на тему «Применение групп-аналитического подхода в работе с родителями»
к научно-практической конференции по групповому психоанализу "Возможности и формы применения методов групп-аналитической работы в различных областях"
к научно-практической конференции по групповому психоанализу "Возможности и формы применения методов групп-аналитической работы в различных областях"
Отношения с родителями являются одним из определяющих факторов развития ребенка, его здоровья и эмоционального благополучия, и его судьбы в целом.
Родители могут и должны быть важнейшим ресурсом для развития ребенка, однако, их психологическое состояние не всегда позволяет им выполнять свое предназначение. Вместо этого, именно ребенок может использоваться как ресурс для кого-то из родителей или для их семейного союза, или как контейнер, куда помещаются непереносимые чувства родителей ребёнка.
Современное общество характеризуется расширением знаний о природе человека, о важности зачатия и воспитания ребенка в любви и согласии, об определяющей роли гармоничных эмоциональных связей в семье для здоровья и судьбы ребенка.
В то же время, высокие темпы жизни, информационная и сенсорная перегрузка, размывание границ нормы и не нормы в полоролевом поведении, навязывание нарциссических стереотипов, выхолащивание эмоций и чувств из повседневного общения людей оказывают влияние на семейные устои.
Формируются «размытые» семьи с отсутствием иерархии и четких границ в семье. Многие родители оказываются неспособными к эмоциональному взаимодействию с ребенком. Некоторые родители вообще никогда не играют со своими детьми. Общение родитель-ребенок часто носит функциональный характер. Отцы иногда даже не понимают, чем они могут быть полезны ребенку, кроме зарабатывания денег, и, как с ребенком можно взаимодействовать. Большинство родителей тяжело переживают столкновение с реальностью в виде «неидеальных» родов, в лице «неидеальных» младенцев, «неидеальных» младших школьников или подростков, когда актуализируются страхи и травматические переживания родителей из их собственного детства. При возникновении проблем с физическим или психическим здоровьем ребенка семейная ситуация усложняется многократно.
При этом признать себя «неидеальным» родителем, бывает очень сложно. Еще сложнее рассказать об этом другим людям. Все знают, что родители должны любить своих детей и справляться с их проблемами, но не все родители на это способны. Многие родители испытывают чувство изоляции, беспомощности, замешательства, отчаяния, уходят в примитивные защиты (проективной идентификации, отрицания, проекции). В результате, они как бы отгораживаются от окружающих, «погружаются в вакуум» со своими проблемами и непереносимыми переживаниями.
Группы психологической поддержки родителей, работающие в концепции групп-аналитического подхода призваны заполнить этот вакуум безопасным пространством, где родители смогут поделиться друг с другом накопившейся болью, сомнениями, страхами, и могут научиться справляться со своими непереносимыми эмоциями, чувствами и переживаниями.