнорируются, то мы не просто сможем помочь огромному количеству детей, мы сможем лучше понять процессы сенсорного восприятия в целом. Эта работа — основание для расширения наших исследований и клинической оценки детей с различными нейропсихическими проблемами, которые выходят за рамки аутизма и СДВГ», — говорит она.

В исследовании ученые использовали продвинутую форму магнитно-резонансного сканирования мозга, которая называется диффузная спектральная томография, которая отслеживает микроскопические движения молекул воды внутри мозга, предоставляя данные о расположении белого вещества головного мозга. Диффузионная спектральная томография позволяет определить направление нитей белого вещества и нарушения в белом веществе, которое играет ключевую роль в восприятии, мышлении и обучении.

В исследовании проходили обследование 16 мальчиков в возрасте от 8 до 12 лет с НОСИ, но без аутизма или недоношенности в анамнезе. Результаты сканирования их мозга сравнивали с результатами 24 мальчиков с типичным развитием, которые соответствовали им по возрасту, ведущей руке и уровню интеллекта. Поведение пациентов и детей из контрольной группы оценивали с помощью отчета родителей о сенсорном поведении, так называемому сенсорному профилю.

Сканирование обнаружило аномалии в белом веществе у детей с НОСИ, главным образом в задних областях мозга, которые связаны со слуховым, зрительным и соматосенсорным (тактильным) восприятием, включая связи между левой и правой половиной мозга.

«Эти особенности были характерны только для тех, у кого были проблемы с сенсорным восприятием, — говорит Мукхирджи. — Для детей только с СДВГ или расстройствами аутистического спектра характерны особенности во фронтальных передних трактах белого вещества. Аномалии, которые мы обнаружили, сосредоточенны в другой области мозга, что указывает на то, что НОСИ могут быть нейроанатомически отдельными расстройствами».

Исследователи обнаружили выраженную корреляцию между микроструктурными аномалиями в белом веществе задних церебральных трактов, связанных с сенсорным восприятием, и слуховыми, а также мультисенсорными проблемами и низким вниманием в сенсорном профиле, составленном родителями. Наиболее значимая корреляция относилась к слуховому восприятию, также была корреляция с мультисенсорной интеграцией, зрительным и тактильным восприятием и низким вниманием.

Аномальная микроструктура в сенсорных трактах белого вещества у детей с НОСИ, скорее всего, приводит к изменениям во времени поступления сенсорной информации. В результате обработка сенсорных стимулов и интеграция информации от разных органов чувств становится трудной или вообще невозможной.

«Мы только в начале пути, так как многие специалисты вообще не верили, что эти расстройства существуют, — говорит Марко. — Это лишь самое первое сравнение структурного сканирования мозга детей, у которых диагностировано нарушение обработки сенсорной информации, и детей с типичным развитием. Оно показало нам, что это расстройство, связанное со строением мозга, и это дает нам метод для клинического анализа».

Необходимо провести дальнейшие исследования, среди большего числа детей, у которых есть сенсорные отличия на фоне известных генетических расстройств, травм мозга или недоношенности.

http://outfund.ru/byla-otkryta-biologicheskaya-osnova-narushenij-sensorn...

 
Поделиться: