Дислексией называют специфические психоневрологические проблемы, связанные с письменной речью: человек никак не может освоить чтение и письмо, хотя в состоянии прекрасно усваивать информацию. Дислексия не так уж и редка, от нее страдают от 5% до 10% людей, но хотя сейчас уже много известно о том, какие факторы, генетические и негенетические, ей сопутствуют, конкретный физиологический механизм нейробиологи пока понимают слабо.
До 50-х годов считалось, что дислексия – это зрительный дефект, однако со временем специалисты пришли к выводу, что тут все дело не столько в глазах, сколько в мозге, в мозговых информационных процессах, что мозг как-то не так обрабатывает зрительную информацию. Более того, возникла гипотеза, что причина дислексии – в нарушениях функциональной латерализации мозга. Как известно, разные полушария предпочитают выполнять разные когнитивные функции, жесткого разделения труда между ними нет, но какие-то вещи преимущественно делает левое полушарие, какие-то – правое.
Если говорить о зрении, то тут мозгу все время приходится согласовывать две картинки, которые он получает от обоих глаз. Левое и правое изображения, пусть и не сильно, но все же отличаются друг от друга, и чтобы получить понятную общую картину, мозг выбирает какой-то глаз за основу. Получается, что наши глаза несимметричны в том смысле, что информация от них обладает, так сказать, разным весом.
Гипотеза насчет дислексии состоит в том, что неспособность воспринимать написанный текст возникает оттого, что оба глаза у человека оказываются «информационно-симметричными», соответственно, в мозге левое и правое полушарие одинаково работают с левыми и правыми изображениями. Однако проверить, так оно или не так, долгое время не удавалось, потому что тут необходимо сначала определить доминантный глаз, а достаточно надежных тестов для этого не было. Например, в одном из тестов нужно держать на расстоянии вытянутой руки карточку с дыркой, и через дырку смотреть на какой-то объект. Приближая карточку к лицу, можно понять, какой глаз обладает преимуществом – однако тут много зависит от расстояния до объекта за карточкой и от угла зрения.
Исследователи из Университета Ренна I предложили здесь другой, более надежный метод, основанный на послеобразах. Так называют феномен зрительного восприятия, когда длительного рассматривания какого-то объекта (например, источника яркого света), либо после яркой вспышки мы продолжаем видеть след изображения, даже если объект уже исчез из поля зрения – послеобраз как бы фиксируется в определенном месте сетчатки. В эксперименте, описанном в Proceedings of the Royal Society B, человек сначала долго смотрел на какой-то контрастный объект, потом закрывал глаза, и видел послеобраз – а потом закрывал глаза еще и руками, и послеобраз медленно угасал. Если затем убирали обе руки одновременно, не открывая глаз, послеобраз восстанавливался, каким и был; если же руки убирали по очереди, то можно было заметить разницу: когда руку убирали от доминантного глаза, то восстановленный послеобраз оказывался ярче.
Такой способ различения глаз, по словам авторов работы, показывал более объективные результаты, и его решили испытать на людях с дислексией. Из тридцати человек, участвовавших в исследовании, у двадцати семи послеобраз оказывался одинаково ярким что в левом глазу, что в правом. Иными словами, причина дислексии действительно может быть в том, что мозг воспринимает информацию от обоих глаз как равнозначную.
Более того, симметричные глаза отличаются от несимметричных по некоторым особенностям строения. В сетчатке есть небольшая зона под названием центральная ямка – из всех слоев сетчатки здесь остается только слой фоторецепторов-колбочек, причем из колбочек есть только те, которые воспринимают зеленый и красный цвета, синих колбочек тут нет. Центральную ямку можно увидеть самому – увидеть в прямом смысле слова: если долго всматриваться в синий экран, то в конце концов в поле зрения появится темный кружок, который называется центроидом Максвелла. Он появляется оттого, что зеленые и красные колбочки не могут в этой точке воспринять световые волны – ведь свет идет на синих частотах.
Исследователи поставили такой опыт с теми, у кого глаза симметричные, и с теми, у кого глаза несимметричные, и оказалось, что у обычных людей, у которых глаза несимметричные, доминантный глаз видит темный участок более круглым, а другой глаз – более эллиптическим по форме. Если же оба глаза были «информационно-симметричны», то оба они видели центроид Максвелла одинаково круглым – то есть с большой долей уверенности можно сказать, что центральная ямка у симметричных глаз устроена одинаково.
Правда, как пишет портал The Scientist пока неясно, почему такое равноправие глаз приводит именно к дислексии, причем тут особенности строения центральной ямки, и нет ли каких-то дополнительных факторов, которые все это связывают воедино. Однако, как полагают авторы работы, тест на доминантный глаз можно было бы уже сейчас использовать ля более надежной диагностики дислексии, если в диагнозе возникают какие-то сомнения.
Автор: Кирилл Стасевич
Источник: Наука и жизнь (nkj.ru)